Статті

Нашли работу? Не торопитесь радоваться!

17/06/2014

Период адаптации на новом рабочем месте может навсегда оставить негативный след в душе человека. Одно из его проявлений — «психологическая безработица», то есть боязнь проблем адаптации вплоть до отказа искать работу. Возможна и другая крайность — «верность» в течение всей жизни одному рабочему месту, не самому лучшему, но привычному и понятному. В этом случае также доминирует чувство страха — перед возможными трудностями, новыми людьми, правилами, условиями труда, обязанностями…

Практически всем приходится переживать непростой период устройства на новую ра-боту. И если в юности волнения по этому поводу вполне естественны, то в более солидном возрасте вроде бы и не пристало особо переживать. Но практика показывает, что сложность адаптационного периода на новом месте зависит не столько от возраста и опыта, сколько от личностных качеств человека, наличия у него правильной психологиче-ской установки и, конечно, от конкретных жизненных обстоятельств, включая специфику новой работы и уникальность каждого рабочего коллектива. Более того, молодым людям бывает даже легче прижиться на своей первой работе, так как многие моменты (в том числе и негативные) они воспринимают как данность, не сетуя, не сравнивая, не пытаясь воссоздать на новом рабочем месте что-то из прошлого опыта.

Очень важно правильно настро-иться на новую работу, напомнить себе ряд простых истин и попытаться не забыть о них в суете первых дней-недель-месяцев. Итак, начнем с установочно-психологического этапа. Общий настрой очень полезно выразить словами, которые следует повторять несколько раз в течение дня. Одним достаточно короткого мессиджа («прорвемся», «пере-живем», «у меня все получится»), другим полезна такая развернутая «памятка».

  • Я — молодец, я нашел/нашла работу и прилагаю максимум усилий, чтобы на ней прижиться, заявить о себе как серьезный профессионал.
  • Это только работа — не эта, так другая. Мой успех или неудача — всего лишь эпизод в моей жизни. Если тут не сло-жится, я приобрету новый опыт, который мне приго-дится в дальнейшем.
  • Оценивают не только меня, оцениваю и я: реальную оплату, условия труда, коллег, начальство. Посмотрим, понравимся ли мы друг другу.
  • Если не все ладится, то виноват/виновата не только я: руководство не наладило работу с новичками, коллективу нужно время, чтобы принять меня.
  • Люди вокруг меня — обыкновенные, не плохие и не хорошие. У них свои дела и проблемы, им до меня нет никакого дела. Я стану своим в этом коллективе.
  • Я пришел на работу, чтобы работать. Отношения с людьми наладятся в процессе.
  • Сразу все получиться не может.
  • Все переживали этот период, переживу и я.
  • Новая работа — это очень интересно.

Однако одной только психологической установки недостаточно. Это лишь преди-словие к переходу на организационно-практический этап.

Получаем и анализируем информацию

Для скорейшей адаптации на новом рабочем месте следует оперативно собрать максимум необходимой инфор-мации. Итак, нам понадобятся следующие сведения:

  • история предприятия, корпоративные ценности и традиции, стратегия развития;
  • структура учреждения, его подразделения, средства коммуникации, производственные взаимосвязи;
  • реальный рабочий распорядок: время прихода, допустимо ли отпраши-ваться с работы, принято ли задерживаться после работы, соблюдая так называемые часы верности;
  • ваши обязанности согласно должностной инструкции;
  • особенности субординации: взаимо-отношения между формальными и неформальными лидерами, возможность обращаться к вышестоящему начальству и пр.;
  • о коллективе вообще и каждом из ближайших коллег в частности — имена, болевые точки, стиль общения и ре-шения деловых вопросов;
  • другие писаные и неписаные правила: дресс-код, совместные празднования и обеды, перекуры в рабочее время и пр.

Это лишь общая информация. Что каса-ется собственно рабочих вопросов, то самое правильное — помалкивать в первые дни, записать возникшие вопросы, затем рассортировать их в зависимости от возможного источника получения информации: Интернет, специальная литература, инструкции. Оставшиеся вопросы распределите между коллегами так, чтобы потом попросить каждого уделить вам несколько минут, и узнать сразу все, что вас интересует.

Самосовершенствуемся 

Все мы не идеальны. Перед выходом на новую работу стоит вспомнить основные черты своего характера, критически осмыслить их и даже записать. А потом задуматься: что же делать с этим «багажом»? Можно ли в одночасье стать лучше? Интересно, что именно стрессовая ситуация, связанная с новой работой, может стимулировать человека к само-совершенствованию. Проанализируем, что можно побороть в себе, что реально свести к минимуму, что закамуфлировать, а что придется отодвинуть за рамки рабочего времени.

Постарайтесь избавиться от тех привычек, которые нежелательны не только на новой, но и на любой работе: опаздывать, решать личные дела в рабочее время, много звонить и принимать звонки, постоянно жевать, часто отпрашиваться с работы, эпатажно одеваться, спорить с коллегами и начальством, сорить и окружать себя «творческим беспорядком», болтать на отвлеченные темы, развлекаться на рабочем месте, читая анекдоты или «за-висая» в социальных сетях.

