Кадры решают все?..
Вот уже более полувека в зарубежной отечественной прессе время от времени появляется информация об использовании так называемого 25-го кадра, хотя специалисты до сих пор не пришли к единому мнению относительно его способности оказывать влияние на подсознательные процессы психики и исподволь управлять нашими ощущениями и желаниями
Немного теории
Как известно, большую часть информации об окружающем мире человек получает с помощью глаз. Организация зрения является частью зрительного анализатора, который включает также зрительный и зрительные центры, расположенные в коре большого мозга. Скорость восприятия информации глазом опережает скорость ее обработки мозгом. Другими словами, глаз видит больше, чем воспринимает сознание. При просмотре видеоматериала человеческий глаз успевает увидеть каждый кадр и «переправить» информацию в сознание, если частота изображения составляет 24 кадра в секунду. Пресловутый 25-й кадр находится за так называемым порогом различия.
Если снизить частоту смены кадров на экране до 23, то глаз будет различать мигание, и смотреть видеоматериал будет попросту некомфортно. Напротив, при частоте в два или три раза больше, глаз меньше устает, однако мозг по-прежнему будет воспринимать только 24 кадра в секунду. Добавляя каждую секунду один кадр и увеличив частоту обновления картинки до 25, можно в дополнительном кадре поместить «скрытую» информацию — отдельные фразы или графические изображения. Наш глаз «считает» их и передаст в мозг, но они не будут полностью расшифрованы.
Немного истории
У технологии 25-го кадра (на Западе чаще используют термин «сублиминальная», то есть подсознательная, реклама) — достаточно непростая история. Самым первым и, пожалуй, самым известным экспериментом с 25-м кадром является опыт Джеймса Вайкери, по одной версии, не слишком успешного консультанта в области рекламы, по другой — члена Американской ассоциации психологов, Общества прикладной антропологии и Американской ассоциации маркетологов.
Невольными участниками эксперимента стали жители небольшого городка Форт Ли, которые осенью 1957 г. пришли на просмотр одного из наиболее популярных фильмов того времени – «Пикник». После окончания сеанса в буфете кинотеатра объем продаж попкорна увеличился на 50%, а кока-колы — на 18%. Однако на аппетит зрителей повлиял не захватывающий триллер с «гастрономическим» названием. Договорившись с дирекцией кинотеатра, Вайкери вмонтировал в кинопленку кадры с призывами «Вы голодны? — Ешьте попкорн!», «Вас мучает жажда? — Пейте кока-колу!». Слова появлялись на ничтожно короткий миг, всего на 1/300 долю секунды, и человеческий глаз не мог их зафиксировать. Ничего не заметили даже те, кто был предупрежден об эксперименте.
Рекламный трюк или нечто другое?..
Хотя сам Вайкери утверждал, что подобная реклама может лишь «подкреплять» решение потребителя о покупке того или иного товара, а не создавать спрос, вокруг его открытия разгорелась бурная дискуссия. Действительно, если результаты эксперимента достоверны, то Джеймс Вайкери изобрел чудовищный механизм манипулирования сознанием людей.
Когда пресса сообщила о попытках влияния на подсознание, разразился грандиозный скандал. Широкая общественность была в панике: раз таким простым способом можно навязать желание купить попкорн, значит, точно так же можно повлиять, например, на политические убеждения граждан.
Позднее неоднократно предпринимались попытки подтвердить результаты, полученные Вайкери. В 1958 году в ходе исследования, проводившегося рекламным агентством Canadian Broadcasting Corporation, во время популярной воскресной вечерней передачи 352 раза транслировалось сублиминальное послание «Звони прямо сейчас!». Однако этот призыв никак не подействовал на телезрителей. Количество телефонных звонков после окончания эфира было таким же, как и обычно. Когда зрителей попросили угадать содержание «зашифрованного» послания, ни одни из присланных ответов не соответствовал действительности. При этом почти половина респондентов утверждала, что во время программы их мучили жажда/голод. Таким образом, эксперимент продемонстрировал «силу» мифов, циркулирующих в обществе, — после того, как «фокус» Вайкери получил широкую огласку, респонденты изначально были настроены на его повторение.
Впоследствии испытуемым показывали множество рекламных роликов различных товаров как с «зашифрованным» посланием, так и без оного, однако доказательств сублиминального влияния так и не было получено. В прессе появились сообщения о том, что Д. Вайкери, скорее всего, не проводил никакого эксперимента, а устроил грандиозную мистификацию с целью саморекламы…
Слово ученым
Прошло время, а ученые так и не достигли консенсуса относительно специфического действия 25-го кадра. Многие из них признают, что такой эффект существует, однако его воспринимают далеко не все. Даже на тех, кто подвержен воздействию дополнительных кадра, он может оказывать лишь кратковременное влияние. По их мнению, наш мозг рассчитан на восприятие огромного количества информации, но для того, чтобы не произошло «перегрузки», подсознание «фильтрует» то, что не имеет особого значения. Так, вид и звук несущего на человека автомобиля заставят его среагировать за сотую долю секунды, но вряд ли он вспомнит лица пассажиров в метро, которых лицезрел в течение получаса. Это называется «умственной слепотой». Именно умственной слепотой объясняется то, что, глядя на экран, мы не запоминаем большинство рекламных роликов. Но стоит появиться рекламе, которая нам кажется интересной, как мы тут же запоминаем каждое ее слово. На основании этого можно сделать вывод: 25-й кадр при желании может быть «позиционирован» для той или иной целевой аудитории. Иначе говоря, если вы настроены на изучение иностранного языка с помощью сублимальной технологии, то вполне возможно, ваш мозг будет воспринимать скрытые образы, мелькающие на экране; если же вы не подозреваете о «спрятанной» информации, 25-й кадр не окажет на вас ни малейшего воздействия.
