ЖизньСтатті

Как избежать аварии?

20/06/2014

Ответ на этот вопрос и является предметом обучения водителей корпоративных парков по методике защитного вождения.

То, что на дорогах опасно и некомфортно, знают и понимают все. Но зачастую машина является рабочим инструментом, без которого не обойтись, и пример тому — работа медицинских представителей. Можно ли защитить себя и свой автомобиль и получать удовольствие от поездки, несмотря на царящий вокруг нас хаос?

С этим вопросом наш корреспондент обратился к основателю учебного центра «Актив-Безопасность Украина» Сергею Моисееву (СМ) и его руководителю Александре Кравчук (АК)

Сергей Моисеев

— Чем отличаются медицинские представители от всех остальных водителей и почему их надо обучать по специальным программам?

СМ: Медицинскими представителями, как правило, работают люди не старше 35 лет, с высшим образованием, среди них немало женщин. Их задача — ездить по аптекам, больницам, складам, заключать договоры, развозить образцы продукции, организовывать и проводить обучение потенциальных клиентов. Автомобиль для медпредставителей — инструмент, помогающий выполнять основную работу. Им присущ ряд особенностей при вождении — постоянная спешка, цейтнот, повышенный стресс, большая продолжительность рабочего дня и, как следствие, усталость, разговоры по мобильному телефону за рулем, приоритет бизнес-целей над безопасностью дорожного движения, внимание, направленное не столько на дорожную ситуацию, сколько на проблемы бизнеса. Часто приходится ездить на дальние расстояния и в темное время суток. Компании отбирают медицинских представителей по качествам, которые нужны для эффективной организации продаж. Это должны быть люди решительные, нацеленные на успех, в меру авантюристичные и агрессивные, с высокой самооценкой, что иногда приводит к неоправданно высокому риску на дороге. С другой стороны, многие из них имеют медицинское образование и хорошо понимают, насколько хрупкой бывает человеческая жизнь. К тому же у большинства есть маленькие дети, что повышает их ответственность и мотивацию. Важно, чтобы усилия в достижении благородной миссии — продвижение товаров и услуг для красоты и здоровья — не были перечеркнуты трагическими событиями на дороге, уносящими жизнь и здоровье.

За 2011 год в России прошли тренинги 838 представителей фармацевтических компаний

— И что с этим можно сделать, ведь работу выполнять надо, причем в поставленные сроки?

СМ: С учетом специфики медицинских представителей наиболее эффективными для них являются тренинги по защитному вождению (Defensive driving). Под защитным вождением подразумевают стиль езды на автомобиле, позволяющий избежать ДТП при любых обстоятельствах за счет выявления опасности на ранней стадии и грамотного реагирования на нее.

Более 100 человек в Украине (руководители, менеджеры среднего звена, медицинские представители), работающих в различных фармацевтических компаниях, прошли тренинги и семинары в нашей организации

Обучение проводится как в форме семинаров, так и на практике в поездках по дорогам общего пользования по методике вождения с комментариями. Основные темы обучения: приемы наблюдения за дорожной ситуацией, прогнозирование действий других участников дорожного движения, капсула безопасности вокруг автомобиля и расчет безопасной дистанции, как выбрать скоростной режим, проезжать перекрестки, влияние усталости и мобильных телефонов, ночное вождение, как правильно применять средства пассивной безопасности (ремни и подушки безопасности, подголовники, детские кресла). Эта методика основана на разработках лучших мировых школ вождения и обогащена отечественным опытом.

Александра Кравчук

— Много ли тех, кто не хочет учиться?

АК: Людей, демонстрирующих полное пренебрежение, мало. Но первые полчаса занятия все пребывают в состоянии легкой расслабленности, потому что вождение — это такая область, где каждый считает себя знатоком. В глазах часто можно прочесть: «Ну,  и чему вы меня тут научите?».

Искусство тренера заключается в том, чтобы «зажечь» аудиторию, вызвать у нее интерес. Нужно встряхнуть человека, заставить понять: всегда есть чему учиться. Неприятность случается непременно, если человек «застывает» в самоуверенной успокоенности.

