Мама напрокат
По статистике, 20% всех супружеских пар бесплодны. Для многих из них суррогатное материнство становится единственной возможностью обзавестись потомством.
Ребенок на заказ
Суррогатное материнство дает шанс иметь своего ребенка женщинам, перенесшим хирургические вмешательства по поводу удаления матки, например, вследствие миомы и т. д. Нередко о суррогатной маме приходится думать дамам, страдающим тяжелыми заболеваниями, которые могут воспрепятствовать благоприятному исходу беременности.
Суть подобной практики заключается в том, что «нареченные» родители и суррогатная мать заключают договор, согласно которому женщина вынашивает беременность, рожает ребенка, а затем передает его на усыновление бездетной супружеской паре. Договоренность бывает полной или частичной. При частичном (традиционном) суррогатном материнстве предполагается использование яйцеклетки суррогатной матери и семени «нареченного» отца, при полном (гестационном) — генетического родства между суррогатной матерью и ребенком не существует. В матку суррогатной матери вводят зиготу, полученную путем слияния яйцеклетки и сперматозоида «нареченных» родителей.
Соглашение о суррогатном материнстве может быть коммерческим и альтруистическим. Первое предусматривает материальное вознаграждение, второе не предполагает иной оплаты, кроме возмещения расходов в период беременности.
«За» и «против»
Общество относится неоднозначно к суррогатному материнству — оно провоцирует появление множества проблем этического, медицинского и юридического характера.
Противники этого метода считают, что он превращает детей в подобие товара и создает ситуацию, когда состоятельные граждане могут нанимать женщин для вынашивания своего потомства. Многие сторонники феминистического движения полагают, что такая практика будет способствовать сексуальной эксплуатации женщин.
По мнению представителей церкви, реализация суррогатного материнства влечет за собой пренебрежение глубокой эмоциональной связью, которая устанавливается между матерью и плодом в период беременности. Кроме того, при всей своей важности, деторождение не является единственной целью брака. Православная церковь, принимая идею сотворчества Бога и человека в преображении мира, тем не менее отвергает любые попытки человека заменить собой Творца. Если один из супругов бесплоден, другой должен принимать его таким, каков он есть, не пытаясь в той или иной форме найти ему замену.
Высказывают опасения, что некоторых женщин может психологически травмировать необходимость отдать ребенка, ставшего «своим» за время вынашивания в утробе и родов, даже если вначале казалось, что она сможет расстаться с ним.
Сторонники суррогатного материнства приводят иные аргументы. Для семьи, бездетной из-за неспособности жены зачать или выносить плод, — это единственный способ получить ребенка, который будет генетически «своим» для мужа, а в некоторых случаях — для обоих супругов. Они отмечают также, что процедура, позволяющая произвести на свет желанное дитя, по сути, мало чем отличается от усыновления. Это не коммерциализация деторождения, а глубоко гуманный человеческий акт любви и сотрудничества. Конечно, он связан с потенциальным риском для суррогатной матери, но она может, оценив опасность, согласится либо отказаться от предложения. Ратующие за суррогатное материнство не считают его формой эксплуатации, так как женщина, добровольно решившая стать суррогатной матерью, получает за это материальную компенсацию, а также моральное удовлетворение от приносимой пользы.
Мать и Закон
Во Франции и Германии суррогатное материнство запрещено законом, в других странах запрещены лишь коммерческие соглашения о нем. Подобная практика существует в Канаде, Израиле, Великобритании, некоторых штатах Америки (Нью-Хемпшир, Вирджиния) и Австралии (Виктория).
Согласно британскому законодательству, соглашение о передаче родительских прав заказчикам недействительно, если оно предъявлено менее чем через шесть недель после рождения ребенка. Кроме того, само по себе желание генетических родителей не является достаточным условием для передачи родительских прав — требуется специальное решение суда. А в соответствии с законодательством штата Нью-Хемпшир (США), женщина, выносившая и родившая ребенка, имеет право передать его заказчикам в течение 72 часов с момента рождения.
Согласно Семейному кодексу Российской Федерации, «лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери)». То есть государство дает женщине, родившей ребенка, право самой решать его судьбу. В соответствии с Семейным кодексом Украины (ст. 123 «Про визначення походження від батька, матері дитини при штучному заплідненні та імплантації зародка») вопрос о «принадлежности» новорожденного решается в пользу семейной пары, от которой был получен генетический материал для искусственного оплодотворения суррогатной матери.
