Леворукое меньшинство
Как всякое меньшинство, левши внушают враждебность, подозрительность, впечатление отсутствия всяких человеческих добродетелей и умений. Они чаще становятся психоневротиками, эпилептиками, заиками; обнаруживают трудности при письме и чтении, зеркально пишут, затрудняются в ориентации в пространстве, рисовании; упрямы, непорядочны, гомо- и бисексуальны. Но Леонардо да Винчи и Микеланджело — левши…
Ж. Эррон
«Плавающий» показатель
Данные исследований, проведенных едва ли не во всех странах мира, позволяют утверждать, что примерно у 80% насе-ления Земли ведущей является правая рука. И в то же время показатели встречаемости леворуких варьируют от 8 до 30%.
Столь разноречивые данные специалисты поясняют неоднородностью изучавшихся популяций по таким важным признакам, как род деятельности или место проживания. Известно, к примеру, что особенно много леворуких встречается среди артистов, математиков, художников, архитекторов, бухгалтеров и спортсменов. А среди горожан леворуких намного больше, чем среди сельских жителей, что связано с их миграцией в города «в поиске приемлемых социально-профессиональных ниш». Небезынтересно и то, что соотношение право-руких и леворуких меняется с возрастом.
Судя по результатам многочисленных исследований, в годовалом возрасте 52% детей являются праворукими и 47% леворукими, к 2 годам эти показатели изменяются до 70 и 29% , а к 7 достигают 80 и 20% соответственно.
Версии происхождения
На сегодняшний день существует не-мало версий происхождения левору-кости. Но основными признаны только три — генетическая, культурно-социальная и патологическая. Идея о наследственной обусловлен-ности леворукости возникла еще в конце XIX в., после того как В. Огль обнаружил, что леворукие дети гораздо чаще рождаются у леворуких родителей, нежели у праворуких.
За это время появилось немало генетических моделей, объясняющих механизм наследования мануального предпочтения. Ни одна из них не выдержала проверки фактическими данными. Тем не менее генетическая версия происхождения леворукости и сегодня имеет едва ли не наибольшее число сторонников.
В альтернативной (культурно-социальной) концепции леворукость, впрочем, как и праворукость, рассматривается «как следствие социального воспитания, опыта, условий жизни». Согласно промежуточной (генетико-культурной) гипотезе, возникновение леворукости в равной степени обусловлено генетическими и культурологическими факторами.
Обе описанные выше концепции имеют своих адептов, равно как и представление о патологической обусловленности лево-рукости. Некоторые сторонники этой версии ничтоже сумняшеся заявляют, что единственной причиной леворукости является врожденная энцефалопатия. В подтверждение справедливости своей точки зрения они обычно ссылаются на увеличение числа леворуких среди близнецов, особенности внутриутробного развития которых предрасполагают к формированию церебральной недостаточности.
Некоторые (и таких в научной среде большинство) полагают, что лево-рукость может быть обусловлена не только пренатальными и ранними постнатальными нарушениями, но и другими факторами. К примеру, социально-культурными или генетическими. Мало того, у них есть собственное видение причин трехкратного (!) увеличения численности леворуких европейцев за последние 50 лет.
На практике для выявления левши обычно используется методика, включающая три группы тестов: для определения ведущей руки, ведущего уха и ведущего глаза
Согласно общепринятому мнению, наблюдаемый феномен связан с отказом от переучивания лево-руких детей вкупе с созданием специальных техни-ческих приспособлений и инструментов, предназначенных для леворукого меньшинства. Нисколько не уменьшая значимости этих перемен, исследователи, тем не менее, полагают, что дело не только в них, но и в повсеместном увеличении числа детей с врожденной или приобретенной в раннем младенчестве мозговой недостаточностью. Однако численность детей с генетически обусловленной левору-костью, на их взгляд, остается неизменной на протяжении веков, если не тысячелетий.
Однако вернемся к патологической леворукости. На сегодняшний день достоверно известно, что она может иметь как периферическое, так и центральное происхождение. К примеру, ребенок, страда-ющий правосторонней кривошеей, по сути, обречен на леворукость. И причина тому простая — из-за выраженного гипертонуса всего шейно-грудного отдела ему довольно трудно, а иногда и невозможно манипулировать правой рукой. В равной степени это справедливо и в отношении врожденной или приобретенной в самом раннем возрасте травме правой руки.
