Любовь и боль длиною в жизнь
Ей ставили в вину разрыв отношений между Зигмундом Фрейдом и Карлом Юнгом, а ее работы по психоанализу, повлиявшие на взгляды этих выдающихся ученых, предали забвению. И только десятилетия спустя, благодаря найденным дневникам и письмам, имя одной из первых женщин-психоаналитиков, пациентки и возлюбленной блистательного Карла Юнга и лучшей ученицы великого Зигмунда Фрейда — Сабины Шпильрейн по праву заняло надлежащее место в истории. Трагической судьбе этой женщины, ставшей легендой российского психоанализа, посвящены фильмы, спектакли и книги…
Посреди большого поля вырастите дуб и напишите: я тоже однажды была существом мыслящим и страдающим, меня звали Сабина Шпильрейн…
Из дневника Сабины
«Блаженное детство»
Сабина родилась 7 ноября 1885 года в семье ростовского предпринимателя Нафтула Шпильрейна. Ее мать — Ева Люблинская практиковала в стоматологии, но после замужества оставила медицину, посвятив жизнь семье. Отец, энтомолог по образованию, был удачливым бизнесменом, и это позволяло Шпильрейнам вести изысканный, светский образ жизни. Все дети Нафтула и Евы — трое мальчиков и две девочки получили блестящее образование. Лучшая гимназия, репетиторы по четырем языкам, атмосфера, пропитанная наукой, литературой и музыкой… Но при этом в доме царили жесткие порядки, установленные тираном-отцом. «Любимый с болью отец» избивал своих отпрысков за любые нарушения установленных правил, во время наказания заставлял целовать ему руки, унижая провинившегося на глазах у других детей. Романтичная и мечтательная, с живым воображением, тонкая и ранимая Сабина жестоко страдала от непонимания родителей. Любовь для неё стала неотделимой от боли. Однажды после ссоры с матерью она бросилась в прорубь, пытаясь покончить с собой. Затем — объявила голодовку и довела себя до крайней степени истощения. К 16 годам у девушки развилось тяжелое психическое расстройство, вызванное смертью горячо любимой сестры. Несмотря на это, в 1904 году она с золотой медалью окончила женскую гимназию. Уже планировалась поездка в Цюрих, единственный город, где женщины могли в то время получить высшее образование, но продолжение учебы пришлось отложить. Истерические припадки участились, к ним присоединились депрессия, галлюцинации, вновь проявились суицидальные наклонности. Не доверяя российским врачам, Ева увозит дочь ее в Швейцарию.
Так закончилось «блаженное детство» Сабины (как она его позже назовет), которое само по себе является классическим примером для психоанализа.
Врач и пациентка
Девушке поставили диагноз — «психотическая истерия». За лечение 19-летней пациентки взялся молодой и никому в то время не известный врач Карл-Густав Юнг. Амбициозный 30-летний доктор, увлекающийся психоанализом и состоящий в переписке с самим Зигмундом Фрейдом, решает впервые в своей практике опробовать метод учителя и заручается его поддержкой. Юнг подробно информирует наставника о ходе лечения, называя Сабину в письмах малышкой.
Результат превзошел все ожидания. За восемь месяцев Карлу удалось победить недуг, повысить свой авторитет в научных кругах и на практике доказать фрейдовскую теорию истерии. Но не только об этом сообщал Юнг своему наставнику — он решился еще на один довольно рискованный эксперимент. Использовав идею Фрейда, ученый применил необычный метод терапии — оздоровление психики пациентки с помощью переноса ее нереализованных желаний на себя.
Благодарная Сабина со всей пылкостью юного сердца влюбляется в доктора. Женатый Юнг отвечает ей взаимностью. Он не склонен придерживаться традиционной морали и признается в этом в своих письмах к девушке: «Я никак не могу обойтись в моей жизни без счастья и любви, без бурной, вечно сменяющейся любви». Между ними возникает тайная любовная связь, которая продлилась три года.
