Обучение фармацевтов: современный подход к классическому образованию
В развитых странах, несмотря на те или иные особенности моделей обучения, существует объединяющий аспект, а именно — непрерывность образования. Подготовка к получению высшего образования начинается еще в школе — в течение последних 2–3 лет (в зависимости от страны) осуществляется специализация по тем дисциплинам, которые понадобятся для дальнейшего обучения в вузе.
Принцип непрерывности образования не на словах, а на деле реализован в Киевском Международном Университете (КиМУ). В его структуре есть лицей и колледж, где вчерашние школьники осваивают азы фармации, а затем продолжают образование в университете.
У нас в гостях — Любовь Шостак, декан медико-фармацевтического факультета КиМУ
— Любовь Геннадиевна, расскажите, пожалуйста, об истории создания факультета: как все начиналось, откуда приглашали специалистов, как оснащали лаборатории?
— Медико-фармацевтический факультет КиМУ был открыт в 2011 г., тогда как сам университет существует с 1994 г. Он создавался как классический университет, в котором планомерно развивались такие направления, как экономика, право и др. Впоследствии было принято решение о создании медицинского факультета как неотъемлемой части классического образовательного учреждения. Так получилось, что начали именно с фармации.
Специалистов приглашали из ведущих государственных учреждений, таких как Национальный фармацевтический университет и Национальный медицинский университет им. А.А. Богомольца. Открывали факультет что называется «с нуля», при этом были выделены значительные средства на создание лабораторий, которые соответствуют современным стандартам.
Были созданы учебные лаборатории по фармацевтической и аналитической химии со всем необходимым оборудованием (спектрофотометрами и др.). Также у нас сразу появилась мини-модель аптеки. Такие модели есть на каждом фармацевтическом факультете, однако наша имеет свои особенности — она сделана так, что один кабинет плавно переходит в другой, и студенты сразу получают представление о том, как соединены помещения в настоящей аптеке. У нас есть «торговый зал» (кабинет организации экономики фармации, менеджмента и маркетинга фармации), из которого можно попасть в кабинет заведующего аптекой, а также в комнату, где готовят лекарства (кабинет технологии лекарств). Помимо этого у нас оборудованы кабинет товароведения со всеми необходимыми пособиями, кабинет фармакогнозии, где есть и гербарии, и микроскопы, а также микробиологическая лаборатория с термостатами и микропрепаратами. Наши лекционные лаборатории оснащены мультимедийными системами для демонстрации учебных фильмов и презентаций.
— Государственные вузы свысока посматривают на новые факультеты, мол, ни базы, ни традиций, ни школы. Что Вы можете им ответить?
— Действительно, бытует мнение, что приватный вуз — это «несерьезный» вуз, платное образование, выкачивание денег и отсутствие знаний. Прежде всего, хочется напомнить о том, что сегодня количество бюджетных мест в государственных вузах неуклонно сокращается и увеличивается доля «контрактников», получающих образование на платной основе. Политика нашего университета состоит в том, что образование должно быть качественным, полноценным и честным.
Отмечу, что у нас очень строгая дисциплина — не бывает такого, чтобы занятие не было проведено из-за отсутствия преподавателя. Если какие-то обстоятельства не позволили ему прийти, то занятие проведет другой, столь же квалифицированный специалист.
Читайте также: Майбутнє фармації очима студентів
Наши фармацевты получают классическое образование. При этом Болонская система используется прежде всего в отношении оценивания знаний. Контроль знаний проводится на практических занятиях; есть у нас и компьютерный класс, где студенты проходят тесты по «КРОКовским» предметам. Согласно требованиям МОН много времени отведено на их самостоятельную работу.
