Магия матэ
“…Матэ — как отпущение всех грехов, знаешь, невероятно успокаивает. Матэ — как абзац. Выпил — и можешь начинать с красной строки.”
Хулио Кортасар. Игра в классики
Прошли те времена, когда о матэ можно было прочитать только в произведениях классиков латиноамериканской литературы и дневниках Че Гевары, а его вкус был знаком лишь немногим нашим соотечественникам. Сегодня любой на собственном опыте может убедиться в уникальных свойствах культового напитка настоящих индейцев и борцов за революцию
Божественный эликсир
Напиток матэ известен со времени существования древнейшей южноамериканской цивилизации гуарани. Сегодня без него не обходится ни один уважающий себя аргентинец, парагваец или уругваец.
Употреблять в пищу листья и побеги вечнозеленого кустарника Yerba Mate, известного также как падуб парагвайский (Illex Paraguariensis), индейцы гуарани начали около восьми тысяч лет назад.
Гуарани считали матэ «божественным эликсиром жизни», обладающим магической силой, и отводили ему более важное место, нежели еде или сну. Во время ритуальных церемоний матэ пили из общего сосуда, передавая его друг другу подобно «трубке мира». Живя в диких лесах Парагвая и Бразилии, они месяцами обходились без пищи, утоляя голод ежедневной порцией настоя матэ. С помощью чудо-напитка индейцы лечили бессонницу и бесплодие, укрепляли боевой дух перед сражениями, набирались сил после болезней, походов и ранений. По верованиям некоторых индейских племен, он возвращает молодость старикам.
Древние легенды гласят, что боги даровали матэ для того, чтобы «наполнить сердца любовью, тела — энергией, а помыслы – чистотой».
Согласно одной из них, его подарил индейцам бог Виракочи, спустившийся с небес, дабы полюбоваться своими творениями. Желая отблагодарить за гостеприимство бедняка, который жил в лесной хижине с внучкой и разделил с небожителем свой скудный стол и убогий кров, Виракочи превратил девочку в прекрасное растение, ставшее самым ценным достоянием народа гуарани. С тех пор матэ лечит, утоляет жажду и снимает усталость…
От индейцев о существовании йерба матэ и его удивительных свойствах узнали испанские миссионеры из ордена иезуитов. Напиток быстро завоевал популярность среди колонистов и испанских моряков. Иезуиты наладили экспорт «зеленого золота» в Европу, где продавали спиртовую настойку матэ под названием «Настой монаха», а также целебный безалкогольный напиток в том виде, как пьют его на родине, то есть в виде чая.
В конце XVII века матэ употребляли при королевских дворах, он был дорог в цене и окружен ореолом тайны. Массовое его потребление в Европе началось лишь в 30-х годах прошлого века. Мода на матэ пришла вместе с модой на танго, сальсу, самбу и румбу.
Следует отметить, что неоднократные попытки культивировать падуб парагвайский за пределами его родины, оказались тщетными. Это растение любит богатую железом почву, влажный климат и «мягкий» режим сбора урожая. Однажды поврежденное, дерево матэ быстро засыхает.
Матэин и все-все-все
Начиная с XIX века свойства матэ и его влияние на организм вызывают пристальный интерес ученых. Их выводы единодушны: йерба матэ можно использовать как естественный и безопасный стимулятор, нормализующий работу и активизирующий защитные силы организма.
По составу, а также процентному содержанию витаминов и микроэлементов матэ намного превосходит зеленый чай. В приготовленном напитке содержится 196 активных химических элементов, а в зеленом чае – на 52 единицы меньше.
Согласно результатам исследований Института Пастера (Франция), в матэ есть практически все витамины и минеральные вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма: витамины группы В, витамины А, С, Р, Е, рибофлавин, никотиновая и пантотеновая кислоты, магний, кальций, железо, натрий, калий, эфирные масла, смолы и танины, а также фруктовые сахара (глюкоза, пентоза и др.), растительные жиры и бензолы. Все эти вещества и определяют специфические характеристики матэ как напитка.
Кроме того, йерба матэ содержит алкалоид, названный учеными «матэин», вызывающий прилив энергии и способствующий концентрации внимания. Будучи стимулирующим веществом, матэин не провоцирует развития побочных эффектов, как при употреблении кофеина.
В здоровом теле
Несмотря на то, что матэ славится способностью вызывать прилив жизненных сил, снимать физическую и психическую усталость, увеличивать сопротивляемость организма, возможно, основное его действие направлено на органы пищеварительного тракта. Матэ способствует нормализации и улучшению пищеварения, восстановлению поврежденной и воспаленной слизистой оболочки кишечника. Тем, кто соблюдает диету, матэ поможет справиться с чувством голода и придаст силы; это отличное средство для борьбы со стрессами. Напиток улучшает настроение и нормализует сон, делая его более глубоким и спокойным.
Установлено также, что матэ стимулирует работу иммунной системы, — употребление напитка во время болезни ускоряет процесс выздоровления.
Имеются доказательства того, что матэ положительно влияет на сердечно-сосудистую систему, а также стимулирует работу надпочечных желез.
Искусство матэпития
В отличие от чая, производство матэ более примитивно — собранные листья сушат на костре, затем измельчают и досушивают. Кроме традиционного зеленого матэ существует еще и «жареный». Длительная сушка придает ему темный цвет, выраженный «пригоревший» вкус и аромат чернослива.