Фрейд, зная «своего Юнга», всячески поощряет и оправдывает своеобразные опыты своего юного друга. И на это у него есть причины. Основатель современного психоанализа считает Юнга своим наследником и видит его будущим главой психоаналитического движения.
Окрыленная любовью Сабина покидает клинику и снимает в Цюрихе квартиру, где продолжает встречаться со своим кумиром. Она разделяет его увлечение психоанализом и, чтобы освоить эту науку, поступает в университет на медицинский факультет.
Еще Сабина мечтает родить от Юнга сына. В своих фантазиях она даже имя ему придумала — Зигфрид. «Для меня Зигфрид — Христос, хотя и не совсем…Моя проблема, связанная с Зигфридом, могла разрешиться рождением реального ребенка или появлением символического младенца, сочетающего в себе арийские и семитские черты, например, в результате союза вашего и фрейдовского учения», — писала она Карлу. Ее несбыточная мечта объединить великие культуры, учения и традиции была навеяна трудами Вагнера и Ницше. Эта идея категорически не понравилась молодому врачу и в отчете наставнику он сообщает о своем решении «отпустить птичку на волю». Но сделать это не успел, разразился скандал…
Мужские игры
Узнав об «экспериментах» мужа, жена Юнга (тоже его бывшая пациентка) устраивает ему сцену и пишет анонимное письмо матери Сабины. Оскорбленная Ева грозит открыть глаза на происходящие главному врачу клиники, где работает Карл, и требует оставить дочь в покое. Во избежание огласки, Юнг бросает свою пациентку и отказывается от места в клинике. Однако слухи начинают распространяться с быстротой снежной лавины. Психоаналитик, стараясь выпутаться из создавшегося положения, посылает Фрейду лживое послание: «Должен вам сказать, что меня сейчас ужасно сильно занимает один комплекс, а именно пациентка, которую я несколько лет назад с самой большой самоотдачей вырвал из тисков тяжелейшего невроза; и теперь она теряет мое доверие и мою дружбу самым гадким образом. Она устроила страшный скандал, причем из-за того, что я отказал ей в удовольствии иметь от меня ребенка. По отношению к ней я всегда оставался в границах джентльменства, тем не менее из-за своей завышенной совести я чувствую себя не совсем чистым в этой истории».
Карл, называющий себя «самым невинным из всех супругов», шлет также письма матери Сабины, в которых обвиняет девушку в сексуальных домогательствах и выставляет себя невинной жертвой. Он требует выплатить ему гонорар за оказанные медицинские услуги — якобы это должно свидетельствовать о платонических отношениях между врачом и пациенткой. Сабина тяжело переживает предательство возлюбленного. Она изливает свои страдания в дневнике, где каждая строчка пронизана страстью к Карлу. В записях причудливым образом сплетаются высокомерные суждения и выводы о собственной неполноценности, сомнения в женской привлекательности, творческих способностях и мысли о самоубийстве.
Боль Сабины становится ее силой. Она заканчивает учебу, затем блестяще защищает докторскую диссертацию по теме, которую начала разрабатывать вместе с Юнгом, — «О психологическом содержании одного случая шизофрении» (в том же году Карл публикует этот материал под своим именем, поменяв лишь название). Шпильрейн ведет практику и издает научные работы по психологии на французском и немецком языках. Ее труд «Деструкция как причина становления» признан выдающимся. Но она опасается, что Юнг может присвоить ее мысли, как это уже случилось однажды. В своем дневнике Сабина пишет: «…Как я могу уважать человека, который мне лгал, украл мою идею, оказался мне не другом, а мелочным и корыстолюбивым соперником? Как я могу его любить? Ведь я люблю его, несмотря ни на что! Вся моя работа пронизана этой любовью. Было бы невыносимо оказаться в его глазах простофилей. Нет, я хочу быть благородной, гордой, всеми уважаемой! Я должна быть достойна его, и идея, которой я дала жизнь, должна появиться под моим именем». Опасения оказались не напрасными, цитаты из упомянутой работы заимствовали впоследствии и Фрейд, и Юнг, «забыв» упомянуть автора и сделать необходимые ссылки.
