Оппонирующий Богу. Чарльз Дарвин
«А вот теперь я окончательно понял то, что Его нет… Как Он мог отнять у меня мою маленькую Энни?! Да, я уже потерял Мэри Элеанор, но ей не было и месяца от роду, а Энн Элизабет прожила с нами целое десятилетие…», – такие мысли одолевали в конце весны 1851 г. английского ученого-натуралиста Чарльза Роберта Дарвина…
Найти себя
На самом деле он долгое временя и не помышлял о том, чтобы сомневаться в существовании Всевышнего, поскольку происходил из очень набожной семьи.Чарльз Роберт Дарвин, пятый из шестерых детей состоятельного врача и финансиста Роберта Дарвина, родился 12 февраля 1809 г. в английском городке Шрусбери (графство Шропшир), в родовом имении Маунт Хаус.
С самого начала в семье было решено, что Чарльз продолжит дело отца и станет врачом. Мальчик вполне одобрял выбор родителей и даже ассистировал отцу, оказывающему помощь малоимущим жителям Шропшира.
В 1825 г. юноша поступил на медицинский факультет Эдинбургского университета, однако вскоре понял, что медицина – не его призвание: «Лекции скучны, а хирургия причиняет страдания». Но было бы ошибкой полагать, что нежелание учиться на медицинском факультете было вызвано обычной ленью. Чарльз усердно изучал таксидермию и успешно выступал на заседаниях студенческих научных обществ.
Узнав, что сын забросил учебу, Дарвин-старший был раздосадован, но вскоре предложил ему поступить в Кембриджский христианский колледж, дабы получить сан священника. По словам самого Чарльза, дни, проведенные в Эдинбурге, посеяли в нем сомнения в догматах англиканской церкви. Поэтому, прежде чем принять окончательное решение он взял время на размышление и принялся изучать книги по богословию. В итоге Дарвин убедил себя в приемлемости церковных догматов и в начале 1828 г. поступил в Кембридж.
Как оказалось теология привлекает будущего священника еще меньше, чем медицина. Богословию Чарльз предпочитал верховую езду, охоту и общение с учеными: энтомологами, геологами, ботаниками.
В знакомстве с натуралистами не было ничего удивительного, ведь он испытывал любовь и интерес к природе с самого детства. К концу пребывания в Кэмбридже Дарвин был уже натуралистом-коллектором. Посвящая много времени изучению флоры и фауны, 1831 г. он все же окончил колледж, но сан священника его больше не привлекал.
В качестве коллектора Дарвин был принят на борт «Бигла», на котором экспедиция во главе с капитаном Робертом Фицроем должна была совершить кругосветное плавание по поручению правительства. Дарвин пробыл в путешествии пять лет (1831-1836). Начинающий натуралист сосредоточил свое внимание на таких явлениях, которые бросают яркий свет на процесс развития органического мира. Его занимали животное население океанических островов, геологическая преемственность видов. Особенно важны его исследования в Южной Америке, благодаря которым обнаружилось родство между ныне живущими южно-американскими броненосцами, тихоходами и ископаемыми представителями этих групп на том же материке.
Во время кругосветного путешествия на «Бигле» Дарвин не только изучал растительный и животный мир различных уголков света, но и хладнокровно взирал на гигантские волны во время бури, на проваливающиеся дома во время землетрясения, лихо скакал вместе с гаучо по аргентинским прериям и чудом вырвался из водоворота гражданской войны. Весьма примечательно, что капитан Фицрой, считавший себя непревзойденным физиогномистом, поначалу не хотел включать Дарвина в состав экспедиции, посчитав, что человек с такой формой носа не обладает качествами, необходимыми для столь длительного и опасного путешествия.
