Кино «со вкусом»
Для максимального погружения в реальность современный кинематограф задействует не только зрительный и слуховой анализаторы, но и обоняние, осязание, вестибулярный аппарат. Ощущения падения в пропасть, ускорения или полета, запахи, дым, ветер, снег и т.д. позволяют зрителям совершать увлекательные путешествия во времени и пространстве
СтереоЭра
Имитация третьего измерения, вызывающая у зрителя иллюзию глубины пространства, существует в кинематографе достаточно давно. Эра стереоскопического кинематографа началась в конце 1890-х гг., когда британский первопроходец кино-искусства Уильям Фриз-Грин подал патентную заявку на метод производства стереоскопического фильма. Однако из-за того, что метод подразумевал применение слишком громоздкой аппаратуры, его использование в кино-театрах представлялось непрактичным.
Считается, что первым стереофильмом, демонстрировавшимся публично в коммерческом порядке, стала «Сила любви», представленная в кинотеатре отеля «Амбассадор» в Лос-Анджелесе 27 сентября 1922 г.
Современные компьютерные технологии позволяют создавать псевдостереоизображения с помощью компьютерной графики без применения стереокамер.
Надо сказать, что термины «трехмерная графика» (3D-графика) и «3D-кинематограф» описывают принципиально разные явления и технологии. Другими словами, не все, что выпукло, — это 3D. Картины, снятые с применением специальных камер (тех, на которые снимал Джеймс Кэмерон своего «Аватара»), можно пересчитать по пальцам. Помимо того, что их аренда обходится в целое состояние, они еще и крайне громоздки в обращении. Поэтому значительно проще и дешевле снять обычное кино, которое затем можно оцифровать.
В «ХD»-формате
В свою очередь, так называемое 4D-кино — это маркетинговый термин, описывающий комбинацию 3D-кино и различных физических эффектов, синхронизированных с фильмом.
4D-кинозал представляет собой усовершенствованный цифровой кинотеатр, в котором используются специальные кресла с двигателями, форсунками, дополнительными акустическими системами. Также в зале могут быть установлены отдельные генераторы запаха, света (для генерации молний) и других спецэффектов. Зрители могут ощущать движение и вибрацию кресел, ветер, дым, брызги воды, запахи.
Задействование различных органов чувств позволяет создать в мозге целостную картину мира, обеспечивая новизну ощущений и большую передачу исходной (снятой) информации, которой лишены обычные 3D-кинотеатры.
Таким образом, 4D-кино — это аттракцион, который не имеет ничего общего с пространственным четвертым измерением.
Ароматизация зала тоже, по сути, явля-ется 4D-эффектом. Одним из первых фильмов, передающим запахи, в 2011 г. стала кинолента «Дети шпионов 4: Армагеддон», где роль 4D исполнял так называемый аромаскоуп (аромоскоп) — карточка, обработанная маслами с запахом. Ее каждое поле пронумеровано, и когда на экране появляется определенная цифра, нужно потереть монеткой соответствующее поле на своем аромаскоупе.
В некоторых кинотеатрах идут еще дальше и называют подобное сочетание «5D-кино», обосновывая это тем, что «4D» — «3D» плюс подвижные кресла, а эффекты окружающей среды добавляют уже пятое измерение. Также можно встретить термины «6D-кино» или обобщающий «XD-кино», что также является маркетинговым ходом.
Примечательно, что в США еще в 30-х гг. прошлого века использовали различные «ХD» форматы. К примеру, во время показа фильма ужасов на зрителей брызгали теплой водой, символизирующей «экранную» кровь.
Подготовила Александра Демецкая