Исцеление искусством, или Что такое арт-терапия?
Могут ли кисть и краски разрешить ваш внутренний конфликт? Под силу ли кусочку глины справиться с депрессией? Поможет ли несколько горстей песка вернуть уверенность в себе? Арт-терапевты уверяют, что «да», что занятия творчеством – простой и эффективный способ решения психологических проблем и конфликтов, осознания своего места в мире и обретения внутренней гармонии
Врач одного из британских санаториев для туберкулезных больных Эдриан Хилл был по совместительству неплохим художником. Он не сомневался, что рисование – самое приятное и увлекательное занятие в мире. Поэтому однажды Хилл принес в палаты краски и бумагу и предложил пациентам нарисовать что-нибудь «для души» – дал им полную свободу самовыражения. Он надеялся, что это отвлечет несчастных от грустных мыслей, возможно, немного поднимет настроение. Однако результат превзошел все ожидания: многим больным сеансы рисования помогли не только справиться с глубокими затяжными депрессиями, но и заметно улучшить самочувствие. В 1938 г Эдриан Хилл описал свои наблюдения и предложил название для новой психотерапевтической методики: арт-терапия. Развил идеи Хилла британский психотерапевт Эдвард Адамсон (1912-1996), ставший классиком арт-терапевтического подхода в диагностике и лечении психических заболеваний. Он был уверен, что красота и творчество способны заменить любые химические препараты, электрошок и тем более лоботомию при лечении заболеваний психоневрологического характера.
Одной из важнейших задач психотерапии является восстановление нарушенных связей между чувствами и разумом, развитие целостной личности, обнаружение смысла существования. Арт-терапевты полагают, что искусству все это удается наилучшим образом и что творчество – самый короткий и простой путь к пониманию и гармонизации самого себя. Так вот арт-терапия – это метод психотерапии, использующий для лечения и психологической коррекции художественные приемы и творчество. Ряд методик арт-терапии подразумевают пассивное восприятие пациентом специально подобранных специалистом произведений искусства – музыки, живописи, художественных текстов. Однако более эффективным с точки зрения психотерапии методом считается активное вовлечение пациента в творческий процесс.
Методы арт-терапии базируются на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особо задумываясь, что-либо рисует, лепит или сочиняет. Виды арт-терапии примерно соответствуют жанрам искусства, а разнообразие техник неограниченно. Выделяют собственно арт-терапию (визуальные виды искусства), музыкотерапию, танцедвигательную терапию, драматерапию, оригамитерапию, сказкотерапию, песочную терапию, библиотерапию, маскотерапию, этнотерапию, артсинтезтерапию и др.
Чем отличаются сеансы арт-терапии от обычных занятий в художественной студии, драмкружке или танцклассе? В ходе обучения тому или иному виду искусства человек стремиться создать максимально совершенное произведение, обучиться тем или иным приемам и техникам, достичь мастерства. Для участия в арт-терапии не требуется предыдущего опыта творческой деятельности, достаточно элементарных художественных средств. В этом отношении современная арт-терапия наиболее близка к относительно примитивным формам первобытного искусства: и то, и другое основано на спонтанном самовыражении и игнорирует эстетические критерии и профессионализм автора. Для арт-терапии важен не результат занятия, не произведение, созданное участником, а сам процесс творчества. Для участников психотерапевтических групп искусство – не цель, а средство понять и выразить себя. Конечный продукт такого «арт-терапевтического» творчества служит только материалом для анализа специалистом переживаний пациента.
Способность к творчеству – основополагающая черта представителей Homo sapience, важное преимущество человека перед другими видами. Ведь творческий человек – сегодня таких называют креативными – найдет оригинальное решение в любой ситуации, увидит выход, который никто до него не видел, сможет адаптироваться к новым условиям. Таким образом, творчество «терапевтично» по своей природе: оно содержит в себе средства приспособления человека к окружающей реальности и возможность совладать с возникшими проблемами.
Специалисты по арт-терапии утверждают, что метод «исцеления» души с помощью творчества уходит корнями в глубокую древность. Как известно, от грусти и тоски, тревог и отчаяния наших прабабушек и прадедушек спасали песни и танцы, различные ритуалы и обряды. Рукоделие и ремесло как элементы народного творчества многим и сегодня помогают сохранить душевное равновесие и гармонию с миром. В процессе творчества мы забываем о рутине и ответственности, презираем условности, мы можем баловаться, примерять на себя различные роли, окунаться в мир собственных фантазий. Иными словами, важный элемент любого творчества – игра. А игра – это то, чего так не хватает взрослым людям в их серьезном и жестоком мире.
Само по себе творчество – прекрасное средство самовыражения. В процессе творчества человек может проявить себя гораздо ярче и нагляднее, чем в письме или речи. Арт-терапия способствует переходу тех или иных комплексов, конфликтов, проблем из глубин бессознательного в сознание и переживанию сопутствующих им отрицательных эмоций. «Выплеснуть» свои проблемы и фантазии в творчестве значительно легче, чем рассказать о них словами. С другой стороны, фантазии, которые изображены на бумаге или выполнены в глине, нередко облегчают проговаривание переживаний. Во время сеанса человек в форме игры взаимодействует с продуктом своего творчества, который становится проводником в его внутренний мир, а специалист находится рядом с пациентом в процессе его изобразительного творчества, затем участвует в обсуждении мыслей и чувств клиента, материалов и получившегося произведения искусства. Он строит игровые ситуации так, чтобы человек сам увидел свои проблемы, осознал их глубину, нашел решения. С помощью творчества глубинные переживания выражаются свободнее и легче, чем во время рациональной психотерапии. Они не вытесняются, а сублимируются в творчество. Творчество иногда становится единственным видом «связи» между человеком и миром, пациентом и психотерапевтом. При этом арт-терапия является одним из наиболее бережных способов решения внутренних проблем человека.
