ОСТОРОЖНО: ДЕТСКИЙ СТРЕСС!
Ни кто не станет спорить, что дети нуждаются в нашем внимании. Но, к сожалению, мы не всегда имеем возможность побыть наедине со своим ребенком, чтобы пообщаться, выслушать «детские новости», принесенные из школы или детского сада. Бывает так, что малыш уже заснул, а мы только тогда вспоминаем, что был он каким-то вялым, грустным, не мешал смотреть любимый телесериал. «Ничего, расспрошу завтра», – утешаем мы себя. А завтрашний день приносит новые хлопоты и заботы… Не замеченный вовремя стресс у ребенка может обернуться серьезными проблемами
Стрессов бояться не следует, ведь он является неотъемлемой частью нашей жизни. Такие «встряски» делают жизнь более полной. Но вот от реакции на стресс зависит, будет ли он полезным или вредным для психического и физического здоровья человека. Просто отлично, если стрессовая ситуация побуждает мобилизовать все силы, собраться, активизироваться, например, на экзамене, публичных или спортивных выступлениях. Но возможна и неконструктивная реакция на аналогичные ситуации, при которых возникает растерянность, тревога, апатия. Таким образом, опасным является не сам стресс, а пассивная реакция на него, когда вместо активных действий, направленных на решение проблемы, она загоняется вглубь души и начинает негативно влиять на психику и здоровье.
Возможен ли стресс у малыша? Увы, да, также, как и к у взрослого. С той разницей, что незрелой детской психике сложнее справиться с неприятностями без посторонней помощи. Поэтому многое зависит от отношения родителей к проблемам детей, к их горестям и радостям, насколько уважительно они относятся к личности малыша, научили ли детей справляться с проблемами.
Причины стрессовых ситуаций у детей могут быть те же, что и у взрослых: потеря близкого человека, развод родителей, смена коллектива, переезд на новое место проживания. Но существуют и сугубо детские проблемы, которые связаны с возрастными изменениями, учебой, отношениями с родителями, сверстниками, учителями.
Стрессу подвержены даже грудные дети. У них он проявляется в повышенной раздражительности, отказе от принятия пищи, неожиданном и резком нарушении общей картины сна. Среди причин могут быть болезнь, госпитализация, разлука с близкими людьми, нарушение режима кормления, а также стресс, переживаемый родителями.
У детей дошкольного возраста стресс могут вызвать изменение в режиме дня, приход в детский сад и необходимость соблюдать дисциплину, появление нового ребенка в семье, выход матери на работу, смерть домашнего питомца.
Дети от 6 до 12 лет подвержены стрессам, которые вызваны требованиями к ним и дома, и в школе. Типичные стрессовые ситуации в этом возрасте – это давление по поводу успеваемости, зависть, чувство соперничества со старшими братьями и сестрами, ссоры с родителями и друзьями, возрастные изменения в строении тела.
Подростковый возраст особо чреват сложными переживаниями и наличием хронических стрессовых ситуаций, связанных со сложностями в отношении с противоположным полом, заниженной самооценкой, различными комплексами (в т.ч. по поводу своей внешности), желанием быть принятым в определенную группу сверстников.
Стресс — это реакция на раздражитель или стрессогенный фактор. В переводе с английского «stress» — давление, нажим, напряжение
К сожалению, наличие у детей стресса определить не так легко. Ведь пока ребенок мал, он далеко не всегда в состоянии сформулировать свои проблемы, а когда становится старше, то уже не считает возможным делиться с близкими своими переживаниями. Поэтому родители должны уметь распознавать косвенные признаки того, что ребенок находится в состоянии хронического стресса.
Итак, есть все основания заподозрить, что у вашего ребенка серьезные проблемы, если он стал раздражительным, неспокойным, у него преимущественно плохое настроение. Он может быть напряженным, тревожным, недовольным собой, склонным к необдуманным импульсивным поступкам. Иногда можно наблюдать проблемы в общении, непродуктивное распределение времени, агрессивное поведение, склонность ко лжи, проявления отчужденности, когда ребенку кажется, что он никому не нужен, или никто его не любит. Одновременно могут возникнуть проблемы с учебой из-за ослабления памяти, спутанного мышления, ухудшения способности концентрироваться. Бывает, что ребенок плохо спит из-за кошмаров или, напротив, страдает повышенной сонливостью. Нередки и такие признаки стресса: потеря аппетита или, наоборот, склонность к перееданию; речевые нарушения; головные боли; расстройства пищеварения; сердцебиение; тошнота; повышенная утомляемость; потливость; неопределенные боли, не поддающиеся врачебной диагностике; склонность к аллергическим реакциям; частые простудные заболевания и инфекции.
Заподозрив неладное, лучше всего, конечно, обратиться к психологу. При этом нужно быть готовым к ряду индивидуальных консультаций, подключению ребенка к групповой работе со сверстниками. Но не исключено, что вы и сами сможете справиться с проблемой, выяснив, что именно вызвало стресс. Для этого пообщайтесь с ребенком, расспросите его про школу, отношения с друзьями. Если вам удалось выяснить, в чем заключается причина, постарайтесь помочь конструктивно ее разрешить: поговорите с классным руководителем, школьным психологом, наймите репетитора. Поддержите ребенка морально – пусть он почувствует себя любимым и защищенным. Проанализируйте, не предъявляете ли вы к нему завышенных требований, не перегружен ли он дополнительными занятиями, секциями и кружками. Не забывайте, что хорошие оценки не стоят потерянного здоровья.
Читайте також: Життя під тиском
Дошкольника нужно научить и приучить рассказывать вам о своих страхах (например, «я боюсь оставаться один» или «боюсь заходить в темную комнату»). При этом нужно спокойно и уважительно относиться к этим рассказам, не высмеивать их, вместе с ребенком искать пути преодоления.
Если ваш ребенок в подростковом возрасте и не склонен делиться своими проблемами, посоветуйте ему завести дневник. Пусть записывает все, что его беспокоит, обижает или раздражает, то, что он стыдится. Тем самым будет сделан первый шаг к самоанализу, что поможет подростку сформулировать свои проблемы, проанализировать их причины, а со временем решить их самостоятельно. Вместе с тем, не оставляйте попыток вызвать подростка на разговор, находите темы, на которые вы с ним можете поболтать «просто так». Тогда есть шанс, что придет время, и ваш сын или дочь поделятся с вами своими переживаниями.
Так как стресс негативно влияет на физиологию ребенка, то очень эффективны методы борьбы со стрессом, направленные на укрепление нервной и иммунной системы. Проследите, чтобы ваш ребенок достаточно бывал на свежем воздухе, регулярно полноценно питался. Помогите ему установить здоровый режим дня, особенное внимание обратите на достаточное количество часов, отведенных на сон. Если вы наблюдаете признаки стресса, запишите ребенка в спортивную секцию, бассейн, кружок рисования. Ограничьте количество времени, которое ребенок проводит перед экраном телевизора или компьютера. Более того, проследите, чтобы он ежедневно получал свою порцию тишины. Ему необходимо как минимум 2 часа в день проводить в спокойной обстановке без лишних звуков. Научитесь сами и научите ребенка простеньким упражнениям для релаксации. Спокойно и уверенно реагируйте на все неприятности, «заразите» его оптимизмом и умением радоваться жизни.
Мария КИРИЛЕНКО, психолог
По материалам индивидуальных консультаций психологов Киево-Святошинского Центра социально-психологической реабилитации населения и его информирования по вопросам последствий Чернобыльской катастрофы
“Фармацевт Практик” № 1, 2006