Мировой фармацевтический рынок: корабль набирает ход
Основные тенденции развития мирового фармацевтического рынка по итогам 2017 г.
По оценкам международной аналитической компании Evaluate Pharma, объем мирового фармацевтического рынка в 2017 г. достиг 1200 млрд долларов США, что на 3,6% больше, чем в 2016 г. (рис. 1).
В 2017 г. фармацевтический рынок США не только остался региональным лидером, но и определил основные тенденции развития отрасли. Его объем увеличился на 4% и достиг уровня 456 млрд долларов США.
Опасения американских фармацевтических компаний, возникшие в начале 2017 г. по поводу того, что новый президент Дональд Трамп планирует ввести меры, сдерживающие рост цен на ЛС, не подтвердились. Наоборот, Трамп назначил министром здравоохранения и социальных служб господина Alex Azar, бывшего руководящего менеджера компании Elly Lilly. От него вряд ли можно ожидать решительных действий, нарушающих интересы фармацевтической промышленности.
Американский сенатор Ron Wyden дал политике президента следующую оценку: «На каждом шагу своей политики в сфере здравоохранения господин Трамп нарушает обещания, которые он дал американским семьям в том, чтобы снизить затраты на препараты и предоставить широкомасштабный доступ к услугам системы здравоохранения». А таким компаниям, как Celgene, Abbvie, Roche, Allergan, Amgen и NovoNordisk, даже удалось существенно повысить цены на свои инновационные ЛС.
Таблица 1. Рейтинг продаж ТОП-20 препаратов в 2017 г.
В США ожидается выход на рынок онлайн-торговли рецептурных ЛС нового игрока — крупнейшего онлайн-ритейлера Amazon.com, Inc. Уже сейчас на платформе Amazon в разделе Health and Personal Care можно приобрести различные изделия медицинского назначения, пищевые добавки и безрецептурные препараты. В лице данного онлайн-ритейлера появится мощный конкурент для аптечных сетей и таких крупных оптовых компаний, как CVS Health, Walgreens Boots Alliance, Express Script Optum Rx. Однако возможен и следующий сценарий: Amazon параллельно выступит в качестве инвестора в розницу и создаст свою сеть розничных точек.
Китайский фармацевтический рынок твердо держит второе место в мировом рейтинге и в 2017 г. достиг уровня 165 млрд долларов США. При этом он растет в два раза быстрее, чем развитые фармацевтические рынки. На съезде правящей коммунистической партии были выдвинуты стратегические цели развития китайского общества, а именно: улучшение качества жизни и здоровья населения. При этом правительство делает ставку на проведение реформы здравоохранения в сфере экспансии и децентрализации системы, новых и повышенных требований к регистрации ЛС, изменения системы ценообразования на ЛС с учетом фармакоэкономических показателей.
Поскольку доля иностранных поставщиков в лекарственном обеспечении Китая составляет всего 25%, перед мировыми фармкомпаниями открывается большая перспектива для экспансии и роста. Однако в силу разных причин (специфика страны, культура, менталитет) вход на китайский фармрынок окажется не таким простым. Большинство иностранных компаний предпочитает форму кооперации с местными производителями или образование дочерних компаний, включая локальные научно-исследовательские центры. Китайское правительство ввело строгие меры по контролю цен и снижению затрат на дистрибьюцию путем сокращения количества участников торговой цепи. Несмотря на это, рыночные аналитики высказывают мнение, что к 2020 г. объем китайского фармацевтического рынка может возрасти до 200 млрд долларов США.
По прогнозам аналитиков, объем мирового фармацевтического рынка в ближайшие годы будет расти ежегодно на 3–6%
Японский фармацевтический рынок сохранил третью позицию в мировом рейтинге. Несмотря на все предпринятые правительством усилия, направленные на сдерживание затрат на систему здравоохранения, в 2017 г. затраты на рецептурные ЛС увеличились на 1%, и рынок достиг уровня 120 млрд долларов США. Японское правительство стремится контролировать растущие расходы путем повышения доли генерических препаратов и резкого снижения цен на рецептурные ЛС. Таким образом, доля генериков увеличится с 60 до 80%, а цены на дорогие инновационные ЛС планируется снизить до 50%.
Рынок безрецептурных ЛС находится в фазе дерегулирования. Этот процесс связан с развитием онлайн-торговли и с общим ростом рыночной доли безрецептурных лекарств до 20%. Takeda — лидер среди японских фармацевтических компаний — путем создания совместной компании с TEVA (Израиль), самым крупным игроком в сфере производства генериков, укрепляет свои позиции на отечественном рынке и активно продолжает международную экспансию. В начале 2017 г. Takeda выкупила американскую компанию Ariad Pharmaceuticals за 5,2 млрд долларов США. Данным приобретением компания планирует не только значительно укрепить свое портфолио противоопухолевыми ЛС, но и усилить рыночные позиции на американском рынке рецептурных препаратов.