Позиция руководства университета заключается в том, что если нам что-то необходимо, то проблема решается в кратчайшие сроки. К примеру, если нужен микроскоп или химические реактивы, то они обязательно будут приобретены. То есть мы стараемся делать все для того, чтобы наши студенты в полном объеме приобрели знания и овладели навыками, необходимыми в их будущей профессии. И что немаловажно: деньги здесь берут только за обучение: президент университета ведет жесткую антикоррупционную кампанию. Отношение к студентам доброжелательное, но это не означает, что им сходят с рук слабые знания. Мы стараемся донести информацию до студентов так, чтобы они усвоили ее, а не получили хорошую оценку потому, что заплатили деньги за обучение.
— Как обстоят дела с производственной практикой и трудоустройством выпускников?
— У нас заключены договора с Борщаговским химико-фармацевтическим заводом, Фармацевтической фирмой «Дарница», ПАО «Фармак», а также с аптечными учреждениями Киева и области, которые с удовольствием берут на практику наших студентов. Кроме того, мы сотрудничаем с Национальным Ботаническим садом им. Н.Н. Гришко. При этом очень приятно, что студентов, которые проходят практику в крупных аптечных сетях и самостоятельных аптечных учреждениях, нередко сразу приглашают на работу. Думаю, это происходит потому, что они хорошо подготовлены и имеют крепкие знания.
У нас многоступенчатое непрерывное образование, мы сами воспитываем своих будущих студентов: прямо из колледжа практически в полном составе они продолжают образование в университете. Также после бакалаврата есть возможность поступить в магистратуру. Наши выпускники востребованы на рынке труда и легко находят работу.
— Планируется ли расширение набора?
— На сегодня у нас практически полностью заполнены все лицензионные места (в общей сложности 204 студента, из которых 95 находятся на дневной форме обучения). Сейчас мы думаем о расширении лицензионного набора, поскольку желающих было гораздо больше, чем мы смогли принять. Прежде всего речь идет о заочной форме обучения — что поделать, время сейчас такое, что студенты стараются и работать, и учиться.
— Ваша «идеология образования»: аптека — это магазин или учреждение здравоохранения?
— Я сама получила классическое образование, поэтому считаю, что фармацевт — это не просто реализатор, а в определенной степени помощник врача и консультант больного. Мы настраиваем студентов на то, что они должны функционировать именно в рамках «врач – фармацевт – пациент». Безусловно, подчеркиваем, что мы не заменяем врача и его функции: не устанавливаем диагноз и не назначаем препараты при серьезных заболеваниях. Но есть симптоматическое лечение, предусмотренное фармацевтической опекой. К слову, этот предмет мы стараемся дать максимально полно и широко.
Часто обучение проходит в виде деловых игр, во время которых моделируются вполне реальные ситуации. Кстати, я сама часто выступаю в роли посетителя аптеки и задаю очень каверзные вопросы. И знаете, мне нравится, что они достойно выходят из неоднозначных ситуаций и дают вполне дельные советы.
К сожалению, у студентов часто возникает диссонанс — мы их готовим к тому, что они консультанты, помощники, а, придя в аптеку, они оказываются «винтиками», от которых требуется исключительно «величина чека». Но, конечно же, это проблема не нашего факультета, с таким положением вещей сталкиваются все выпускники-фармацевты.
Безусловно, аптеки должны выживать, есть коммерческая сторона вопроса. Общеизвестно, что зачастую владельцами аптек являются не провизоры, а люди, которые занимаются бизнесом. А бизнес, наверное, по-другому строиться не может. Но, несмотря на это, я всегда стараюсь донести до студентов, что если вы почеловечески отнесетесь к посетителю, то поверьте, он обязательно придет к вам еще! И пусть сейчас он купит на «пять копеек», но, получив от вас внимание и понимание, вернется именно к вам. Соответственно и деньги в следующий раз принесет именно вам. Другими словами, величина чека будет пропорциональна вашему отношению к людям. Я это знаю по собственному опыту, так как 15 лет проработала в практической фармации. Относись к людям, приходящим в аптеку, так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе.
Беседовала Александра Демецкая
“Фармацевт Практик” #2′ 2018