Несмотря на напряженную работу, Сабину мучит одиночество, ей не хватает дружеского участия. Отчаявшись, она обращается к другу и учителю своего любимого — Зигмунду Фрейду и просит у него аудиенции. Но Фрейд ей отказывает и требует, чтобы Юнг предоставил подробную информацию об этой особе. Тому ничего не остается, как признаться наставнику, что Сабина и есть та самая «малышка», его «тяжелая» пациентка. Карл лукавит и изворачивается. По его словам, он не решался прервать эти далеко зашедшие отношения только из-за боязни рецидива недуга Сабины. Завязывается долгая переписка между Фрейдом, Юнгом и Шпильрейн, в которой звезды психоанализа проявили себя не лучшим образом.
Сабина, отстаивая свою точку зрения, посылает Фрейду копии писем Карла к ее матери. Разоблаченный Юнг сожалеет о допущенном грехе. Он признает вину и называет свое поведение «подлым поступком, спровоцированным страхом». Фрейд по-отечески журит ученика и советует ему не слишком сокрушаться по этому поводу. А у Сабины просит прощения за неверные суждения о ней и предлагает уладить дело между собой, не «пороча» имя наследника психоаналитического престола. В знак примирения он приглашает ее в Вену — прочитать свои работы на знаменитом еженедельном заседании «Общества по средам». Доклад Шпильрейн произвел бурю среди психоаналитиков. Фрейд начинает симпатизировать Сабине. Он приписывает себе открытие юного дарования и представляет ее как свою ученицу.
Обретая себя
Сабина сделала так, как просил ее учитель. Она великодушно простила Карла и его «лукавого» наставника, взвалив всю вину за случившееся на свои хрупкие плечи.
Весной 1913 года отношения Фрейда с Юнгом прерываются. Учитель понимает, что из-за националистических взглядов Карла и его нежелания следовать за своим наставником мечта о наследнике становится нереальной. В своем письме Сабине, он вскользь отмечает: «Мои личные отношения с вашим германским героем окончательно испортились». Истинные причины разрыва хранились в тайне, и последователи Фрейда во всем обвинили Шпильрейн. Сабина пыталась примирить враждующие стороны: «Я осуждаю его отношение к вам, профессор Фрейд, и еще менее расположена простить ему это, чем историю со мной. Но, невзирая на все колебания Юнга, он мне по душе, и я была бы рада вернуть его в лоно нашей церкви. Вы, профессор Фрейд, и он даже не подозреваете, что принадлежите друг другу в большей степени, чем кажется». Ее попытки потерпели фиаско — Карл Юнг был предан анафеме. Несмотря на это, Шпильрейн переводит работы отверженного на русский язык и пропагандирует его идеи в России. Фрейд же злится и ревнует — он желает видеть ее в качестве своего переводчика.
А Сабина мечтала совсем о другом. Она надеялась встретить родную душу и единомышленника, ведь ее счастье было таким коротким. Она знает, каково жить с разбитым сердцем и ежедневно доказывать себе и своему бывшему возлюбленному, что она сильная, гордая и талантливая. «Полно, никаких женатых мужчин! — пишет Сабина в своем дневнике. — Встретить бы того, с кем можно было бы создать мирное семейство. Я подарила бы ему все самое лучшее. Мы гуляли бы вместе под открытым небом и проводили бы в натопленной, изящно меблированной комнате долгие зимние вечера. Ближе к ночи я устраивалась бы на софе с вязанием, а он читал бы мне свои сочинения. И тогда наши мысли и чувства сливались бы воедино. Время от времени я устраивала бы любимому сюрприз в виде собственной статейки, которую он принимал бы как свое любимое дитя».
Сабина едет в Ростов читать лекции по психоанализу и в городской синагоге регистрирует брак с 32-летним врачом-педиатром Павлом Наумовичем Шефтелем. Молодожены возвращаются в Европу, и там у них рождается дочь Рената. Сабина продолжает творческий поиск — она переезжает в Берлин, затем Мюнхен, где изучает мифологию и историю искусств, а мечта о счастливой семейной жизни с Павлом разбивается вдребезги. Он не разделяет интересы жены, не желает «скитаться» и возвращается в Ростов, а Сабина с головой окунается в изучение гармонии, композиции, пишет серию статей в европейских журналах, ведет практику и продолжает мечтать… о Юнге. «Он по-прежнему будет любить меня, любить так сильно, как отец. Я представлю его мужу как лучшего друга и поцелую на глазах…».