Надо сказать, что магический напиток далеко не сразу обрел популярность в Европе. Виноват в этом способ заваривания. Часто матэ заваривают «по-европейски» — на чашку берут две-три ложки матэ и заливают не очень горячей водой. Вкус напитка отличается от традиционно заваренного матэ, но тонизирующий эффект практически не «страдает». Классический способ приготовления чая матэ предполагает использование специальных аксессуаров. Заваривать следует в специальном сосуде — тыквенном калебасе, а пить через трубочку — бомбилью. Калебас изготавливают из плода калебасового дерева или маленькой бутылочной тыквы (по-испански «calabacita» означает «тыковка»). Чтобы она превратилась в калебас, ей «открывают рот», то есть делают поперечный срез на уровне суженной части или чуть выше, а затем высушивают на солнце или обжаривают на костре. Природный цвет бутылочной тыквы — светло-коричневый, но в процессе высушивания он может приобретать любой оттенок коричневого. Тыкву часто украшают резьбой, выжженным узором или обтягивают кожей.
Истинный поклонник матэ никогда не будет пить его через край, а использует специальную «соломинку» — бомбилью, которую традиционно изготавливают из металла, реже — из кости, тростника или дерева. На одном ее конце находится мундштук, на другом — наконечник в виде ситечка. Как и калебас, бомбилью изобрели индейцы гуарани. Изначально она представляла собой полые стебли, к которым прилаживали сеточки-фильтры из скрученных волокон растения (чтобы частички матэ оставались в калебасе). Такое строение (трубка с прикрепленным к ее основанию фильтром) бомбилья сохраняет до сих пор, различаясь в различных регионах Южной Америки формой фильтра и длиной трубки.
Прежде чем начать использовать новый калебас, его нужно «оживить», иначе заваренный матэ не сможет правильно «дышать» и будет «умирать» раньше времени. «Взбодрит» калебас кипяток, которым его обдают изнутри, а также заварка, которую засыпают и заливают горячей водой. Спустя сутки сосуд следует очистить, вновь засыпать заварку и заварить. «Общаться» с матэ таким образом калебас должен трое суток. После этого он готов служить вам верой и правдой, постоянно напоминая о том, что матэ — это легенды, обычаи и просто стиль жизни.
Оригинальные рецепты приготовления матэ
1. Для приготовления «вареного матэ» в кипящую воду засыпают заварку из расчета 50 г на 1 л воды. Кипятят одну-две минуты, затем снимают с огня и через ситечко разливают по чашкам или калебасам. Вареный матэ часто пьют с сахаром.
2. Для приготовления «медового матэ» сахар-песок насыпают в калебас (либо на дно кладут ложечку меда), добавляют сухую заварку и заливают горячей водой.
3. Для того чтобы приготовить «горький матэ», заварку заливают уже подслащенной горячей водой, предварительно разведенной с сахаром или медом.
4. В «праздничный матэ» вместо воды добавляют молоко, в которое бросают горящий древесный уголек, обсыпанный сахаром. Этот божественный напиток цвета какао имеет ни с чем не сравнимый вкус.
5. Если залить матэ холодной водой и положить в калебас несколько ломтиков лимона, то получиться «летний матэ». Приготовленный таким образом напиток должен настояться (иногда до часа), тогда он медленнее «отдает» свой вкус. В холодный матэ часто добавляют лед, сахар, апельсиновый, грейпфрутовый или лимонный сок, листья мяты и др.
NB!
В отличие от чая хорошо закрытый заваренный матэ довольно долго (2-4 дня) не теряет вкуса и полезных свойств. Лучше всего подобным образом сохраняется классический «горький матэ».
***
Вкус матэ меняется, постепенно раскрываясь в процессе питья: от легкого травянистого до явно выраженной горечи и терпкости, присущих зеленому чаю высшего качества.
Известный французский антрополог Клод Леви-Стросс в своей книге «Печальные тропики», написанной по материалам экспедиций в Южную Америку в 30-40-х годах прошлого века, отмечает:
«Существует несколько способов питья матэ. Во время экспедиции, обессиленные и нетерпеливо жаждущие немедленно восстановить силы, мы удовлетворялись тем, что бросали горсть порошка в воду и, доведя до кипения, тут же снимали напиток с огня, что очень важно, поскольку иначе матэ теряет свой вкус. В этом случае напиток называется cha de mate. Он темно-зеленого цвета и почти маслянистый, как крепкий кофе.
Когда нет времени, можно ограничиться terere: горсть порошка залить холодной водой. Чтобы избежать горечи, можно также приготовить mate dulce, как это делают прелестные парагвайские женщины; в этом случае следует посыпать порошок сахаром, помешивая на большом огне, залить эту смесь водой и процедить.
Однако я не знаю любителя матэ, который не предпочел бы всему остальному шимарран..; это был одновременно и общественный ритуал, и индивидуальный порок. Все усаживаются вокруг маленькой девочки, которая приносит горелку, чайник и сосуд из тыквы-горлянки с носиком, украшенным серебром, или — как в некоторых районах — рог зебу, фигурно вырезанный пеоном. Сосуд на три четверти наполнен порошком, который девочка медленно пропитывает горячей водой. Когда смесь превращается в кашицу, в ней делается углубление трубочкой из серебра, внизу оканчивающейся утолщением с дырочками; углубление делается очень осторожно, чтобы утолщение на трубочке опустилось как можно глубже, но одновременно чтобы между ним и кашицеобразной массой оставался какой-то зазор, где будет образовываться настой.
Теперь шимарран уже готов, остается лишь еще раз насытить его водой и подать хозяину дома; тот потягивает его два или три раза и возвращает сосуд; то же проделывают все по очереди, сначала мужчины, а потом женщины, если они принимают в этом участие. Вся процедура повторяется по кругу, пока сосуд не опустеет».
Подготовила Александра Демецкая
“Фармацевт Практик”