Новый Таможенный кодекс Украины: о чем должны знать фармкомпании
Юридическая компания «Правовой Альянс» провела мини-семинар «Новый Таможенный кодекс Украины: что следует знать фармкомпаниям». В роли докладчиков выступили партнер ЮК «Правовой Альянс» адвокат Алексей Бежевец и юрист ЮК «Правовой Альянс» адвокат Яна Карцева.
13 марта 2012 года был принят усовершенствованный Таможенный кодекс (Закон Украины № 4495-IV от 13 марта 2012 года), который вступил в силу 1 июня 2012 года. Нынешняя редакция Кодекса значительно отличается от предыдущей, она содержит такие новшества:
- Презумпция невиновности декларанта;
- Введение института «одного окна»;
- Введение института Уполномоченного экономического оператора;
- Приоритет электронного декларирования;
- Декларирование товаров многих наименований по одному коду УКТВЭД;
- Персональная ответственность должностных лиц таможни;
- Возможность предварительной декларации;
- Введение системы анализа рисков;
- Закрепление конкретных оснований для отказа в таможенном оформлении;
- Индивидуальные и обобщенные таможенные консультации;
- Возможность растаможивания товаров до ввезения их на территорию Украины;
- Растаможивание товаров в любом таможенном органе;
- Срок таможенного оформления товаров сокращен до четырех часов;
- Возможность исправления ошибок в грузовой таможенной декларации, внесения в нее изменений, отзыв, признание недействительной.
Порядок таможенного оформления товаров
Согласно новому Кодексу, таможенное оформление товаров может проходить в общем и специальном порядке. Общий порядок позволяет растаможить товары в любом таможенном органе. Специальный порядок растаможивания проводится только в специально определенных для этого таможенных органах. Именно в таком порядке проходит растаможивание лекарственных средствах.
Для таможенного оформления необходимо предоставить таможенную декларацию, счет (или другой документ, определяющий стоимость товара) и декларацию таможенной стоимости (в установленных случаях).
Определение таможенной стоимости товаров
Новый Кодекс разделяет таможенную стоимость ввозимых на территорию Украины товаров на стоимость ввоза в таможенном режиме импорта и на стоимость ввоза в таможенных режимах, отличных от таможенного режима импорта.
Существует шесть методов определения таможенной стоимости товара: по цене договора (основной), по цене договора относительно идентичных товаров, по цене договора относительно похожих (аналогических) товаров, на основании вычитания стоимости, на основании добавления стоимости и резервный метод.
Совершив процедуру определения таможенной стоимости, таможенный орган может признать заявленную таможенную стоимость, принять письменное решение о корректировке стоимости, отказать в таможенном оформлении или автоматически признать таможенную стоимость.
Нарушение таможенных правил
В случае нарушения декларантом таможенных правил Кодекс предусматривает такие виды взысканий:
- Предупреждение;
- Штраф;
- Конфискация товаров – непосредственных предметов нарушения;
- Конфискация объектов, использованных для укрытия непосредственных предметов нарушения.
Дела о нарушении таможенных правил могут рассматривать как таможенные органы, так и местные суды.
Виды нарушений таможенных правил и размеры штрафов
Вид нарушения |
Размер штрафов |
|
Старая редакция ТК |
Новая редакция ТК |
|
Неправомерные операции с товарами, таможенное оформление которых не окончено, или с товарами, находящимися на временном хранении под таможенным контролем. | 100-500 нмдг | 500-1000 нмдг |
Препятствование должностному лицу таможенного органа в доступе к товарам, транспортным средствам и документам. | 30 нмдг | 100-500 нмдг |
Перемещение товаров через таможенную границу Украины с нарушение прав интеллектуальной собственности. | 30-150 нмдг + конфискация | 1000 нмдг + конфискация |
Недекларирование товаров, транспортных средств | 500-1000 нмдг или конфискация | 100% стоимости + конфискация |
Действия, направленные на неправомерное освобождение от уплаты налогов и сборов или уменьшение из размера | 500-1000 нмдг | 300% неуплаченных таможенных платежей |
Проверки таможенных органов
Новый Кодекс предусматривает документальные (выездные: плановые, внеплановые; невыездные) проверки и встречные сверки.
Предметами проверки могут стать:
- Правильность определения базы налогообложения, своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты таможенных платежей;
- Обоснованность и законность предоставления (получения) льгот и освобождения от налогообложения;
- Правильность классификации в соответствии с УКТ ВЭД товаров, относительно которых было проведено таможенное оформление;
- Соответствие фактического использования перемещенных товаров заявленной цели такого перемещения;
- Законность перемещения товаров через таможенную границу Украины.
Основаниями для плановых проверок может стать план, приказ, уведомление. Основаниями для внеплановых проверок могут быть:
- Обнаружение несоответствие заключений акта документальной проверки законодательству или неполное выяснение во время проверки вопросов, которые должны быть выяснены;
- Обнаружение фактов или получение документальной информации, которые свидетельствуют о нарушении предприятием требований законодательства;
- Предприятие не подало в установленный сроктаможенную декларацию;
- Возбуждение дела о признании предприятия банкротом;
- Подача таможенному органу в установленном порядке возражение к акту или жалобы на принятое по ее результатам налоговое уведомление-решение, в которых требуется полный или частичный пересмотр результатов соответствующей проверки или отмена принятого по ее результатам налогового уведомления-решения.
Предметами встречных сверок являются соблюдение требований законодательства при совершении внешнеторговых операций, информация, содержащаяся в таможенной декларации, декларации таможенной стоимости, вид и объем операций с товарами и совершенных по ним расчетов для выяснения их реальности и достоверности.
Инструменты защиты интересов декларантов:
- Обжалование решений таможенных органов. Предметом обжалования могут стать решения, действия, бездействие, протоколы о нарушении таможенных правил, заключения пост-аудита; решения об определении таможенной стоимости; налоговые уведомления-решения;
- Таможенные консультации (индивидуальные и обобщенные). Лицо, действовавшее в соответствии с письменной консультацией по вопросу практического применения отдельных норм украинского законодательства по вопросам таможенного дела, не может быть привлеченным к ответственности;
- Достижение компромисса в деле о нарушении таможенных правил: внесение лицом в государственные бюджет суммы, равной сумме штрафа и/или задекларировать товары в таможенном режиме отказа на пользу государства + прекращения ведения по делу о нарушении таможенных правил относительно этого лица и совершение таможенного оформления задекларированных ним товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом. Лицо, согласившееся на компромисс, считается непривлеченным к административной ответственности.