Можно ли измерить любовь?
Ученые исследовали головной мозг влюбленных методом магнитно-резонансной томографии. Что нового узнали они о любви, о которой все уже сказано?
Три формации мозга
Мозг испытуемых сканировали, когда в их поле зрения находились объект любви и нейтральный предмет. Добровольцам задавали вопросы и фиксировали отличия, наблюдая активацию разных участков мозга. Так удалось обнаружить три типа реакций, соответствующих сексуальному вожделению, проявлению возвышенных чувств и ощущению привязанности. Исходя из этого, были выделены формации, объединяющие разные участки головного мозга. Как оказалось, сексуальное влечение практически не связано с зонами, контролирующими рациональную деятельность, а потому с трудом поддающиеся рассудку. За романтическую любовь отвечает участок мозга, который активизируется при употреблении кокаина. Фактически, это мотивационный двигатель, «драйв» мозга, который намного сильнее сексуального влечения.
Привязанность к долгосрочному партнеру ассоциируется с участками мозга, обеспечивающими ощущение уверенности и покоя.
С точки зрения эволюции человека, такое разделение функций вполне оправдано. Благодаря сексуальному влечению расширяется круг потенциальных партнеров, романтическая любовь «предназначена» для концентрации сил и экономии времени на спаривание, привязанность — необходимое условие совместного проживания и воспитания потомства.
Уникальное свойство человека
Проявление романтической любви — уникальная особенность человеческой природы. Любимый человек обретает особое значение и становится центром Вселенной. Утрачивается способность критической оценки, но возрастает мотивация и появляется невероятная энергия («Мне кажется, я могу прыгнуть в небо»). В мозгу повышается активность дофамина, приподнятое настроение часто сменяется отчаянием. Это настоящая зависимость («Я не могу перестать думать о ней (о нем) ни днем, ни ночью»). Влюбленные превращаются в собственников, проявляют необузданную ревность.
Основные особенности романтической любви — жажда быть с любимым и готовность к самопожертвованию. Участникам эксперимента задавали вопрос: «Вы бы отдали жизнь за любимого человека?». И они незамедлительно отвечали: «Да!». Люди живут ради любви. Умирают ради любви. Это один из самых мощных стимулов, источник великой радости и великого горя.
Счастье эволюцией не предусмотрено
Проблема состоит в том, что страсть, любовь и привязанность не всегда действуют согласованно. Во время оргазма происходит выброс дофамина. Процесс контролируют центры, отвечающие за романтическую любовь. Поэтому можно запросто влюбиться в того, с кем занимаешься сексом. Кроме того, во время оргазма вырабатываются окситоцин и вазопрессин. Благодаря этому мы ощущаем привязанность и неземное единение с сексуальным партнером. В большинстве случаев в формировании чувства любви принимают участие все любовные формации мозга в разном пропорциональном соотношении.
Однако не все так просто. Можно испытывать глубокую привязанность к постоянному партнеру, быть влюбленным в кого-то другого и при этом вожделеть третьего, не имеющего к первым двум никакого отношения. Трудно быть счастливым при таких обстоятельствах. А кто сказал, что люди созданы для счастья? Эволюция позаботилась о продолжении рода, а счастье зависит от нас самих.
Формула любви
Почему мы влюбляемся именно в этого человека, а не в другого? Есть масса причин: фактор времени, близости, загадочности. Загадочность повышает уровень дофамина в мозгу и, наверное, выводит на грань любви. Мы влюбляемся в тех, кто соответствует нашей «карте любви» — образу потенциального объекта страсти, который мы неосознанно выстраиваем в сознании по мере взросления.
Совместное острое переживание тоже повышает продукцию дофамина, тем самым провоцируя мозг на влюбленность. Окончательная формула любви не открыта. Но точно установлено, что есть вещества, влияющие на влюбленность. Так, антидепресанты увеличивают содержание серотонина, подавляющего циркуляцию дофамина. Это исключает вероятность романтической влюбленности и убивает сексуальное влечение. При отсутствии оргазма не вырабатываются окситоцин и вазопрессин, ответственные за привязанность.
Все процессы в организме взаимосвязаны, вмешиваясь в один из них, мы затрагиваем и другие. Берегите любовь! Мир без любви — тоскливое зрелище.
Татьяна Кривомаз
“Фармацевт Практик” #03′ 2012