ЖизньСтатті

Маленькие бунтари от года до трех

10/01/2012

К психологам нередко обращаются мамы и бабушки малышей, которых обуревают противоречивые чувства: вполне разумный и смышленый малыш совершает нелепые поступки, всем своим поведением демонстрирует полное пренебрежение к требованиям взрослых и к самым простым правилам безопасности

Родители жалуются, что ребенок

  • неуравновешен и подвержен перепадам настроения: только что смеялся, а через секунду заходится от слез;
  • привлекает к себе внимание самыми «нездоровыми» способами: хнычет, кривляется, может закатить истерику в публичном месте;
  • вдруг стал бояться: темноты, собак, находиться в пустой комнате, еще недавно спал один, теперь соглашается засыпать только у мамы под боком;
  • невнимателен, непоседлив, не дает ни минуты покоя;
  • не может найти контакта с другими детьми, драчлив, часто употребляет слово «мое»;
  • склонен «застревать» на дурных (и не очень) привычках – грызет ногти, засыпает только под одну и ту же сказку, не выходит из дому без любимого зайца;
  • неосторожен – может опрокинуть на себя чайник с кипятком, разрезать электрический шнур, чуть не съел все таблетки из аптечки;
  • бурно протестует против самых простых требований, всякий раз пытается настоять на своем, даже если это идет ему во вред;
  • действует как маленький варвар, приводя в негодность все, что попадет под руку (рисует на стенах, бьет посуду, ломает игрушки) и др.

Если бы у родителей было время и желание заглянуть в самую простую книгу по возрастной психологии, то они бы узнали, что такое поведение специалисты рассматривают как вполне нормальное, а все что кажется диким и ужасающим, присуще почти всем детям в возрасте от одного года до трех лет. В англоязычных странах этот возрастной период даже обозначают специальным термином — тоддлер (toddler – ребенок, начинающий ходить).

Уход за ребенком требует одновременной работы души, ума и интуиции. Нужно не только «чувствовать» ребенка, но и обладать базовыми знаниями о его возрастных особенностях. Понимание того, что происходит с малышом, гораздо важнее конкретных советов, как себя вести.

Возраст от одного года до трех лет — не менее бунтарский период в развитии личности, чем знаменитый подростковый. И в том, и в другом случае ребенок выходит на новый виток независимости. Чтобы у малыша не было повода бунтовать, родителям важно не переусердствовать в опеке, не препятствовать развитию самостоятельности. Бурные реакции маленького человека вовсе не означают, что он «плохой», это следствие того, что взрослые неправильно себя с ним ведут. Всем своим поведением ребенок доказывает, что он – самостоятельная личность.

Малыш-тоддлер находится во власти противоречивых чувств: ежесекундно борется за свою свободу и независимость, но в то же время он постоянно должен чувствовать родительскую защиту. Такой ребенок пытается нащупать границы дозволенного — может по нескольку раз повторять шалость, чтобы убедиться, что этого действительно нельзя делать. Родителям приходится балансировать на грани: не опускаться до вседозволенности, но и не «зажимать» малыша бесконечными запретами, не позволять стать маленьким тираном и вместе с тем не дать ему повода усомниться в том, что он любим.

Малыш от года до трех все время трудится — активно познает мир, приобретает опыт, шаг за шагом отвоевывает самостоятельность. Дело родителей, бабушек и дедушек — запастись терпением и спросить себя, готовы ли они увидеть в несмышленыше личность, потребности которой нужно уважать.

В этот период надо дать малышу как можно больший простор для деятельности, ежедневно утолять его стремление к познанию окружающего мира, но при этом следить, чтобы его развитие не было хаотичным и нездоровым. Режим дня необходим всем детям, а маленьким с неокрепшей нервной системой — в особенности. Яркие впечатления длинного, наполненного событиями дня, переполняют малыша, будоражат развивающееся воображение. Это может сделать беспокойным сон, а нервную систему — очень возбудимой. Поэтому малышу потребуется ненавязчивая помощь окружающих, которые бы рационально организовали его жизнь, выделив в разумных пропорциях время для «работы», отдыха, подвижных игр на свежем воздухе и спокойных развивающих занятий. Однако прежде чем ребенок уразумеет границы дозволенного, вначале их должны осознать сами взрослые.

Важное слово «нельзя!»

