Лекарственные средства: запретить нельзя рекламировать
Начиная с 2010 года, украинские политики ломают голову над тем, стоит ли запрещать рекламу лекарственных препаратов в СМИ. В течение двух последних лет Верховную Раду поступило целых два проекта, разработчики которых предлагают ограничить распространение информации о лекарственных средствах. Первый – проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере здравоохранения», авторами которого являются Т. Бахтеева, Ю. Гайдаев, В. Карпук, А. Павловский, подразумевает внесение изменений в ст. 26 Закона Украины «О лекарственных средствах» и предлагает разрешить распространение информации о лекарствах только в специализированных изданиях для медиков, а также на семинарах, симпозиумах и конференциях, посвященных медицинской тематике. 12 ноября 2010 года этот проект был успешно принят в первом чтении.
Второй – проект Закона Украины «О внесении изменений в статью 21 Закона Украины «О рекламе», разработанный главой Коммунистической партии Украины П. Семоненком, предусматривает также ограничение рекламы лекарственных средств. Но в отличие от первого, «детище» Симоненка можно назвать более демократичным, поскольку, кроме специзданий и семинаров, его проект разрешает рекламировать лекарства внутри медицинских учреждений и аптек. Также предусматривается расширение общей информации о лекарственном препарате. Например, в рекламе должны быть обязательно указаны противопоказания и рекомендация консультации с врачом перед применением. Но во время голосования10 октября 2011 годапроект провалился, так как при 226 необходимых голосах, «за» проголосовало только 69 депутатов.
Цели обоих проектов схожи – предупредить плачевные последствия самолечения, так как люди привыкли больше доверять рекламе, нежели специалистам. По статистике, 30% населения Украины, наблюдая у себя симптомы простуды, под влиянием рекламы отправляется сразу в аптеку, минуя кабинет врача.
О необходимости законодательных изменений говорит и тот факт, что система закупок лекарственных средств не соответствует структуре заболеваемости и смертности. Получается, что люди покупают не те препараты, которые им действительно нужны, а те, которые популярны.
В Ассоциации фармакологов Украины считают, что врачей следует обязать выписывать пациентам рецепты, указывая не название препарата, а главный компонент. Однако это не может гарантировать полной безопасности в лечении, так как фармпроизводители будут «обрабатывать» фармацевтов и провизоров, и покупаться будут опять-таки препараты, которые лучше прорекламированы.
Последним шансом изменить нынешнее законодательство в области рекламирования лекарств остается проект Т. Бахтеевой, который уже готов ко второму чтению.
Некоторые страны уже практикуют «безрекламное» распространение лекарственных средств. Например, в Азербайджане с декабря 2006 года законом «О рекламе» запрещено распространение любой информации о лекарствах. А 2008 году Европейской комиссией было утверждено предложение об ограничении информации о продукции, предоставляемой фармпроизводителями.
Елена Новицкая