Органические продукты: возвращение к истокам
Здоровое питание и внимательное отношение к качеству пищи уже давно стали неотъемлемой частью жизни в странах Западной Европы и США. Мода на экологически чистые продукты пришла и в Украину. Выбирая съестные припасы, украинцы придирчиво изучают этикетки с указанными в них составом и фирмой — производителем продукта. Как говорится, чем натуральнее, тем лучше. Самая модная «фишка» — это натуральные овощи и фрукты, хлеб, мясо и молоко, не содержащие добавок и произведенные в условиях, максимально приближенных к естественным, или, проще говоря, с использованием «дедовских» методов ведения хозяйства
Продукты в стиле «ретро»
Продукция «органик» отличается тем, что в ней нет генетически модифицированных организмов (ГМО), химически синтезированных консервантов, красителей, ароматизаторов, стабилизаторов и загустителей. Она произведена без использования современных технологий (ультразвуковая обработка, химическая консервация, обработка фенолами и ПАВ, газация и т.п.), из сельскохозяйственного сырья, выращенного без применения пестицидов, химических удобрений, гормонов, стимуляторов роста вдали от промышленных центров. Например, земля, на которой выращивают фрукты, овощи или злаковые растения-«органик», минимум за три года до посева не должна обрабатываться химическими удобрениями, пестицидами и гербицидами. Применяется не интенсивное, а рациональное земледелие, при котором почва должна остаться плодородной на многие годы, поэтому обращаются с ней бережно, как делали наши предки.
К животноводству также предъявляются особые требования, в основном касающиеся кормов для животных и пастбищного содержания скота.
При производстве органических продуктов не допускается обработка рентгеновским излучением, а количество добавок ограничено. Исключаются рафинирование, дезодорирование, гидрогенизация, в продукты не разрешается вносить витамины и минералы.
Таким образом, органическими считаются продукты питания полностью натурального происхождения, не подвергавшиеся воздействию синтетики и химии несколько поколений подряд.
В соответствии со стандартом
Органические продукты производят в соответствии с жесткими стандартами. «Органичность» поступающих в продажу товаров определяет специальная сертификационная комиссия, которая проверяет качество сырья на всех стадиях производства, после чего производитель получает право наносить на продукты питания маркировку ECO, ВIO, AB, DEMETER, ORGANIC или другую, принятую в стране. В Европе экологическую чистоту пищевых продуктов регламентирует «Общеевропейское соглашение по органическому производству сельскохозяйственной продукции» от 24 июня 1991 г.
Маркировки ECO, ВIO и ORGANIC означают, что продукты изготовлены из сырья, выращенного, собранного и переработанного в соответствии со стандартами экологического, биологического и органического земледелия (животноводства), и надлежащим образом упакованы. ЭКО-продукты отличаются от органических только тем, что их небольшими партиями поставляют мелкие фермерские хозяйства. Сертификация такой продукции привела бы к увеличению ее себестоимости, поэтому производитель решил отказаться от получения сертификата.
Ее ставят на вполне обычный йогурт или кефир, которые содержат различные микроорганизмы (пробиотики или другие активные добавки), однако изготовлены в условиях, не соответствующих стандартам органического или биологического производства.
Преимущества «органики» очевидны. В ряды сторонников здорового питания вливаются люди, озабоченные качеством пищи, которой они кормят своих детей, страдающие пищевой аллергией, которых становится все больше и больше (при употреблении экологически чистой пищи вероятность аллергической реакции, как первичной, так и вторичной, снижается в несколько раз)
«Органическая» индустрия
Мировой рынок органических продуктов питания из года в год увеличивается. Натуральные продукты наиболее популярны в США, Японии, Германии и Италии. Эти страны полностью покрывают свои внутренние потребности во вкусной и здоровой пище и даже обеспечивают львиную долю мирового экспорта органических товаров.
На Западе существует разветвленная сеть магазинов, в которых продается только органическая продукция — пищевые продукты, одежда, косметика, игрушки. Особым спросом в Европе пользуется органическое молоко. К примеру, в Дании его производят больше всего, молоко-органик реализуют по цене обычного. Во Франции и Голландии в последние годы быстрыми темпами развивается производство органических йогуртов и сыров, продуктов из переработанного зерна. Однако самыми востребованными органическими продуктами остаются овощи и фрукты.
Несмотря на высокую стоимость, во многих странах экологически чистая пища становится все доступнее, благодаря правительственным субсидиям, налоговым льготам для производителей, развитию специализированных розничных сетей и организации отделов органического питания в «обычных» супермаркетах.