Ряд ученых так не думают. Они утверждают, что с помощью 25-го кадра можно достаточно сильно влиять на эмоциональное состояние и поведение людей. В середине 90-х годов прошлого века американские психологи показали студентам-добровольцам двухминутный видеофильм. На экране в вертикальной и горизонтальной плоскостях вращались изображения меблированных комнат. Добровольцы не знали о том, что более чем в 12 местах в фильм вставлены сублимальные кадры. Это были либо позитивные (персонажи популярных мультфильмов), либо негативные (окровавленные лица, монстры из фильмов ужасов), либо нейтральные (серые невыразительные фигуры) образы. После демонстрации фильма было произведено определение степени тревожности зрителей. Результаты оказались весьма красноречивы. Наибольшая тревожность наблюдалась у студентов, которым показывали «кровавые» образы, наименьшая — у тех, кому достались веселые «мультяшки».
Недавно «эффективность» 25-го кадра была подтверждена и группой ученых под руководством Йохана Карреманса из университета Неймегена (Нидерланды), которые продемонстрировали, что сублимальная реклама может помочь в продвижении товара той или иной марки. Ученые решили проверить, можно ли «подсознательно» заставить добровольцев, мучимых жаждой, выбрать определенную марку чая (его предлагали в охлажденном виде). Контрольной группе была предложена минеральная вода, пользовавшаяся у населения примерно такой же популярностью, как и чай. Необходимо отметить, что перед началом эксперимента все его участники должны были съесть очень соленый леденец. После просмотра сублимального видеоряда 80% человек, мучимых жаждой, поддались внушению и выбрали чай. Из контрольной группы чаю отдали предпочтение лишь 20%. По словам Карреманса, «обработка и стимуляция срабатывают лишь тогда, когда то, что пытаются внушить, соответствует намерениям и желаниям объекта внушения».
Главное — добровольно!
Несмотря на разногласия специалистов, в ряде стран коммерческие продукты с использованием сублиминальных технологий получили широкое распространение около четверти века назад.
С помощью 25-го кадра можно не только, к примеру, выучить иностранный язык, но даже избавиться от алкогольной и наркотической зависимости. Суть так называемых видеотерапевтических методик состоит в следующем: с помощью иглоукалывания или электропунктуры воздействуют на точки тела пациента, которые ответственны за степень внушаемости. Затем следует сеанс гипноза, а после этого — демонстрация фильма. Пациенты просматривают видеофильм, в 25-ом кадре которого «спрятана» та или иная цифра. Дело в том, что каждый больной сам определяет для себя период, в течение которого он намерен избегать употребления спиртного или отказываться от курения, и смотрит фильм с соответствующим сублимальным числом.
Несмотря на всю неоднозначность рассматриваемого вопроса, даже в том случае, если 25-й кадр действительно обладает способностью вторгаться в наше подсознание, хочется верить, что он не будет использован против нашей воли даже с самыми благими намерениями…
Сублимальные технологии могут также воздействовать на человека посредством слухового анализатора. С начала 80-х годов прошлого века в США для борьбы с воровством в нескольких супермаркетах вместе с ясно слышимой обычной «магазинной» музыкой стали включать едва различимый быстро повторяющийся шепот: «Я честный человек, я не буду воровать». Владельцы магазинов, внедривших новшество, сообщили о резком уменьшении количества краж.
Японская сублимальная продукция еще более разнообразна: неслышный голос убеждает человека бросить курить, соблюдать диету, спокойно спать, быстро читать, усваивать иностранные языки, преодолевать стрессы и даже испытывать нежные чувства. Примечательно, что на новый товар обратили внимание менеджеры корпораций и фирм, увидев в нем одно из средств повышения производительности труда.
Беспрецедентным скандалом ознаменовалась последняя предвыборная кампания в США. После показа по телевидению рекламного видеоролика представителей республиканской партии обвинили в воздействии на подсознание избирателей.
Ролик был посвящен реформе медицинского страхования, которая являлась частью предвыборной программы Джоржа Буша-младшего. Видеоматериал должен был ассоциировать демократов и их кандидата на пост президента США Альберта Гора с бюрократами. Однако на мгновение на экране высвечивалось только лишь окончание слова «бюрократ» (bureaucRAT), что в переводе означает крыса.
Александра Демецкая