Новичку можно посоветовать:

  • быть пунктуальным, аккуратным, собранным;
  • демонстрировать обязательность, готовность помочь, признательность за добрый совет;
  • соблюдать нейтралитет, быть сдержанным, корректным, доброжелательным и вежливым;
  • сохранять чувство собственного достоинства, не заискивать перед начальством или коллегами;
  • избегать истерического рабочего рвения, не хвататься за все подряд;
  • не опаздывать на работу
  • (и после перерыва на обед);
  • одеваться неброско, придерживаться
  • общепринятого стиля;
  • не решать в рабочее время свои личные дела, убрать звук в телефоне, предупре-дить родных, друзей и знакомых, чтобы они не звонили в рабочее время;
  • во многих организациях руководство отслеживает, чем сотрудники занимаются на рабочих компьютерах, поэтому не следует вести личной переписки, играть или «зависать» в социальных сетях;
  • не увлекаться перерывами на чай, кофе, перекуры, перекусывать пищей, которая не хрустит, не крошится и не имеет резкого запаха;
  • не вступать в постоянные споры, не допускать критических и слишком эмоциональных высказываний;
  • не копировать слепо коллег: то, что может быть позволено «старожилам», совсем не пристало новичку;
  • чаще улыбаться, но следить, чтобы улыбка не была идиотской и не напоминала болезненную гримасу;
  • домой уходить тогда, когда это принято, и вместе с большинством сотрудников.

Вы можете спросить: не получится ли в итоге до тошноты правильный зануда? Не переживайте, большинству из нас это не грозит. Усилия на этом пути лишь сгладят недостатки, завуалируют дурные привычки и сделают вас вполне приемлемым членом коллектива.

Постарайтесь избавиться от тех привычек, которые нежелательны не только на новой, но и на любой работе

Налаживаем отношения с коллегами

Чего греха таить, именно от ближайших коллег зависит, будете ли вы успешны на новом рабочем месте. От первых дней и недель работы зависит, как сложатся ваши отношения в коллективе.

  • Будьте осторожны с теми, кто проявляет особый энтузиазм по поводу вашего появления и пытается быстро подружиться. Это может быть сплетник и прилипала, который, монополизируя общение с вами, лишит возможности наладить отношения с коллективом и станет источником нелепых слухов о вашей личной жизни.
  • Не включайтесь в чужие игры, не примыкайте к одной из неформальных групп. Оставляйте за собой право формировать окончательное суждение о каждом из коллег, не доверяйте негативным отзывам о ком-то из них, не участвуйте в общих обсуждениях чьих-то недостатков или промахов.
  • Попытайтесь вначале наладить теплые, ровные отношения со всеми и только потом присмотритесь, с кем можно общаться более близко. Не рассчитывайте найти на работе верных и преданных друзей, стремитесь к теплым приятельским отношениям.
  • Прислушивайтесь, о чем принято говорить в коллективе, есть ли табуированные темы (религия, политика, критика руководства) и, наоборот, любимые (котики-собачки, кулинария, спорт, путешествия и пр.).
  • Ищите точки соприкосновения с отдельными коллегами. Это могут быть общие интересы, хобби, знакомые, одни и те же учебные заведения.
  • Если вам не выделили наставника, выберите его сами и попытайтесь заручиться его поддержкой.
  • Вопросы задавайте осторожно и к месту, чтобы не создалось впечатление, что вы все «выведываете и вынюхиваете».
  • Не скрытничайте, но и не касайтесь того, что может противопоставить вас остальным (вера, политические симпатии и пр.). Не сообщайте пикантные подробности своей биографии.
  • Будьте готовы помочь кому-то, оказать услугу, но не берите на себя чужих обя-занностей.
  • Не пропускайте корпоративных праздников, дней рождения и пр.

Ваша задача — произвести хорошее впечатление, не нажить с первых дней врагов, не впасть в немилость к начальству. Не перегружайте собой окружа-ющих, меньше говорите, больше слушайте, присматривайтесь, делайте выводы. Не торопитесь с критическими суждениями и желанием произвести революционные преобразования. Почти все, что вам вначале захочется изменить, при ближайшем рассмотрении окажется вполне разумным, целесообразным или единственно возможным по ряду самых разнообразных причин — от личностных особенностей начальника до сложных юридических нюансов. С чем-то придется просто смириться, принять как данность, а многое удастся усовершенствовать со временем, найдя единомышленников и заручившись их под-держкой.

Чаще всего освоиться на новой работе бывает гораздо проще, чем мы описали, без особых трудностей и перипетий. Однако все равно вам придется прилагать усилия, чтобы удержаться на ней.

Мария Кириленко

По материалам индивидуальных консультаций психологов Киево-Святошинского центра социально-психологической реабилитации населения и его информирования по вопросам последствий Чернобыльской катастрофы

«Фармацевт Практик» #10′  2012

https://rx.ua
ПЕРЕДПЛАТА
КУПИТИ КНИГИ