В европейских странах уже много лет действует система «биоабонементов», удобная тем, что потребитель регулярно получает к столу хлеб, овощи, фрукты, мясо и молочные продукты контролируемого происхождения, а производитель обеспечен постоянными покупателями. Суть абонемента в том, что, получая его, потребитель обязуется через определенный промежуток времени (раз в неделю или два раза в месяц) выкупать заранее оговоренное количество продуктов, например, два килограмма мяса, три литра молока, пять килограммов овощей и фруктов и т.д. Товар доставляют на дом. Организации, обслуживающие «биоабонементы», как правило, сотрудничают с региональными сельскохозяйственными производителями, имеют интернет-сайты или выпускают каталоги, по которым подписчик услуги может ознакомиться с ассортиментом товаров и сделать заказ, уточнив, какого сорта мясо или какие овощи нужны ему на этот раз.
Перспективный рынок
Производить натуральные продукты выгодно; они пользуются спросом даже при относительно высокой цене и обходятся европейцам в среднем на 10–50% дороже, чем обычные. Выращивать высокие урожаи без удобрений и пестицидов непросто, поэтому затраты производителя диктуют ценовую политику, да и потребители понимают, что за здоровье нужно платить…
Земля, на которой выращивают фрукты, овощи или злаковые растения-«органик», минимум за три года до посева не должна обрабатываться химическими удобрениями, пестицидами и гербицидами. Применяется не интенсивное, а рациональное земледелие, при котором почва должна остаться плодородной на многие годы, поэтому обращаются с ней бережно, как делали наши предки
Доля органических продуктов в общем производстве относительно невелика, уже сейчас становится ясно, что этот рынок перспективный и быстроразвивающийся. По мнению экспертов, спрос на органические продукты за рубежом будет стимулировать украинское производство лучше всяких государственных дотаций. В то же время чрезмерная иностранная опека — прямой путь к потере внутреннего «органического» рынка, который начал зарождаться только в 2009 году. Стремиться есть куда: по итогам 2008 года, европейский рынок натуральных продуктов питания достиг 11 млрд долларов США, американский — 30 млрд долларов США, а мировой оборот превысил 46 млрд долларов США.
Обратная сторона медали
У органической пищи есть свои особенности, например, короткий срок хранения (из-за отсутствия в них «освежающих» нитратов и консервантов) и поначалу непривычные внешний вид, запах, вкус (из-за «недостатка» ароматизаторов, красителей и т.п.). К примеру, группа американских спортсменов, «вслепую» дегустировавших курицу-«органик» и курицу-бройлер, единогласно отдали предпочтение последней…
Парадокс состоит в том, что все то, что полезно для человека, не всегда хорошо для окружающей среды. Имеются данные о том, что разнообразные удобрения гораздо полезнее для природы, чем «органическая» чистота.
Оказалось, что видовой состав птиц, насекомых и растений на «органических» полях примерно на 12,4% богаче, чем на обычных, где используют современные методы хозяйствования. Эффективность органических хозяйств с точки зрения увеличения биологического разнообразия была бы несколько выше, если бы они занимали большие площади. По продуктивности «органические» поля уступают обычным полям более чем в два раза. Другими словами, весь положительный эффект традиционной агрокультуры сводится на нет двукратным увеличением пахотных земель.
Есть еще один аспект проблемы — социальный. К примеру, одной из причин неэффективности сельского хозяйства в Африке называют зависимость от международных некоммерческих организаций и международных агентств, которые распространяют методы ведения хозяйства, пригодные только для благоденствующих западных стран. Таким образом, по мнению противников «органики», органическое сельское хозяйство — это роскошь, которую могут себе позволить только страны Старого Света.
Свобода питания
Что ни говори, а преимущества «органики» очевидны. В ряды сторонников здорового питания вливаются люди, озабоченные качеством пищи, которой они кормят своих детей, страдающие пищевой аллергией, которых становится все больше и больше (при употреблении экологически чистой пищи вероятность аллергической реакции, как первичной, так и вторичной, снижается в несколько раз), наконец, просто гурманы, которые, покупая продукты, руководствуются только одним принципом: «хочется». И в этом нет ничего удивительного, поскольку одной из основных потребностей для большинства по-прежнему остается удовольствие от еды. Как говорится, живем один раз!
Подготовила Александра Демецкая
“Фармацевт Практик” #12′ 2010