IT-маркетинг фармпродукции: реалии и перспективы
Еще десять лет назад медпредставители были для врачей едва ли ни единственным источником информации о новых препаратах. Он же были и консультантами. Но времена поменялись. Рынок лекарственных препаратов «разбогател», многие лекарственные средства разработаны по схожим технологиям и имеют одинаковую эффективность, хотя цены могут разниться. Роль медпредставителей «скатилась» к роли обычных торговых агентов, которые, к сожалению, очень часто не умеют достойно представить свой товар, вызывая справедливый гнев врачей за потраченное впустую время на их визит.
С развитием компьютерных технологий маркетинг фармацевтической продукции постепенно выходит на новый уровень работы со специалистами. Речь идет о IT-маркетинге. С каждым днем все больше лечебных заведений в Украине и России снабжаются компьютерами, подключенных в всемирной сети Интернет. Это касается не только больниц и поликлиник, находящихся в больших городах. Очень много медучеждений в небольших населенных пунктах обеспеченны компьютерами и имеют доступ к Интернету. И их количество продолжает расти.
Благоприятным фактором развития IT-маркетинга также является желание врачей самостоятельно оценивать качество предлагаемой продукции. Главными компонентами Интернет-продвижения лекарственных средств являются не только общие данные о препарате, но и сравнительная характеристика препаратов-конкурентов, а также отзывы специалистов и пациенту. Это освобождает медиков от грубого навязывания продукции медпредставителем и дает им возможность самим проанализировать актуальность и потенциальную эффективность препарата.
Несколько лет назад эксперты считали IT-маркетинг явлением, которое только «помогает» традиционным методам продвижения продукции, поскольку его целевая аудитория ограничивалась молодыми специалистами. К тому же существовало очень мало Интернет-порталов, ориентированных на квалифицированных специалистов.
Сегодня, по данным статистики, медики на первое место среди источников профессиональной информации поставили справочники лекарственных средств и специализированные издания, включая их электронные версии. Визит медпредставителя оказался на втором месте.
По мнению директора ООО «Фармэксперт. Аналитика и консалтинг» Николая Беспалова, через несколько лет цифровой маркетинг может полностью «накрыть» украинский и российский фармрынки. Но это не значит, что медпредставители останутся без работы. Им придется просто переквалифицироваться в офисных работников и осуществлять свою коммуникацию с врачами с помощью электронных каналов связи.
Что касается украинского фармацевтического рынка, то IT-маркетинг, возможно, «захватит» его еще быстрее, чем прогнозируют эксперты. Дело в том, что в нашей стране вопрос о развитие цифровой коммуникации в медицине поднят на государственном уровне. Так, на сегодняшний день при поддержке Министерства здравоохранения идет активная разработка телемедицинской сети. К концу следующего года планируется охватить всю территорию Украины. Это дает право предполагать, что по мере продвижения телемедицины будет расширятся «зона действия» IT-маркетинга фармацевтической продукции.
Елена Новицкая