Размышления о происхождении
По возвращении из плавания Дарвин занялся проблемой происхождения видов. Рассматривает разные идеи, в том числе идею Ламарка, он отверг их, поскольку ни одна из них не давала объяснения фактам поразительной приспособленности животных и растений к условиям обитания. То, что ранним эволюционистам казалось изначально заданным и не требующим доказательств, Дарвину представлялось самым важным вопросом. Он собирал данные об изменчивости животных и растений в природе и в условиях одомашнивания. Через много лет, вспоминая, как возникла его теория, Дарвин писал: «Вскоре я понял, что краеугольным камнем успехов человека в создании полезных рас животных и растений был отбор. Однако в течение некоторого времени для меня оставалось тайной, каким образом отбор мог быть применен к организмам, живущим в естественных условиях». Как раз в то время в Англии бурно обсуждались идеи английского ученого Т. Мальтуса о возрастании численности популяций в геометрической прогрессии. «В октябре 1838 г. я прочитал книгу Мальтуса «О народонаселении», и так как, благодаря продолжительным наблюдениям над образом жизни животных и растений, я был хорошо подготовлен к тому, чтобы оценить значение повсеместно происходящей борьбы за существование, меня сразу поразила мысль, что при таких условиях благоприятные изменения должны иметь тенденцию сохраняться, а неблагоприятные – уничтожаться. Результатом этого и должно быть образование новых видов». Интересно, что на борту «Бигла» находилось трое жителей Огненной Земли, которых привезли в Англию участники предыдущей экспедиции. Аборигены провели год на чужбине и теперь возвращались домой, но уже в качестве миссионеров. Дарвин нашел этих людей дружественными и цивилизованными, в то время как их соплеменники выглядели «жалкими, деградировавшими дикарями», ровно так же, как отличались домашние и дикие животные между собой. По мнению Дарвина, такие различия скорее подчеркивали значение культурного превосходства, но никак не расовую неполноценность. В отличие от его ученых друзей, он полагал, что не существует непреодолимой пропасти между человеком и животными. Надо сказать, что спустя год «окультуренные» огнеземельцы, презрев миссионерство, обзавелись семьями и стали жить, как и другие аборигены…
Вскоре после возвращения Дарвин издал книгу, известную под названием «Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль» (1839). В том же году он женился на своей кузине, Эмме Вэджвуд. Сначала молодая чета жила в Лондоне, а спустя три года переехала в Даун (графство Кент), где в течение четырех десятилетий вела размеренную и достаточно уединенную жизнь. У четы Дарвин родилось десять детей, трое из которых умерли в раннем возрасте.
Разрабатывая теорию естественного отбора, Дарвин писал о религии как о племенной стратегии выживания, однако все еще верил в Бога как в верховное существо, определяющее законы этого мира. Потеря маленькой Энни стала последней каплей. Его вера в Бога была поколеблена и больше не сдерживала ход научных изысканий и умозаключений.
«Тайна из тайн»
«Путешествуя на корабле ее величества «Бигл» в качестве натуралиста, я был поражен некоторыми фактами в области распространения живых существ в Южной Америке и геологических отношений между прежними и современными обитателями этого континента. Факты эти, как будет видно из последующих глав этой книги, кажется, освещают до некоторой степени происхождение видов – эту тайну из тайн, по словам одного из наших величайших философов. По возвращении домой я в 1837 году пришел к мысли, что, может быть, что-либо можно сделать для разрешения этого вопроса путем терпеливого собирания и обдумывания всякого рода фактов, имеющих какое-нибудь к нему отношение. После пяти лет труда я позволил себе некоторые общие размышления по этому предмету и набросал их в виде кратких заметок; этот набросок я расширил в 1844 году в общий очерк тех заключений, которые тогда представлялись мне вероятными; с того времени и до настоящего дня я упорно занимался этим предметом. Я надеюсь, мне простят эти чисто личные подробности, так как я привожу их, чтобы показать, что не был поспешен в своих выводах», – так начинается главный труд Чарльза Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (1859). Он установил механизм эволюции, объясняющий как многообразие живых существ, так и их приспособленность к условиям существования. Этот механизм – постепенный естественный отбор случайных ненаправленных наследственных изменений.
Идея эволюции встретила страстную поддержку одних ученых и жесткую критику – других.
В 1868 г. Дарвин опубликовал свой второй труд «Изменчивость животных и растений в одомашненном состоянии», в который вошло множество примеров эволюции живых организмов.
Среди других известных поздних работ Дарвина – «Опыление у орхидных» (1862), «Происхождение человека и половой отбор», где приведены аргументы в пользу естественного происхождения человека от животных (обезьяноподобных предков) (1871), «Выражение эмоций у человека и животных» (1872), «Действие перекрестного опыления и самоопыления в растительном мире» (1876).
Не атеист, но агностик
Труды Дарвина пробудили в международном сообществе бурные противоречия.
Многие считали его выводы агрессивными, оскорбительными и богохульными. Особую агрессию вызывали слухи о неверии Дарвина в Бога. Действительно, он продолжал оказывать поддержку местной церкви и помогал прихожанам, однако по воскресеньям, когда вся семья направлялась в церковь, уходил на прогулку. Позже, когда его спрашивали о религиозных взглядах, Дарвин писал, что никогда не был атеистом, в том смысле, что не отрицал существование Бога и что «было бы более правильно описать состояние моего ума как агностическое».