Во многих странах Европы арт-терапия интегрирована в системы здравоохранения, образования и социального обслуживания
На физиологическом уровне эффект творчества вообще и арт-терапии в частности объясняется тем, что они активизируют правое полушарие мозга. В повседневной жизни большинство из нас перегружает левое «рациональное» полушарие мозга, которое обеспечивает способности к конкретному мышлению, логике, анализу, речи, чтению, счету. При этом правое полушарие, отвечающее за абстрактное мышление, интуицию, восприятие символов и образов, фантазии и мечты, остается не у дел. Согласитесь: вся система воспитания и обучения в западном мире направлена на развитие «левополушарных» функций. Занимаясь творчеством, мы гармонизируем работу различных зон мозга и таким образом не только разрешаем целый ряд внутренних конфликтов, но также открываем для себя новые возможности во всех сферах жизни. Арт-терапия расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах. Она формирует творческое отношение к жизни и умение видеть мир целостным и ярким, развивает ассоциативно-образное мышление, способность находить новые оригинальные решения, новые средства достижения цели.
В настоящее время арт-терапию применяют для решения внутри- и межличностных конфликтов, преодоления кризисных состояний, реабилитации после психических травм и потерь. Арт-терапия эффективно устраняет невротические и психосоматические расстройства, может способствовать излечению психических заболеваний. Метод используют в консультировании и терапии детей и подростков. Кроме того, все больше людей – вполне здоровых и успешных – обращается к арт-терапии как технике развития собственных возможностей и способностей, для более полной самореализации. Чем лучше человек умеет выразить себя в творчестве, тем легче ему реализовать свой жизненный потенциал, построить свою судьбу не по общепринятым стандартам, а по собственному авторскому рецепту. Терапия творчеством опирается на внутренние ресурсы человека и не имеет ни ограничений, ни противопоказаний. Ниже – несколько примеров арт-терапевтических подходов.
Изотерапия. Одним из наиболее распространенных видов арт-терапии является изотерапия (рисунок, лепка) – психологическая коррекция посредством изобразительной деятельности. В изотерапии могут быть использованы уже существующие произведения изобразительного искусства, которые пациент под руководством психотерапевта изучает и интерпретирует. Большой интерес представляют также самостоятельные творческие проявления пациента в изобразительной деятельности. Изобразительное творчество – это не только отражение в сознании клиентов окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. В медицинской практике изотерапия обычно используется с лечебно-реабилитационными целями, в практике психолога – с целью психокоррекции и профилактики. В настоящее время изотерапия используется для психологической коррекции клиентов с невротическими, психосоматическими нарушениями, у детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах.
Изотерапия дает положительные результаты в работе с детьми при затрудненном вербальном контакте: при задержке психического развития, речевых трудностях, нарушениях слуха, умственной отсталости, аутизме. Во многих случаях изотерапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться с психологическими проблемами. Рисунок в этом случае является проекцией личности ребенка, символическим выражением его отношения к миру. В изотерапии психолог помогает детям осознать и разрешить проблемную ситуацию, выразить ее в рисунке (лепке) и определить выход из нее.
Танцетерапия основана на выражении определенных чувств и переживаний с помощью пластики тела. Любое переживание человека, как положительное, так и негативное, связано с изменением мышечно-физиологического тонуса. Любая психическая травма закрепощает мышцы человека, снижает подвижность, мешает свободно выражать эмоции. Снятие такого физического напряжения в танце или в специальных ритмичных упражнениях создает условие для выражения чувств, мыслей и эмоций человека. Гибкое расторможенное тело оказывается более способным к широкому спектру эмоциональных переживаний и выходу отрицательных эмоций.
Песочная терапия. Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с древних времен. В песочной терапии используется деревянный поднос, песок, вода и коллекция всевозможных фигурок (домов, людей, животных и растений, существ реальных и мифических, симпатичных и отталкивающих). Пациенту предлагается построить из всего этого свой мир – таким, каким он его видит. Строя, ломая и опять строя песчаные миры населяя их своими близкими, своими мечтами и страхами, человек зачастую и без помощи специалиста может увидеть, что в его «королевстве» не так, осознать то, в чем ранее себе не признавался. «Игра» с песком помогает человеку установить доступ к глубинам собственного «Я», осознать себя, восстановить психическую целостность.
Артсинтезтерапия – уникальная методика, которая создавалась для развития творческих возможностей личности, но также успешно используется в лечении психических заболеваний. Артсинтезтерапия объединяет семь видов искусств в единой тренинговой системе: ассоциации, стихосложение, живопись, театр, пластику, драматургию, риторику. Задача артсинтезтерапии: развить творческое воображение человека и таким образом задействовать ресурсы человека, которыми он не пользуется.