Тем временем в Европе становиться популярной «русская тема», «Русские ближе к самоанализу…», – сказал однажды Фрейд. «Русские ближе к бессознательному», – сказал он в другой раз. Ему кажется, что у психоанализа в СССР большое будущее. По совету учителя Шпильрейн в 1923 году возвращается на родину.
Юнг вскоре прекратил о ней говорить и перестал цитировать ее работы в своих публикациях. Для него она абсолютно исчезла — выпала из памяти.
Не отрекаются любя…
Сабина поселяется в московском Доме ученых, где живут ее братья Ян, Эмиль и Исаак, ставшие выдающимися ученными, и разворачивает кипучую деятельность. Она становиться научным сотрудником Государственного психоаналитического института, читает лекции по психологии, ведет прием в детском городке имени III Интернационала. В числе 5 самых авторитетных психоаналитиков возглавляет Русское психоаналитическое общество. Кроме того, заведует секцией детской психологии при 1-м Московском университете и руководит уникальным семинаром по работе с детьми на основе психоанализа.
«Работаю с наслаждением, считаю себя рожденной и призванной для моей деятельности, без которой не вижу в жизни никакого смысла», — пишет Сабина в те годы. Но ее счастье опять оказалось недолгим. В 1924 г. Шпильрейн лишают возможности принимать больных, а через год, по решению Совнаркома, Государственный психоаналитический институт ликвидируют, а психоанализ как науку запрещают. Работавшие в нем сотрудники подвергаются гонениям и преследованиям, многие попадают в застенки НКВД, некоторые эмигрируют. Сабина решила «спрятаться» в Ростове. Ей удалось наладить отношения с мужем, и в 1926 году у супругов рождается вторая дочь – Ева. Психология для Шпильрейн уходит на второй план, она на полставки работает в детской поликлинике и изредка читает лекции в Ростовском университете. В остальное время занимается воспитанием дочерей. Девочек учат музыке, танцам и живописи. Мать поддерживает их увлечение рисованием и подолгу рассматривает рисунки. Именно они послужили материалом к ее последней работе «Детские рисунки с открытыми и закрытыми глазами», опубликованной в Европе в 1931 г. Как жила Сабина в страшные годы репрессий, неизвестно. НКВД расправилось со всеми ее братьями, муж, опасаясь репрессий, покончил жизнь самоубийством, отец умер.
Ей исполнилось 52 года, когда она осталась одна с дочерьми. Рената училась в Москве по классу виолончели, а дарование скрипачки Евы высоко оценил сам Ойстрах, приезжавший в Ростов в 1940 г. Боль и страдания согнули гордую Сабину (очевидцы помнят худенькую старушку в старой черной юбке до земли и в ботинках на застежках «прощай молодость», сидящую на уголке дивана и о чем-то пишущую), но не сломили. От любви к Юнгу и к психоанализу она так и не отреклась.
В начале войны Сабина отказалась эвакуироваться, не захотела она спасти и своих девочек, которым одна из приятельниц предложила воспользоваться фальшивыми документами и выдать их за армянок. Шпильрейн просто не могла поверить в то, что такая высококультурная нация, как немцы, среди которых она прожила долгие годы, и к которой принадлежал ее любимый, способна к геноциду.
Душным утром 11 августа 1942 года Сабина Шпильрейн и ее дочери были расстреляны фашистами вместе с тысячами других евреев.
P.S. Всю жизнь она шла своей дорогой. Ее цельную натуру не сломило предательство возлюбленного, наоборот, именно любовь побудила ее реализовать себя в науке.
«Желание умереть — это часто не что иное, как желание истребить себя в любви», — написала она однажды.
Татьяна Ломоносова