Отечественный Законопроект о биоэтике в статье «Обеспечение безопасности жизни и здоровья матери и ребенка» запрещает женщинам предлагать свои услуги в качестве «суррогатной матери… во избежание кризиса, связанного с установлением личности новорожденного и разрушением традиционного кровного родства». Это положение — не что иное, как запрет на суррогатное материнство. Оно возлагает уголовную или гражданскую ответственность на женщину, предлагающую подобные услуги. Предполагается, что ни один медработник не вправе использовать современные репродуктивные технологии для зачатия ребенка, подразумевающие вынашивание его суррогатной матерью. Однако в исключительных случаях законопроект все же предусматривает возможность искусственного оплодотворения суррогатной матери при условии, что она материально не заинтересована в данной операции, кроме того, она имеет право оставить ребенка себе.
Суррогат (от лат. surrogatus — поставленный вместо другого) — это предмет, лишь отчасти заменяющий другой, с которым он имеет некоторые общие свойства, но не обладает его качествами. Итак, кто же является полноправной матерью ребенка, появившегося на свет в результате не вполне традиционных манипуляций? Некоторые ученые отдают предпочтение биологической матери. Свою точку зрения они обосновывают соображениями этики, суть которых в том, что беременность и роды ставят женщину, выносившую дитя, несоизмеримо ближе к нему, чем генетическую. По мнению других, независимо от того, заключался договор или нет, с момента рождения между ребенком и биологической матерью возникает семейно-правовая связь, которая не нуждается в договорном опосредовании.
Противоположной точки зрения придерживаются те, кто считает, что истинными родителями должны быть признаны супруги, являющиеся заказчиками и предоставившие генетический материал, так как биологическое родство определяется генетическим материалом, а не вынашиванием в теле женщины. Разница между биологической связью и биологическим родством состоит в том, что первая прекращается с момента рождения, а вторая сохраняется и передается из поколения в поколение.
Еще одна точка зрения: суррогатную мать можно считать юридической только в том случае, если яйцеклетка для эмбриона взята из ее организма. Если же донором является женщина из бесплодной пары, то она и является матерью ребенка.
В марте 1987 года суд Великобритании решил вопрос об оставлении двойни в пользу суррогатной матери, не пожелавшей отдать новорожденных заказчикам и отказавшейся от причитающегося ей вознаграждения. В том же году суд штата Нью-Джерси (США) принял сторону бездетной пары и лишил материнских прав Мэри Уайтхед, выносившую беременность, но не захотевшую расстаться с ребенком после его рождения.
Сотрудники Санкт-Петербургской государственной медицинской академии и Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. И.П. Павлова решили выяснить, что думают о суррогатном материнстве атеисты и верующие, как врачи, так и люди, не имеющие отношения к медицине. Возможность суррогатного материнства по обоюдному согласию сторон не отрицают 70,2% врачей-атеистов и 52,8% неверующих граждан. Положительно относятся к данной проблеме 68,6% верующих врачей и 47,5% далеких от медицины респондентов. На вопрос, нужно ли оплачивать суррогатное материнство, большинство анкетируемых высказались положительно (85,3% врачей-атеистов и 82,0% неверующих, а также 82,9% верующих врачей и 86,2% религиозно настроенных граждан). Наибольшее затруднение у респондентов всех групп вызвал вопрос о том, кого же следует считать матерью ребенка? По мнению большинства опрошенных, ею должна быть биологическая мать.
Риск коммерциализации можно снизить, если суррогатной матерью станут родственники бесплодной пары. Например, англичанке Эдит Джонс пересадили эмбрион, полученный путем слияния яйцеклетки, взятой у ее дочери, 22-летней Сюзанны, и спермы зятя, 23-летнего Крича Ленгстона. В результате женщина стала бабушкой и матерью одновременно.
А как же малыш?
Высказываясь «за» или «против» суррогатного материнства, сравнительно мало говорят о ребенке. А ведь он может унаследовать генетические дефекты от вынашивающей его женщины (в случае использования ее яйцеклетки). Возможно также повреждение плода в результате ненадлежащего поведения суррогатной матери (например, если она в период беременности будет употреблять наркотики или недостаточно хорошо питаться). Столь же важны вопросы психологической адаптации. Если ребенок узнает правду о своем появлении на свет, это может стать для него источником переживаний. Неизвестны также последствия контактов ребенка с биологической матерью после его рождения (а это возможно, если суррогатная мать является родственницей или человеком, близким семье)…
На большинство вопросов нет однозначного ответа. Одно можно сказать наверняка. Как известно, существует и другое определение суррогата — фальсифицированный продукт, иными словами — подделка. Так вот, малыш, появившийся на свет благодаря суррогатной матери, уж никак не является суррогатом.
На сегодняшний день от суррогатных матерей в мире родилось более 1500 детей (по некоторым данным, около 250 тыс.).
Подготовила Александра Демецкая