Как стать властелином времени? Часть 1
А о том, что происходит в экстремальных ситуациях, и говорить не приходится. Внешние события словно замедляются, как в фантастическом фильме, а скорость реакции и мышечная сила тысячекратно возрастают. О «временных фокусах» знают представители всех опасных профессий. А те, кому посчастливилось выжить в авариях и катастрофах, уверяют, что каждая секунда может бесконечно «расширяться» и вмещать в себя столько событий, сколько понадобилось для спасения человеческой жизни.
В чем же дело? Быть может, в том, что часы и минуты – искусственное изобретение цивилизации. Знаете ли вы, что эталоном измерения времени являются атомные (квантовые) часы, которые фиксируют скорость протекания реакций в атомах цезия? А сколько в нас с вами этого вещества? Кислорода – 65%, углерода – 18%, водорода – 10%, азота – 3%, а всех остальных элементов менее 1%. Как видите, о цезии речь не идет! Так почему же наш организм должен согласовывать свои функции со скоростью распада инородного вещества? Да потому, что сумел приспособиться. Ведь приспособление – одно из условий выживания биологических видов.
Тем не менее, внутренние часы, которые определяют срок жизни всех живых существ на Земле, у каждого из нас идут по-своему. Но раз уж мы вынуждены жить по 24-часову расписанию, то почему бы не делать это с максимальной пользой для себя и для других?
Что такое тайм-менеджмент?
Вы собираетесь всю жизнь проработать фармацевтом, или предпочтете переквалифицироваться в реелтора, музыканта, таксиста?.. Мечтаете провести отпуск в Полтаве, Саратове, Париже, Буэнос-Айресе, Тимбукту? Это зависит не только от ваших способностей или суммы на банковском счете. Даже Эйнштейн и Онассис не смогли бы переделать все дела и повидать все на свете. Потому что каждый новый день предлагает нам новые варианты, альтернативы и возможности.
А как насчет сегодняшнего вечера? Вы собираетесь поработать или сходить на концерт, затеять генеральную уборку или как следует выспаться? Все зависит от того, что вы запланировали. И хотя все понимают, что время не растягивается, как меха у гармони, все равно кое-кто умудряется составить расписание, для выполнения которого понадобится несколько недель. В результате эти «трудяги» страдают от стрессов, бессонницы и проблем с желудком. Потому что не могут решить, что делать в первую очередь и что отложить на потом, а еще они не знают, что значит «расставлять приоритеты» и «повышать эффективность труда». Попросту говоря, они не знакомы с тайм-менеджментом.
Что нам мешает эффективно использовать время?
Хотите справляться со всеми делами, запланированными на день, неделю, месяц, год, десятилетие и при этом не чувствовать себя так, словно вы весь день разгружали вагоны с железобетонными блоками? Может быть, вы не откажитесь от перспективы найти в своем расписании время для отдыха, общения с друзьями, игр с детьми, походов в боулинг-клуб или кондитерскую? Тогда давайте разберемся, что нам мешает эффективно использовать время.
Дела растут, как снежный ком. Представьте, что с самого утра начальник дал вам важное задание, предупредив, что ждет его исполнения «на вчера». Но тут оказалось, что с десяток дел требуют вашего немедленного вмешательства, а еще с дюжину – нужно обсудить с коллегами, которых, как на зло, нет на месте. В довершение ко всему, секретарь шефа сообщает, что на складе произошло ЧП, и босс требует разобраться с поставщиками. Что вы станете делать в первую очередь?
Цена ежедневной рутины. Вы давно собирались представить руководству идеи, которые откроют вам дорогу к повышению или мечтали о курсах английского языка, занятиях в бассейне. Но вы никак не можете выкроить время для того, что вам действительно по душе. Потому что ваш день до отказа забит рутинными делами. Вы привыкли вставать чуть свет, готовить завтрак, будить и кормить домочадцев, проверять содержимое портфелей, заворачивать бутерброды, пришивать пуговицы и гладить рубашки, отводить малышей в детский сад и целый час трястись в автобусе до работы. Ну, а там вам приходится выслушивать жалобы посетителей, выносить придирки руководства и, наконец, не чуя ног под собой, спешить домой – заступать на «вторую смену» на кухне и в детской… Как разорвать этот круг?
Всем ИМ нужно ваше время! Шеф ждет отчет о продажах медикаментов, сотрудница просит сходить в супермаркет, сын хочет, чтобы вы отвели его в секцию ай-ки-до, дочь надеется, что вы поможете написать ей сочинение, муж уверен, что вы заберете его костюм из химчистки, свекор настаивает, чтобы вы привели к нему внуков, а сестра никак не может понять, почему вы никак не довяжите свитер, начатый еще позапрошлым летом? Кроме того, в вашей жизни присутствуют другие персонажи – подруги, соседи, одноклассники дочки и сына. И все они не желают ждать своей очереди. Нет, они хотят отнять у вас время немедленно – ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС. Что поделать?!
Дела давно минувших дней. Один известный писатель, который прославился после выхода своей первой книги, заключил договор с издательством. В течение года он должен был выступать с лекциями, участвовать в телепрограммах и модных ток-шоу. Думаете, писатель был счастлив весь этот год? Нет, он страдал, худел и пил горькую. Почему? Да потому, что ему хотелось писать продолжение первой книги, проводить выходные с семьей, встречаться с друзьями и хотя бы изредка ездить на рыбалку. Но он послушно делал то, что было записано в контракте… А что еще ему оставалось? Вот так и вы можете оказаться связанными обязательствами, лишившими вас свободы выбора.
Неожиданные препятствия могут отнять у вас еще больше времени. Однажды утром вы обнаружите, что забыли выключить фары – и аккумулятор вашей «девятки» (или «ниссана», а может быть, «форда») окончательно сел. Поэтому вы прибудете на работу не за пятнадцать минут до начала (чтобы подготовиться к важному совещанию), а с опозданием на полчаса или больше. В этот момент вы узнаете, что начальник уже раз пять справлялся о вашем отсутствии, а в приемной вас битый час дожидается важный клиент, встречи с которым вы добивались всю последнюю неделю. Что вы предпримите в данной ситуации?
Что предпочесть? Вот в чем вопрос! Вы долго работали в государственной аптеке. Там, правда, платят маловато, и отсутствие перспектив не греет душу… И вдруг вам предложили торговать запчастями. Зарплата – О-ГО-ГО! К тому же, фирма оплачивает доставку обедов и «представительские расходы» – ужины с VIP-клиентами в неплохом ресторане. Но в этом «оплоте буржуазии» вам не станут оплачивать отпуск и больничный (а ведь дети так часто болеют, и у вас уже здоровье не то, что в молодости!). Хотя этой суммы будет достаточно, чтобы отдыхать всей семьей на египетском пляже… Каким будет ваш выбор?
Конечно, не каждый день вам приходится менять работу. Но сотни тысяч больших и малых выборов, которые вы делаете в течение каждого года, месяца, дня и даже каждой минуты, напрямую связаны с тем, каким образом вы используете время. В рассмотренных нами ситуациях чаще всего возникают «временные ловушки». Как бы вы повели себя в каждой из них? Не спешите с ответом. В следующий раз мы поговорим о том, откуда берутся цейтноты, а также о том, каким образом можно повысить эффективность работы.
Продолжение следует…
Алена Филиппова