Отшельническая жизнь в Дауне изредка прерывалась поездками в Лондон, к родственникам, а также на морское побережье. Нередко в доме Дарвинов собирались друзья и ученики. Чарующее впечатление, которое хозяин производил на гостей своею приветливостью и простотой, глубокой искренностью и скромностью, не меньше способствовали его популярности как человека, чем «Происхождение видов» – его славе как ученого.
Чарльз Роберт Дарвин умер в 1882 г. и захоронен в Вестминстерском Аббатстве.
***
Психиатр Майкл Фитцджеральд из колледжа Тринити (Дублин, Ирландия) собрал доказательства, подтверждающие, что Чарльз Дарвин страдал синдромом Аспергера – одной из разновидностей аутизма.
У больных синдромом Аспергера обычно не наблюдается снижения интеллекта. Патологические проявления заболевания связаны с социальной активностью. Больные не испытывают желания общаться с другими людьми и делиться с ними своими переживаниями. Они часто бывают сосредоточены на одной идее. Еще одним признаком синдрома Аспергера является жесткая приверженность заведенному порядку.
Фитцджеральд утверждает, что у Дарвина наблюдались все эти симптомы. Ученый в детстве был замкнутым ребенком и почти все время проводил в одиночестве, занимаясь сбором ракушек, птичьих гнезд и др. Во взрослом возрасте он также предпочитал проводить время уединенно, почти ежедневно совершал длительные прогулки по одному и тому же маршруту. По мнению Фитцджеральда, Дарвина отличала маниакальная склонность к систематизации и каталогизации: он тщательно записывал даже наблюдения за собственными детьми.
Как подчеркивает психиатр, согласно некоторым современным теориям, гены, которые отвечают за развитие аутизма, в частности синдрома Аспергера, ответственны также за высокий творческий потенциал и оригинальность мышления.
Стоит отметить, что асоциальное поведение было характерно для таких ученых как Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон и Генри Кавендиш.
***
Существование эволюции было признано большинством ученых еще при жизни Дарвина, в то время как его теория естественного отбора как основное объяснение эволюции – лишь в 30-х годах XX века. Идеи и открытия Дарвина в переработанном виде формируют фундамент современной синтетической теории эволюции и составляют основу биологии, как обеспечивающие логическое объяснение биологического разнообразия.
В то же время, сегодня к теории Дарвина принято относиться с сомнением. Опрос, проведенный Институтом Гэллапа, показал, что 45% взрослых американцев верят в божественное происхождение человека, 37% допускают эволюцию, но полагают, что ее «запустил» Господь. Божий Промысел отрицают лишь 12% жителей Нового Света, которые готовы согласиться с тем, что человек – это биологический вид, возникший в результате естественного отбора.
В Европе к теории эволюции относятся более терпимо. Так, 46% населения Германии считают, что Бог не играл роли в создании Homo Sapiens, с ними согласны 41% населения Австрии и 33% швейцарцев.
В «Происхождении видов» Дарвин сетовал, что палеонтология пока не в силах подтвердить выдвинутую им гипотезу ввиду отсутствия находок переходных форм, и надеялся, что это случится по мере накопления новых данных. В противном случае он выражал готовность отказаться от своих положений, поскольку эволюционная гипотеза оказывалась подорванной в одном из ключевых моментов.
Недавно была сделана находка, которая порадовала бы Дарвина. Группа ученых из норвежского Института естествознания под руководством Йорна Хурума заявила об обнаружении окаменелых останков млекопитающего, жившего 47 миллионов лет назад, которое, по их мнению, можно считать отдаленным родственником современных приматов (обезьян и человека), а также недостающим звеном в их эволюции. Описанный норвежцами скелет животного длиной около одного метра более всего напоминает современных лемуров. Сохранились фрагменты волосяного покрова животного и остатки пищи, съеденной им незадолго до смерти. Необычная детальность окаменелости демонстрирует характерные черты, роднящие животное с современными приматами.
Как тут не вспомнить слова самого Чарльза Дарвина: «Чем больше мы познаем неизменные законы природы, тем все более невероятными становятся для нас чудеса»…
Подготовила Александра Демецкая
На фото рядом с заголовком: первое “древо жизни” – символ эволюции – из записных книжек Чарльза Дарвина.
“Фармацевт Практик” 2009