Для того чтобы малыш был счастлив и нормально развивался, нужно свести к минимуму мелкие конфликты, которые могут положить начало серьезной конфронтации «отцы – дети» в будущем. Желательно, чтобы отец и мать выработали общие подходы к слову «нельзя». Очень опасно злоупотреблять этим словом, ведь ребенку совсем не просто понять разницу между «нельзя ковыряться в носу» и «нельзя ковыряться в розетке»; «нельзя брать конфету» и «нельзя брать чайник».

Количество запретов должно быть невелико и касаться безопасности ребенка, комфорта окружающих. Например, нельзя крутить ручки кухонной плиты, трогать розетки, брать нож, шуметь, когда бабушка отдыхает, таскать собаку за хвост, выбегать на дорогу; есть окурки; канючить в магазинах и др. Нарушение таких запретов должно влечь за собой мгновенное и достаточно суровое наказание.

Вместе с тем, взрослым стоит между собой согласовать, что мелкие пакости, которые неизбежны, заслуживают лишь порицания с объяснением последствий неверных действий. Очень полезно расширить спектр общения с ребенком, заменив слово «нельзя» более мягкими формулировками («Я тебе не советую», «Не стоит…»; «Лучше не надо»; «Это не красиво»; «Осторожно, ты можешь разбить…»; «Если ты промочишь ноги, нам придется вернуться домой»; «Ты не боишься порвать свое новое платьице?»; «Ты уверен, что тебе хочется…?»; «Вот видишь, к чему привела твоя неосторожность»; «А теперь давай уберем то, что ты натворила…»).

Ребенок как у себя дома

Перед тем как малыш начнет ходить, посмотрите на свое жилище с точки зрения безопасности и комфорта для ребенка. Уберите в недоступные для него места всякого рода безделушки (вазочки, статуэтки, шкатулочки) и те вещи, которые вам не хотелось бы видеть у него во рту (косметику, лекарства, бытовую химию). Постарайтесь, чтобы квартира стала раем для подрастающего малыша: «первый этаж» шкафчиков, полок и столиков отдайте ему на откуп.

В доступных местах можно держать яркие цветные лоскуты и домашнюю одежду самого малыша (совсем неплохо, если он, играясь, с удовольствием перемеряет все свои шапочки, попытается надеть кофточку или натянуть башмаки); детские книги, старые журналы, книги с картинками. Можно сформировать несколько ящиков с какими-нибудь интересными и одновременно безопасными вещами. Ребенок будет в восторге, когда найдет шкатулку с большими пуговицами, коробку с бобинами от лески или ящик, набитый старыми открытками. На кухне в нижних отделениях оставьте кастрюли, кастрюльки, кружки и черпачки, в которые так интересно набирать воду, чтобы потом с упоением переливать из одной в другую (за это время вы успеете сварить супчик).

Не хотите, чтобы малыш рисовал на стенах? Пусть у него всегда под рукой будут карандаши и вдоволь бумаги или картона. А можно приладить доску для рисования мелом, а то и цветными мелками. Многие родители не допускают даже следов пластилина в доме. И зря, так как лепка просто неоценимое упражнение для развития моторики рук, от чего будет зависеть, насколько легко он потом научится писать. А уж продумать, как организовать работу малыша с пластилином, – это дело техники.

Привыкайте вместе с ребенком стряпать, делать уборку, постирушку, купать маленькую сестричку или братика. Может показаться, что на это будет уходить слишком много времени. Но это только на первый взгляд. Если вы попытаетесь что-то делать сами, то малыш всяческими способами постарается привлечь к себе ваше внимание: то ему захочется пить, то на горшок, то у его любимой машинки отпадет колесо. В итоге на самые простые вещи вы потратите гораздо больше времени и нервов, чем если бы трудились вместе с сынишкой или дочуркой.

Малыш быстро усвоит, что если мама собирается печь пирог, то самое время доставать маленькие машинки, на которых так интересно возить муку, а чуть позже мама даст кусочек сырого теста, из которого можно вылепить «колобок», «змею» или «гриб». А если папа зовет с собой в мастерскую, значит, можно будет покопаться в заветном ящике с «инструментами». Маленькие дети обожают забивать гвозди, «наживленные» папой в доску, прилаживать к винтам гайки и пр.

Совсем не просто, оставаясь взрослым, уметь видеть окружающий мир глазами ребенка. И вместе с тем это так интересно!

Мария Кириленко

По материалам индивидуальных консультаций психологов Киево-Святошинского Центра социально-психологической реабилитации населения и его информирования по вопросам последствий Чернобыльской катастрофы

 

https://rx.ua
ПЕРЕДПЛАТА
КУПИТИ КНИГИ