— То есть психология вождения занимает в вашей методике ключевое место?

АК: Да. Думаю, что 90% надежности водителя зависит от его мотивации и отношения к вождению и только 10% — от знаний и навыков. Движение по дорогам современного мегаполиса можно сравнить с выживанием на поле боя. Поэтому уместной будет метафора, представляющая идеального водителя как «разведчика». Такой человек умеет пройти сквозь неприятельские ряды совершенно незаметно, целым и невредимым, принести с собой ценную информацию или груз, наблюдая по ходу за обстановкой и приспосабливаясь к ней, анализируя намерения окружающих. Он полностью контролирует себя, не стремится произвести впечатление, победить всех и каждого. Он знает свои возможности, планирует на много ходов вперед, ближайшие задачи не заслоняют от него главной цели.

Водителю необходимо понять: у поведения на дороге есть своя цена. Любая ошибка, как это ни банально, может привести к трагедии. Страховка не освобождает от уголовной ответственности, мы можем стать инвалидами, покалечить или убить других. Кроме того, ДТП — это всегда потеря времени, нервов и денег.

С весны 2012 года учебный центр «Актив-Безопасность» — член RoSPA. Это означает нашу ясную волю и позицию:
как члены организации, мы поддерживаем миссию RoSPA — сберечь жизни и сократить несчастные случаи

— Вы способны лишить людей удовольствия от вождения…

СМ: Я бы не утверждал столь категорично, скорее наоборот. Поступая сообразно нашим рекомендациям, человек перестает откровенно расслабляться за рулем, но начинает вести себя как профессионал, снижается уровень стресса за рулем. Водитель проявляет здоровое уважение к себе, у него повышается самооценка.

— Какие экономические аргументы Вы приводите руководителям компаний для доказательства необходимости дополнительного обучения сотрудников? 

СМ: Снизив аварийность, компания может добиться экономии в страховых премиях на следующий год, сократить расходы на подменный транспорт. Это прямые издержки от ДТП. Есть и скрытые траты — срыв сделок и нарушение планов работы, потеря или порча перевозимого груза, уменьшение остаточной стоимости автомобиля…

Тренинги по Защитному вождению могут снизить количество ДТП до 40–50%

Но, пожалуй, главный экономический эффект — от сокращения потерь рабочего времени. Предположим, компания продает товары на сумму 100 млн долларов в год с рентабельностью 25%. В отделе продаж работают 100 человек, использующих корпоративные автомобили. Сколько стоит их время, если они работают с двумя выходными днями в неделю по 8 часов в день? В среднем каждый из них за год продаст товаров на миллион долларов, а прибыль на каждого составит 250 тысяч. Рабочего времени за год набежит около 2000 часов, следовательно, каждый час простоя стоит не меньше 125 долларов. Если учесть, что ежегодно в ДТП попадает не менее 20–40% всех автомобилей компании, а на каждой аварии теряется от нескольких часов до нескольких дней, то выгода очевидна.

— Можно ли с полной уверенностью говорить о снижении аварийности после тренингов?

СМ: Во всем мире применяют комплексный подход к решению этой проблемы — отбор и тестирование водителей при приеме на работу и выдаче автомобилей, корпоративная политика по использованию автотранспорта, «живые» и дистанционные тренинги, сбор и анализ статистических данных аварийности, разбор произошедших аварий для извлечения урока и распространение информации об этом среди всех водителей. Все больше компаний прибегают к установке видеорегистраторов и мониторов параметров движения, поощрению безопасных водителей и наказанию нарушителей, проводят конкурсы водительского мастерства и Дни дорожной безопасности. Очень важно добиться вовлечения первых лиц компании в разработку и осуществление вышеназванных мероприятий.

Стоит отметить, что тренинги по защитному вождению приводят не только к снижению аварийности, но и к уменьшению износа автомобилей, сокращению вредных выбросов и снижению расхода топлива, поскольку у водителей вырабатывается более плавный стиль вождения.

Беседу вел Илья Мельник

«Фармацевт Практик» #09’  2012

https://rx.ua
ПЕРЕДПЛАТА
КУПИТИ КНИГИ