Медицинская наука и технология: первые шаги
Мы редко вспоминаем «первые шаги» различных технологий и изобретений, многие из которых были созданы еще много веков тому назад, но позволили человечеству со временем достичь высокого уровня развития и сделать нашу жизнь гораздо благополучней и комфортней, за что мы должны быть признательны их авторам. История во все времена изобиловала весьма серьезными, а порой и довольно забавными случаями таких инноваций во всех сферах деятельности человека. Одни из них и сейчас способны удивлять гениальностью решения, а другие просто вызывают улыбку. Не является в этом отношении исключением и медицина
Фундамент будущих центров научной мысли
Прежде всего стоит вспомнить о том, что прогресс был бы невозможен без создания соответствующей системы образования. Так, первый европейский университет был открыт в Болонье в 1088 г. Поначалу в университетах обсуждались «научные» работы, касающиеся таких проблем, как «Почему Адам в раю съел яблоко, а не грушу?» или «Сколько ангелов может уместиться на острие иглы?». Однако постепенно оформилось разделение на факультеты: юридический, медицинский, богословский, философский.
Студентами были, как правило, взрослые люди и даже старики, приходившие сюда не столько учиться, сколько обмениваться опытом. Университеты пользовались огромной популярностью: в Болонье, например, обучалось около 10 тыс. студентов, так что многие лекции приходилось читать под открытым небом. Тем не менее фундамент будущих настоящих центров научной мысли был заложен.
Читайте также: Изобретения фармацевтов: инновации вне фармации
Фармацевтическую деятельность — под контроль!
Первые аптеки в Европе сначала мало чем отличались от бакалейной лавки. Например, только у фармацевта можно было купить такие «полезные» снадобья, как жир комаров, пепел волчьей шерсти или универсальное противоядие «териак». Стоит отметить, что медицина того времени была экспериментальной, поэтому все рецепты начинались с оптимистичного Сum Deo! («С богом!»).
Первые очки представляли собой скрепленные дужкой выпуклые линзы и предназначались для дальнозорких. Очки, исправляющие близорукость, впервые были изображены на портрете Папы Римского Льва Х, созданном великим итальянским живописцем Рафаэлем в 1517 г
Ситуация начала меняться с появлением первых правовых актов, регламентирующих фармацевтическую деятельность, а именно Арльского статута (1170) и отдельных разделов Статута Фридриха II Гогенштауфена (1231–1240). Эти документы существенно повлияли на развитие профессии аптекарей. Основным в них было закрепление своеобразной системы контроля за деятельностью аптекарей и врачей с полным разделением этих профессий. Это был первый случай установления контроля за профессиональной деятельностью.
Сложилась парадоксальная ситуация: как раз в то время, когда лаборатории аптек начали превращаться в центры развития химии как науки, аптекари были практически лишены возможности сохранять свою деятельность в тайне. В Европе настало время появления фармакопей, законодательно закрепивших рецептурную традицию и заложивших основу стандартизации в изготовлении лекарств.
Зарождение санитарной службы
Карантин впервые был применен в 1377 г. в порту венецианского города Рагузы (нынешний Дубровник в Хорватии), где на 40 дней были задержаны корабли, возвратившиеся из «чумных стран». Разрешение на причал к берегу и выгрузку товаров давалось лишь в случае, если в течение этого срока на корабле не было заболевших чумой.
Медицина того времени была экспериментальной, поэтому все рецепты начинались с оптимистичного Сum Deo! («С богом!»)
Эти меры вызывали ожесточенные споры, так как, с точки зрения современников, не имели никакой научной основы. Болезнь, истребившую около четверти всего населения, лечили прижиганием, шкурками ящериц и сушеными травами — считалось, что она передается невидимыми глазу «чумными скотинками», которые разносятся вместе с запахом. Карантин привел к массовому голоду в Европе, но приостановил распространение болезни. Иностранных купцов, желавших оспорить меры профилактики, сжигали. Венецианская система карантина послужила основой организации современной санитарной службы.
Читайте также: Вклад врачей в развитие физики
У основ офтальмологии
Благодетелем всех людей с недостатками зрения принято считать знаменитого Роджера Бэкона — английского философа и естествоиспытателя, монаха-францисканца, а также профессора богословия в Оксфорде. Он изучал математику, химию и физику; в оптике разработал новые теории об увеличительных стеклах, преломлении лучей света, величине видимых предметов и др. В 1268 г. одно из своих сочинений исследователь посвятил использованию линз для оптических целей.
В 1950 г. американский изобретатель Артур Смит запатентовал одноразовые шприцы, состоящие из стеклянного цилиндра, пластикового поршня и тонкой длинной иглы из нержавеющей стали
Хоть самого Бэкона зачастую и изображают в очках, скорее всего, данное изобретение приобрело популярность лишь сто лет спустя, когда попало в континентальную Европу. Первые очки представляли собой скрепленные дужкой выпуклые линзы и предназначались для дальнозорких. Очки, исправляющие близорукость, впервые были изображены на портрете Папы Римского Льва Х, созданном великим итальянским живописцем Рафаэлем в 1517 г.
