Образование будущего: индивидуальный подход, онлайн-технологии, взаимообучение
Современное положение дел в системе образования описывают как «тихий и самый пренебрегаемый международный кризис». Мир стремительно меняется и чтобы поспевать за прогрессом, человек должен уметь учиться и переучиваться на протяжении всей своей жизни. А в образовательном процессе не так уж много изменилось со времен Марка Твена, который называл учебные заведения местом «где конспекты профессора попадают прямо в конспекты студентов, не проходя через мозг того или другого». Как же должна измениться образовательная система, чтобы идти в ногу со временем?
Серфинг в информационном потоке
Представьте себе обычного учащегося, который пытается делать домашнюю работу. Как всегда, рядом с ним девайсы: звучит музыка, краем глаза он смотрит кино, руки молниеносно строчат ответы на сыплющиеся со всех мессенджеров сообщения, но при этом он одновременно как-то умудряется действительно выполнять свое задание. Почти то же самое происходит и на лекциях, только все это надо делать украдкой от уныло бубнящего за кафедрой преподавателя.
Мир информационных технологий виртуозно совершенствует методы привлечения внимания, поэтому бедный профессор заведомо обречен на фиаско в этой неравной конкурентной борьбе. От момента появления первых компьютеров до 2003 г. было создано 5 млрд Гбит информации. В 2010 г. такое количество информации можно было создать за два дня, а в 2013 — за 15 мин. Сегодня каждую минуту на YouTube загружают около 300 ч видео. Огромные массивы информации, обрушивающиеся со всех сторон, подменяют необходимость развивать мастерство концентрации на совершенствовании умения быстро скользить по поверхности информационного потока и выхватывать из него только самое интересное.
Перековать мечи на орала
Преподаватели, которые еще не потеряли надежду достучаться до своих студентов, пытаются в процессе обучения использовать возможности интернета, руководствуясь советом киноклассики «Кто нам мешает, тот нам и поможет!».
В ход идут обучающие ролики, вебинары, выступления выдающихся специалистов на конференции TED, онлайн-лекции знаменитых профессоров из ведущих университетов мира. Сейчас любознательный студент может самостоятельно сформировать из обширных интернет-ресурсов виртуальный «учебник», который подходит для его индивидуального мировосприятия.
Читайте также: Число людей, стремящихся к высшему образованию, будет сокращаться?
Многие университеты и учебные заведения предлагают миллионам студентов во всем мире широкодоступные онлайн-курсы. Любой, имеющий выход в интернет и желание учиться, может получить сертификат об окончании специализированных курсов в первоклассных университетах. Недостаток современного лабораторного оборудования можно заменить онлайн-лабораториями. Уже разработаны шлемы виртуальной реальности, которые позволяют достичь эффекта физического участия в лабораторных и практических работах для обучения студентов.
Персонифицированное обучение
Самым высокоэффективным является персонифицированное обучение, поскольку каждый ученик нуждается в индивидуальном подходе в зависимости от своих знаний, навыков или интересов. Одни все схватывают на лету и скучают, пока другие пытаются покорить труднодоступные вершины. Кому-то надо больше времени на усвоение материала, но благодаря этому знания закрепляются прочнее. Некоторые боятся публичных выступлений, зато прекрасно пишут эссе, а иным только дай волю поговорить.
Чтобы избежать прорех в усвоении знаний, каждому должна быть предоставлена возможность учиться в собственном ритме, развивая сильные стороны своего интеллекта и усиливая слабые. Но в реальности невозможно обеспечить каждого студента индивидуальным наставником, в то время как онлайн-обучение позволяет решить эту проблему.
Освоение материала становится проще с помощью технологий, потому что компьютеры не устают повторять одно и то же, а перерыв можно делать, когда заблагорассудится. Классические монолитные лекции заменяются чередующей последовательностью видео- и интерактивных упражнений для закрепления информации. Каждые несколько минут есть возможность останавливать видео, чтобы студенты ответили на вопрос, причем можно предпринимать много попыток, а в случае необходимости — получать разъяснение.
Материал целесообразно разбить на короткие 8–12-минутные модули, каждый из которых посвящен одному понятию или идее. Кроме того, процесс обучения становится интереснее благодаря применению приемов геймификации, и компьютерные игры из убийц времени превращаются в эффективные образовательные средства. Уход от ограничений физической классной комнаты в онлайн-формат позволяет студентам осваивать материал разными способами в собственном режиме.
Обратная связь и взаимообучение
Специальные программы предназначены для проверки выполненных заданий и анализа ошибок. Получив замечания и комментарии, студенты могут предпринимать повторные попытки до тех пор, пока не придут к правильному ответу. И только как следует усвоив материал, учащиеся переходят на следующий уровень.
Анализ результатов тестирования способствует дальнейшему улучшению образовательного процесса, проясняя фундаментальные вопросы: «Что студенты не понимают чаще всего?» и «Какие методы обучения самые эффективные?». Быстрая обратная связь превращает процесс преподавания в результат образования.
Читайте также: Как самостоятельно выучить иностранный язык
Современные технологии прошли долгий путь развития и теперь есть возможность проверять домашние задания разных типов, однако по-прежнему возникают сложности с автоматизированной проверкой заданий для критического мышления, которые важны в гуманитарных дисциплинах, социальных науках, бизнесе и т.д.
