Статті

Осторожно, фетально!

17/08/2011

Биоэтика, возникнув на стыке биологии и медицины, органично впитала в себя достижения научно-технического прогресса, а также нормы нравственности и морали. Сегодня благодаря успехам молекулярной биологии в медицинской практике широко используют биологические материалы, получаемые из органов и тканей человека. Вместе с тем складывается парадоксальная ситуация: чем совершеннее биотехнологии, тем большая опасность угрожает всему живому, в том числе человеку, и тем чаще нарушаются принципы биоэтики.

Стремительное развитие генетики и эмбриологии, как и попытки использования полученных знаний в практической медицине — трансплантологии и клеточной терапии, – оголили целый пласт этических проблем, требующих принятия взвешенных решений.
Этические нормы, регламентирующие использование достижений биотехнологии, призваны защищать права субъектов биомедицинских исследований, прежде всего – достоинство человека.
За последние десятилетия в Украине приняты важнейшие юридические документы, направленные на урегулирование этических аспектов биомедицинских исследований.

Вместе с тем в международных и отечественных законодательных актах проблемам использования фетальных (эмбриональных) тканей уделяется недостаточно внимания, особенно если учесть, что работа с эмбрионами требует строгого контроля в связи со значительной социальной и моральной значимостью.

Фетальный потенциал
Развитие мирового и украинского законодательства в сфере биоэтики постоянно находится в поле зрения специалистов. Клиники клеточной терапии Национального медицинского университета им. А.А. Богомольца. Основным направлением деятельности этого научного учреждения являются исследования клинического применения клеточных суспензий, приготовленных на основе эмбриональных тканей. С момента основания в 1994 г. сотрудники клиники осуществили около 3000 инъекций эмбриональных клеточных суспензий и продемонстрировали их высокую эффективность в лечении гематологических, онкологических, аутоиммунных, нейродегенеративных и наследственных заболеваний.
Использование фетальных материалов человека в сочетании с другими, более традиционными терапевтическими подходами, позволяет значительного облегчить состояние пациентов с различными заболеваниями. Огромный потенциал трансплантированных фетальных тканей обусловлен их стимулирующим воздействием на процессы репарации, обмен веществ, иммунный ответ. Всестороннее изучение особенностей взаимодействия фетальных материалов с организмом реципиента после трансплантации открывает новые перспективы в использовании биотехнологий.
Следует, однако, подчеркнуть, что определение показаний к применению фетальных клеток и тканей в каждом конкретном случае требует высочайшего профессионализма и ответственности. Прежде всего это связано с тем, что особенности взаимодействия трансплантата и реципиента пока еще находятся в стадии изучения.

Адекватная защита
Специфика работы с эмбриональными клеточными суспензиями заключается в необходимости обеспечения защиты прав женщины — донора эмбриона, самого эмбриона, реципиента и исследователя. Изучение эмбрионов in vitro допустимо только при условии адекватной защиты эмбрионов. Создание эмбрионов с исследовательской целью запрещено.
В методических рекомендациях «Етичні питання та норми при роботі з ембріональними тканинами людини», разработанных МЗ Украины совместно с Национальным медицинским университетом им. А.А. Богомольца отмечается, что женщина-донор должна быть полностью информирована о характере процедуры донорства до проведения аборта. Кроме того, необходимо получить ее добровольное согласие на использование трупа эмбриона для биомедицинских целей. Обязательным условием соблюдения прав женщины-донора является гарантия безопасности проведения аборта и процедуры забора тканей. Недопустимо влияние процедуры получения эмбриональных тканей на характер, метод и время проведения аборта. Диагностические тесты для выявления инфекционных и генетических заболеваний женщины-донора также следует проводить только с ее согласия и при отсутствии риска для здоровья.
Таким образом, интересы женщины-донора ставятся выше научных интересов относительно возможного использования тканей эмбриона.
Наряду с соблюдением прав женщины-донора в работе с эмбриональными тканями важно максимально использовать шанс на сохранение жизни эмбриона. Согласие о донорстве эмбриона может быть дано женщиной только после окончательного принятия ею решения о проведении аборта. Недопустима материальная либо любая другая мотивация донора с целью склонить принятию решения о прерывании беременности. Чтобы исключить возможность, не следует предоставлять донору информацию о реципиенте или исследователе, либо о том, каким образом будет использована эмбриональная ткань. В свою очередь, реципиент и исследователь не должны знать, кто является донором эмбриональной ткани. Из этих же соображений не допускается трансплантация донорской ткани родственнику донора.
Для научных, диагностических, терапевтических или коммерческих целей запрещено использовать живых эмбрионов. Источником эмбрионального материала могут быть только трупные ткани, полученные в результате планового легального аборта. В соответствии с действующим законодательством Украины как противоправные действия рассматриваются искусственное поддерживание жизни эмбриона с целью получения эмбриональных тканей более высокого качества либо в большем объеме, а также приобретение, получение и передача каких-либо эмбриональных тканей человека за вознаграждение либо возмещение донору затрат, связанных с абортом.

Мнения
Несмотря на существующие этические ограничения, представители духовенства и некоторые ученые высказываются против использования эмбриональных тканей в исследовательских и терапевтических целях, объясняя свое негативное отношение принципиальной невозможностью получения фетального материала.
С религиозной точки зрения, аборт ничем не отличается от самого тяжкого греха — убийства. И если ученые, ратующие за использование эмбриональных клеток в научных и лечебных целях, ссылаются на то, что эмбрионы все равно будут уничтожены как отходы плановой операции (аборта), то их оппоненты считают в принципе недопустимым сам факт искусственного прерывания беременности. Действительно, в Священном писании сказано: «До того, как я поместил тебя в утробу, я знал тебя; и до того, как ты вышел из лона, я освятил тебя…», а, например, согласно комментарию к ст. 115 Уголовного кодекса Украины «начальным моментом жизни является начало физиологических родов, в том числе преждевременных и искусственных». Таким образом, возможность консенсуса между обеими сторонами вызывает сомнение. Однако нападки на исследователей в тех странах, где легализованы аборты, являются необоснованными. Другое дело, что при работе с биологическими «отходами» строгое соблюдение этических принципов необходимо.
Подготовила Александра Демецкая

https://rx.ua
ПЕРЕДПЛАТА
КУПИТИ КНИГИ