Малоизвестные стороны гриба-дождевика
В поле и в лесу часто можно встретить грибы необычной формы, из которых при малейшем прикосновении во все стороны разлетается облачко спор. Их называют дождевиками или порхавками, а латинское название рода звучит как Lycoperdon. Используют ли эти грибы в фармацевтике и медицине?
Неожиданный подход
Большинство грибов рода Lycoperdon съедобны до тех пор, пока не созреет споровый порошок. А когда споры и мякоть приобретают коричневатый цвет, они перестают быть похожими на потенциальное блюдо, зато появляются другие идеи по поводу их применения.
О галлюциногенном эффекте Lycoperdon науке ничего не известно, однако после сомнительных подростковых экспериментов появилось заболевание с красноречивым названием «ликопердоноз». Болезнь классифицируют как гиперчувствительную пневмонию, называемую также внешним аллергическим альвеолитом, который проявляется воспалением альвеол в легких вследствие гиперчувствительности к ингаляционной естественной пыли. В данном случае это респираторное заболевание возникает в результате вдыхания большого количества спор дождевика и сопровождается тошнотой, учащением пульса, одышкой и характерными хрипами.
Читайте также: Антираковые свойства гриба Volvariella bombycina
Ликопердоноз обычно лечат кортикостероидами, которые уменьшают выраженность воспалительной реакции. Иногда для усиления эффекта добавляют противомикробные препараты.
Истории болезни
Ликопердоноз был впервые описан в медицинской литературе в 1967 г. Житель Норвегии попытался остановить кровотечение из носа путем вдыхания большого количества спор Lycoperdon, следуя советам народной медицины.
Известен случай, когда пациент вдохнул настолько много спор, что они облачком выходили у него изо рта при каждом выдохе. Для спасения жизни ему провели бронхоскопию и в течение 4 нед поддерживали с помощью искусственной вентиляции легких.
Читайте также: Как грибы повлияли на историю человечества?
В Висконсине после грибной вечеринки госпитализировали восемь подростков, которые вдыхали споры дождевика. У пяти из них в течение недели возникли клинические симптомы в виде кашля, лихорадки, одышки, миалгии и усталости. А двум пришлось делать интубацию, чтобы они могли опять свободно дышать. В другом случае подростку удалили часть легкого, он провел 18 дней в коме и у него развились тяжелые повреждения печени.
Кроме того, ликопердонозом могут заболеть собаки после прогулки в лесу или в поле, где по какой-то причине выросло много дождевиков.
Что содержится в дождевике?
Из плодовых тел Lycoperdon perlatum выделены и идентифицированы несколько химических соединений, в том числе производные стеринов, ароматические соединения и специфическая ликопердиновая кислота.
Стероидные производные включают гидрокиланострол, эргостерина энантиостерол, эргостерола дегидропендероксид и др. Соединения, придающие дождевику характерный аромат, это октанон и октенол. Плодовые тела содержат коричную кислоту и пигмент меланин. Предварительный анализ ликопердиновой кислоты позволил предположить, что это вещество по аналогии с глутаминовой кислотой проявляет антагонистическую или агонистическую активность в отношении глутаматных рецепторов в центральной нервной системе млекопитающих. А вот галлюциногенный эффект дождевика не обнаружен, так что по-прежнему непонятно, зачем подростки вдыхали его споры.
Народная медицина и исследования
Виды Lycoperdon иногда используют в народной медицине вследствие возможных гемостатических свойств его спор. По данным исследования установлено, что экстракты дождевика обладают противобактериальной и противогрибковой активностью.
В лабораторных условиях вытяжки Lycoperdon perlatum подавляли развитие культур патогенных бактерий Bacillus subtilis, Staphylococcus aureus, Escherichia coli и Pseudomonas aeruginosa. Причем их антибактериальная активность сопоставима с таковой ампициллина. Экстракт дождевика также угнетает развитие Salmonella enterica, Streptococcus pyogenes и Mycobacterium smegmatis. Кроме того, подтверждена его противогрибковая активность в отношении Candida albicans, C. tropicalis, Aspergillus fumigatus, Alternaria solani, Botrytiscinerea и Verticillium dahliae.
Татьяна Кривомаз, д-р техн. наук, канд. биол. наук, профессор
“Фармацевт Практик” #9′ 2018