Для творческого процесса очень важно использовать повторение и применять разносторонние подходы. Тут можно прибегнуть к методике, когда студенты проверяют работы друг друга. Результаты исследований свидетельствуют, что оценки, выставленные учениками, практически соответствуют оценкам учителя. Особенно эффективна работа студентов в группе, когда они советуются друг с другом и исправляют ошибки. Взаимообучение является одним из ключевых моментов образования, ведь давно известно, что если хочешь что-нибудь усвоить по-настоящему, постарайся научить этому другого. Студенты сотрудничают различными способами, например, формируя форум вопросов и ответов, где одни могут задать вопрос, а другие на них ответят. Ведь единственный способ получить правильный ответ — задавать правильные вопросы.
Вытеснит ли виртуальное обучение стационарные университеты?
Что дает онлайн-обучение? Во-первых, возможность получить высококлассное образование в любой точке земного шара независимо от возраста, страны и социального положения. Во-вторых, это непрерывное обучение и развитие в течение всей жизни, которое позволяет соответствовать изменяющимся условиям современного мира. В-третьих, онлайн-образование стимулирует развитие инноваций, раскрывая выдающиеся таланты с помощью персонифицированного подхода. Если дистанционное образование настолько эффективно, то, возможно, в будущем оно полностью заменит обычные университеты?
Но студенты не согласны с такими кардинальными изменениями. Дистанционное образование они склонны рассматривать в качестве дополнительного для совершенствования определенных навыков и углубления знаний в выбранных предметах. Это новые возможности получать качественные систематизированные знания в интересующей их области науки и развиваться. Оно подходит для случаев, когда обучение на стационарной форме недоступно в силу непреодолимых обстоятельств. Но если есть хоть малейшая возможность позволить себе учебу с реальным посещением университета, молодежь предпочитает именно такой вариант. Для многих это возможность начать самостоятельную жизнь, перебравшись в большой город или в другую страну. Реальное взаимодействие для людей все еще важнее виртуальных контактов.
Интеллектуальная среда
Опрос показал, что только четверть выпускников высших учебных заведений работают по специальности, поскольку сейчас работодатели все больше обращают внимание на компетентность, а не на диплом соискателей. Но даже от тех, кто не работает по специальности, редко приходится слышать, что они жалеют о времени, проведенном в университете.
Одни сетуют, что не помнят абсолютно ничего из университетской программы или попросту никогда не использовали полученные знания в дальнейшем. Другие утверждают, что в университете было хорошо, потому что тогда они были молоды и весело проводили время, а все профессиональные знания потом пришлось получать самостоятельно. Однако самое важное, что с ними происходило в стенах университета, это возможность погрузится в новую интеллектуальную среду, которая меняет мировоззрение и помогает определить свое призвание.
На время учебы в университете приходится возраст формирования личности, поэтому все взаимодействия с людьми могут оказать решающее влияние на дальнейшую жизнь. Студенческая братия — это глобальное сообщество людей вокруг общего интеллектуального занятия, которому следует предоставить возможность равноправного диалога с выдающимися экспертами. Онлайн-технологии дают возможность обучаться в любом месте и в любое удобное время, но только в стенах университета можно ощутить особое чувство принадлежности к сообществу интеллектуалов, которые сообща познают окружающий мир и совершенствуют профессиональные навыки.
Практические навыки и самодисциплина
Ничего так не способствует закреплению знаний, как возможность применить их на практике и обучить кого-то другого в неформальной среде. Даже простые упражнения значительно улучшают результаты различных тестов успеваемости по сравнению с другими мероприятиями.
Правильно организованный процесс образования позволяет научиться делать многие вещи своими руками. Это возможность развиваться и получать качественные систематизированные знания в интересующей студентов области науки. Использование междисциплинарных подходов дает возможность шире посмотреть на опыт решения задач и понять, как можно соединить науку и практику.
Еще одним существенным преимуществом стационарных университетов является то, что они помогают студентам правильно расставлять приоритеты и вносят упорядоченность в процесс обучения. Дистанционное образование больше подходит людям с высоким уровнем мотивации и самодисциплины, обладающим твердым характером, упорством и способностью самостоятельно контролировать процесс обучения. К сожалению, эти элементы являются самыми слабыми звеньями в характере представителей молодого поколения, поэтому они нуждаются в классических организационных подходах к системе высшего образования.
А с помощью технологий можно изменить инфраструктуру образования, кардинально улучшив его качество, уровень и доступность. На смену лекциям на классной доске приходят онлайн-упражнения, видео, интерактивные виртуальные лаборатории и игровые подходы.
Активное обучение и взаимодействие со студентами улучшают успеваемость по таким параметрам, как посещаемость, вовлеченность и уровень овладения знаниями. Еще Плутарх говорил: «Ум — это не сосуд, который нужно наполнить, а дрова, которые нужно поджечь». Возможно, нужно тратить меньше времени на заполнение умов студентов фактами, а больше направлять на развитие их творческого начала, воображения и навыков решения проблем.
Итак, главная концепция успешного университетского образования — это формирование среды для интеллектуального взаимодействия с возможностью практического воплощения полученных знаний, причем в неформальной дружеской обстановке на основе взаимообучения. И для этого не надо ждать, когда наступит будущее — все это реально воплотить в жизнь в любом университете уже сегодня.
Татьяна Кривомаз, д-р техн. наук,
канд. биол. наук, профессор
“Фармацевт Практик” #4′ 2019