Таблица 2. Новые препараты, зарегистрированные в Европе в 2017 г.
Чтобы выделить основные факторы, движущие вперед фармацевтическую промышленность, следует проанализировать, какие препараты стали лидерами продаж в 2017 г. (табл. 1). Отметим, что почти все лидеры продаж являются биотехнологическими препаратами. Явное доказательство значимости этих ЛС — их доля в общем обороте фармацевтических компаний. Так, у компании Abbvie доля биотехнологических препаратов составляет 65%, у лидера рынка американской компании Pfizer — 50%, швейцарской Roche — 45%.
В прошлом году продолжилась тенденция вывода на рынок новых молекул и даже терапевтических схем, главным образом в области биотехнологий. Пожалуй, именно эта область находится сейчас на пике. По итогам 2017 г., американский регистрирующий орган FDA одобрил 43 новых препарата, объем продаж которых через 5 лет после лонча, по оценкам рыночных экспертов, достигнет 31,6 млрд долларов США.
Европейский регистрирующий орган зарегистрировал 31 новую молекулу. Из них 92% приходится на группу биотехнологических препаратов (моноклональные антитела и ингибиторы клеточных рецепторов). Растущую долю занимают генерические копии биотехнологических препаратов, так называемые биосимиляры (табл. 2). Анализ списка новых препаратов показывает, что самыми перспективными в 2017 г. остались ЛС для лечения онкологических заболеваний, ВИЧ-инфекции, сахарного диабета, рассеянного склероза, орфанных заболеваний, а также биосимиляры. С полной уверенностью можно ожидать, что названные тенденции найдут свое продолжение и в 2018 г.
Немецкие аналитики прогнозируют выведение на рынок 30 новых молекул в течение 2018 г. Треть из них — ЛС для лечения онкологических заболеваний. Затраты на R&D выросли еще на 4% и составили в 2017 г. 158,9 млрд долларов США. На сегодня ведущие фармацевтические компании мира инвестирует в R&D-направление от 13% (Celgene) до 36% (Johnson&Johnson) своего дохода. Насколько этим компаниям удалось приспособиться к новым тенденциям общего развития отрасли, можно увидеть, изучив результаты их хозяйственной деятельности в прошлом году. Прирост рассчитан на базе неизменных средних курсов валют 2017 г. (табл. 3).
Анализ результатов хозяйственной деятельности ведущих фармацевтических компаний свидетельствует, что среди ТОП-15 произошла смена мест в ранжировании, но после вхождения в данную группу американской компании Gilead в 2014 г. состав элиты мирового фармацевтического бизнеса практически не менялся.
Аналитическая компания IMS Health на основании экономических показателей выделила группу из 21 страны, получившую название «Pharmerging’markets». Эту группу разделили на три подгруппы (Tier): в первую из них вошел Китай, во вторую — Бразилия, Индия и Россия, третью составили 17 стран, имеющих значительное население и обладающих большими перспективами роста. Компания IMS анализирует группу «Pharmerging’markets» отдельно, поскольку именно эти рынки в течение последнего десятилетия стали локомотивом и основным драйвером роста мирового фармацевтического рынка. Если годовые темпы роста традиционных фармрынков находятся на уровне в среднем 1–4%, то «Pharmerging’markets» — 11–15%. В 2017 г. объем рынка этой группы достиг 405 млрд долларов США, что составило 33,8% мирового фармацевтического рынка
Безусловно, на сегодня некоторые компании лучше других справляются с вызовами фармацевтического рынка: патентный обвал на традиционные синтетические химические блокбастеры; появление совершенно новой области — биотехнологической — и связанный с этим выход на рынок препаратов новой группы, в разработке и производстве которых используются биотехнологические методы, что частично или полностью революционизирует терапию многих заболеваний; расширение сферы, уровня сбыта и реализации фармацевтической продукции; появление новых контрагентов рынка в виде аптечных сетей или онлайн-операторов; сочетание форм стационарной и нестационарной торговли в форме многоканального сбыта.
Таблица 3. Рейтинг ТОП-15 мировых фармацевтических компаний по объему продаж и чистой прибыли в 2017 г.
*Pharmaceuticals and OTC only. **Bayer Healthcare only. Источник: годовые отчеты фармацевтических компаний за 2017 г.
Уве Штёр, региональный директор
по Северной и Восточной Европе фармацевтической компании Klosterfrau Healthcare Group (Германия)
Продолжение следует
“Фармацевт Практик” #5′ 2018