Что касается центрального происхождения леворукости, то под ним подразумеваются функциональные и органические нарушения различных мозговых структур, сформировавшиеся в пренатальном или пери-натальном периоде, такие, к примеру, как недостаточная активность левого полушария, гипертензионно-гидроцефальный синдром, недостаточность стволовых образований мозга. Но детский мозг настолько пластичен, что адекватная нейропсихологическая коррекция церебральных нарушений зачастую приводит к спонтанной смене ведущей руки с левой на правую. Правда, возможно такое «превращение» только у детей младше семи лет. Тот же эффект, с теми же возрастными ограничениями наблюдается и у детей с локальными поражениями стволовых и срединных структур мозга после оперативного вмешательства.
Наука и жизнь
На бытовом уровне, а порой и в специальной литературе понятия «леворукий» и «левша» употребляют как синонимы. Хотя с позиций нейропсихологии леворукость трактуется как преимущественное использование левой руки, тогда как понятие «левша» подразумевает комплексную характеристику, отража-ющую большую активность правого полушария голов-ного мозга. Соответственно, о взаимозаме-няемости понятий, об их синонимичности можно говорить лишь в тех случаях, когда доминирование левой руки обусловлено генетически заданной организацией мозга. Это в теории. На практике для выявления левши обычно используется мето-дика, включа-ющая три группы тестов: для определения ведущей руки, ведущего уха и ведущего глаза. И еще из практики известно, что в сравнении с правшами у левшей богаче словарный запас, более выражены творческие способности. Левши более эрудированны, склонны к принятию нестандартных решений и намного лучше справляются с работой, требу-ющей интуиции и инициативы. Но в то же время они отличаются эмоциональной не-сдержанностью и склонностью к аффективным реакциям. К тому же у левшей гораздо чаще (нежели у праворукого большинства) развивается зависимость от психоактивных веществ, а в детстве наблюдаются искажения и задержки в развитии речи (устной и письменной), чтения, счета. Словом, левшам присущи как негативные, так и позитивные особен-ности. По мнению нейропсихологов, это две стороны одной медали — специфической организации мозга левшей, что, прежде всего, выражается в менее жестких (чем у правшей) связях между полушариями, а также корковыми и подкорковыми структурами.
Судя по результатам многочисленных исследований, в годовалом возрасте 52% детей являются праворукими и 47% леворукими, к 2 годам эти показатели изменяются до 70% и 29% , а к 7 достигают 80% и 20% соответственно
Тем не менее некоторые родители, впрочем, как и педагоги, считают преимущественное использование левой руки не более чем прихотью ребенка. Как следствие, возникает желание переучить его, сделать таким, как все. Рано или поздно они добиваются своего: ребенок начинает активно использовать правую руку. Но как сказал кто-то из психологов по поводу переучивания левшей, «с природными особенностями человека шутить нельзя».
И действительно, переучивание нередко приводит к заиканию, делает ребенка раздражительным, лишает его аппетита. Со временем могут возникнуть и более серьезные нарушения, проявляющиеся частой головной болью и постоянной вялостью. А в итоге могут развиться невротические реакции (нервные тики, энурез) или даже тревожные расстройства.
Ребенок из Зазеркалья
Как живется ребенку-левше в «праворуком» мире, можно понять, прочитав (или пере-читав) «Алису в Зазеркалье» Л. Кэрролла. В ней наглядно описаны особен-ности зрительно-пространственного восприятия левшей, из-за которых им трудно запомнить направление хода часовых стрелок, опре-делить «лево», «право», иногда — «выше», «ниже». Л. Кэрроллу вторит А. Семенович, автор современной монографии «Эти невероятные левши»: «Любой, кто вступает в контакт с ребенком-левшой, приходит в радостное недоумение от его видения мира. Это не просто отсутствие пространственных навыков и во внеш-нем, и во внутреннем планах, на макро- или микро-уровне. В мире левшат читать, писать, рисовать, считать, вспоминать, интерпретировать сюжетную картинку можно начать с любой стороны. Они так видят!».
Естественно, такое видение, мягко говоря, усложняет процесс обучения. Но, судя по данным специальных психологических исследований, у левшат чрезвычайно развит самоконтроль, что помогает им до-биться нужных результатов обходным путем. Иллюстрация тому — две истории из жизни левшей.
Девочка семи лет, писавшая «зеркально», чтобы научиться писать должным образом, изобрела собственный мнемонический прием: связала пространственное положение всех букв с известными предме-тами. (Для справки: «зеркальное» письмо означает замену первой буквы последней, второй — предпоследней…).
Мальчик восьми лет, писавший все слова слитно, поступил иначе. После полугода мучений принялся изучать морфологию слова, затем проработал этимологические и лингвистические словари и в итоге добился абсолютной грамотности.
Ламара Львова, канд. биол. наук