«Пионер» сантехники
Известный английский поэт XVI в. Джон Харрингтон, придворный при Елизавете I Тюдор (был ее крестником), получил образование в Итонском колледже и в Королевском колледже в Кембридже. Изучал право, а его хобби было конструирование различных устройств. Ему приписывают изобретение для престарелой королевы Елизаветы I унитаза с водяным смывом, описанного им самим в стихах в 1596 г. При этом в источниках отсутствуют сведения о том, применялось ли это изобретение на практике.
Однако, как это неоднократно случалось в истории, его изобретение значительно опередило свое время. Новинка, названная Харрингтоном по имени древнегреческого героя Аякса, не прижилась, поскольку в Англии в то время не было водопровода. «Звездный час» унитазов пробил лишь в XIX в.
Читайте также: Любопытство — двигатель прогресса
Символ профессии врача
Диагностический метод «аускультация» (от лат. «auscultare» — внимательно слушать) — прикладывание уха к груди больного, был введен в практику еще Гиппократом. Однако французский врач Теофил Гиацинт Лаэннек не был сторонником такого подхода: во-первых, ему было тяжело нагибаться, во-вторых, смущала такая необходимость во время обследования молодых женщин, а в-третьих, существовали и гигиенические соображения (у многих пациентов того времени были вши).
Поэтому однажды в 1816 г., взяв тетрадь, он туго свернул ее и, приложив один конец к предсердию пациента, а другой — к собственному уху, с удивлением и радостью услышал биение сердца гораздо громче и отчетливее, чем удавалось ранее. Лаэннек назвал такой способ опосредованной аускультацией и предположил, что он может быть полезен не только при изучении биения сердца, но и при выслушивании шумов в грудной клетке.
Вскоре Лаэннек отказался от бумажной трубки, заменив ее прибором из двух деревянных частей, который он назвал стетоскопом. В 1819 г., после трех лет экспериментов в госпитале, доктор опубликовал свой ставший классическим труд «Об опосредованной аускультации, или Трактат о распознавании заболеваний легких и сердца», основанный главным образом на новом способе исследования. В нем автор описывал «легко уловимые признаки, с помощью которых диагностика почти всех заболеваний легких, плевры и сердца становилась более надежной и обстоятельной, чем полученная путем хирургической диагностики зондом или пальцем».
До открытия рентгеновских лучей опосредованная аускультация была основным методом диагностики болезней сердца и легких. Впрочем, актуальна она и сейчас, а стетоскоп (точнее, несколько усовершенствованная его разновидность — фонендоскоп) стал классическим символом профессии врача.
Столь привычный медицинский инструмент
Обычный медицинский шприц, доступный в наше время буквально каждому человеку, является одним из самых значимых и весомых изобретений, позволивших под совершенно новым углом подходить к вопросу лечения многих заболеваний. Более того, вместе со шприцем начала активно развиваться фармакология, и ученые стали создавать препараты, эффективно применять которые можно только внутривенно или внутримышечно.
Историки и археологи находили различные свидетельства активного использования подобных конструкций еще в X–XII вв. на всей территории Европы. Конечно, в те времена шприцы были крайне примитивны и делались из бычьего мочевого пузыря и специальных полых металлических наконечников.
А вот в своем современном виде медицинский шприц появился (а точнее был официально запатентован) в 1853 г. И что особенно интересно, изобрели его практически одновременно два независимых специалиста, никогда не общавшиеся друг с другом и даже жившие в разных странах, а именно француз Шарль Габриэль Праваз (ветеринарный врач) и шотландец Александр Вуд — сотрудник госпиталя.
В 1950 г. американский изобретатель Артур Смит запатентовал одноразовые шприцы, состоящие из стеклянного цилиндра, пластикового поршня и тонкой длинной иглы из нержавеющей стали, которые и в наше время находят широчайшее применение.
Первый современный антибиотик
Только перечень изобретенных человеком лекарств составил бы несколько томов, и каждое из них сыграло ту или иную роль в развитии медицины. Однако полагают, что за всю историю человечества не было другого лекарства, которое спасло бы от смерти столько людей. Речь идет о пенициллине — первом современном антибиотике, полученном из плесени, о котором шотландский биохимик Александр Флеминг доложил 13 сентября 1929 г. на заседании Медицинского исследовательского клуба при Лондонском университете. Бытующее же мнение о том, что это открытие было случайным, не выдерживает критики, ибо ученый шел к нему годы, и просто фортуны совершенно недостаточно для того, чтобы удивить мир. В 1945 г. А. Флеминг за открытие пенициллина был удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине, а сам препарат назван «препаратом века».
Подготовил Руслан Примак, канд. хим. наук
“Фармацевт Практик” #10′ 2018