ПсихологіяСтатті

Посмотрим мыльную оперу

21/08/2014

Сериалы прочно вошли в нашу жизнь. Сегодня уже вряд ли кто-то скажет: «Я не люблю сериалы» — ведь каждый из нас хоть раз, но какой-нибудь да смотрел. Сериалы бывают на любой вкус: мелодраматические, комедийные, детективные, исторические, мистические, фантастические. А с точки зрения целевой аудитории — молодежные, женские, мужские, а также претендующие на почетное звание «для семейного просмотра». Это может быть первоклассный телепродукт на литературной основе с популярными актерами, хорошей режиссурой, добротным воссозданием исторических реалий, а может быть и обыкновенное «мыло». Мы поговорим о тех сериалах, которые называют мыльными операми — многосерийных, эпизод за эпизодом создающих эффект подсматривания в замочную скважину

Отличительным признаком мыльной оперы является медленно развивающееся действие и наличие нескольких сюжетных линий, что позволяет чередовать драматические события и растягивать сериал на многие серии. Мыльные оперы, как правило, отличаются стандартными «сюжетными гвоздиками»: любовь, измена, предательство, месть, пропавшие (украденные) дети, семейные тайны, загадочные происшествия, роковые причины длительного отсутствия, истории «золушек», которые находят своего принца и становятся богатыми… Добавьте по вкусу немного слез, детективного сюжета, чуть-чуть юмора — и мыльный «супчик» готов.

От мыльных опер выгодно отличаются теленовеллы с заранее написанным сценарием, известной концовкой, съемками на природе и на улицах городов. Но и они бывают разного качества…

Чего больше — пользы или вреда?

Просмотр исторического сериала или ответственной экранизации известного классического произведения чаще всего доставляет удовольствие. Но они не отличаются большим количеством серий и редко появляются на телеэкране.

А вот многосерийная мыльная опера теоретически могла бы быть полезной, если бы изначально была задумана как некое дидактическое пособие по обучению «как надо жить»: популяризовала демократические принципы, семейные ценности, законы психологии, соблюдение норм морали. Отдельные положительные элементы прослеживаются в некоторых зарубежных молодежных сериалах (преимущественно старых), в которых наглядно показано, к чему приводят, к примеру, пьянство за рулем, обман родителей, употребление наркотиков и т.д. Вместе с тем такие сериалы традиционно сфокусированы на любовных отношениях и поневоле пропагандируют ранние половые отношения и бесконечную смену партнеров.

Как несомненную пользу можно отметить некоторые культурные прорывы. Многие женщины преклонных лет порой сетуют, что всю жизнь даже не подозревали, что, прежде чем войти в комнату повзрослевшего ребенка, следует постучать, жалели, что никогда не говорили ни своим родителям, ни детям «я тебя люблю», не знали, как приятно лишний раз обнять любимого человека, удивлялись, как легко и полезно вовремя сказать «извини, я была не права». Новый стиль общения им пришлось впервые наблюдать, когда на наши телеэкраны вместе с перестройкой пришли первые зарубежные сериалы.

Тем не менее, мыльные оперы весьма сомнительны с точки зрения пользы для зрителя. С одной стороны, они дают возможность отдохнуть, отключиться от проблем, которые так тяжело, а иногда и невыносимо решать в жизни, и за разрешением которых так легко следить на экране, с другой — заставляют задуматься, какова цена отвлечения от реальности.

Увлеченность сериалами может закрепить в сознании вредные мифы, привлечь к нездоровому способу жизни, способствовать нарушению семейных взаимоотношений и даже негативным образом повлиять на судьбу.

Стереотипы «красивой жизни» способны полностью отравить сознание человека (чаще всего женщины). Истории «золушек» прочно увязывают в сознании счастье с богатством. Жизненный успех сводится к удачному замужеству (почти всегда дорогой ценой), карьерному росту, возможности стать бизнес-леди, успешной моделью и др. А ведь настоящее счастье гораздо чаще посещает тех, у кого этого всего нет и в помине.

Насмотревшись сериалов, девушка (или женщина) порой ожидает (а то и требует) от своего спутника жизни TV_serialили кандидата в таковые стандартных проявлений чувств, забывая, что мужчины бывают разные, и не каждому из них присуща демонстративность в проявлении чувств. Да и сериалы мужчины смотрят нечасто.

Мелодраматические сериалы — своеобразный «полигон» для проявления эмоций. И вот уже можно наблюдать, как после горячего сопереживания героине сериала (бурной радости, вздохов и даже слез) солидная мать семейства проявляет черствость и равнодушие к престарелым родителям, мужу, детям. Свои эмоциональные потребности она удовлетворяет у телеэкрана, обделяя при этом душевным теплом самых близких людей.

Поскольку мыльные оперы не имеют заранее написанного сценария, порой очень трудно понять логику развития сюжета и психологию поведения действующих персонажей. Телегерои бывают непоследовательны как в своих поступках, так и в своем развитии. К примеру, в одночасье становятся «хорошими», от серии к серии демонстрируя непонимание «вдруг» прозревают… Таким образом, массовый зритель, и так далекий от психологической грамотности, запутывается еще больше.

Наибольшей опасностью для украинского зрителя являются русские сериалы, что объясняется многовековой общей историей и ментальной близостью, схожестью реалий и многих традиций. Если зарубежный сериал часто оставляет ощущение, что «у нас» — не так, «наш» человек никогда бы так не поступил, то российские, наоборот, — заставляют задуматься, что все показанное взято «из нашей» жизни.

Влияние на массовое сознание

Сериалы обладают способностью оказывать неограниченное влияние на массовое сознание. Кроме откровенных нелепиц, касающихся межличностных отношений, психологии возрастных особенностей, в мыльных операх много скрытой рекламы, того, что называется «продакт плейсмент» (от англ. product placement — размещение продукции). Во время сериала зритель постоянно видит в кадре продукцию продвигаемой торговой марки. Следует отметить и целенаправленную пропаганду «красивой жизни», романтизацию потребления, представление спиртного как универсального «лекарства» от жизненных невзгод, преувеличение роли секса в жизни обычного человека и др.

Чего стоит практически неприкрытая пропаганда пьянства! Из сериалов можно почерпнуть, что герою следует переживать неприятности «с достоинством», то есть употребляя спиртное. Друзья нужны, чтобы в критический момент поделиться водкой. Подруги собираются для того, чтобы вместе распить бутылочку-другую. Женщина в состоянии опьянения — это очень трогательно, забавно и является прекрасной завязкой для начинающегося романа. Бросить пить совсем легко, и алкоголизм вовсе не мешает удачной карьере, сказочному замужеству и счастливой семейной жизни. Сериалы и мелодрамы «для семейного просмотра» наводнены мудрыми положительными пьяницами-философами обоего пола, которые учат жизни, оказываются в нужное время в нужном месте и в итоге всех спасают. Положительные персонажи активно потребляют спиртное и попустительствуют выпивохам, а отрицательные — либо зануды-трезвенники, либо пьяниц «обижают».

А ведь здравый смысл подсказывает, что пьющий человек редко бывает счастлив, судьба его драматична и незавидна, от его порока страдают близкие, со временем теряются профессиональные навыки и наступает моральная деградация. Человек теряет семью, уважение окружающих, здоровье, а зачастую и саму жизнь…

Знаете ли вы?

  • В 1970 г. американские психологи ввели термин «синдром домохозяйки», назвав так почти маниакальное увлечение сериалами.
  • 25% мужчин в возрасте до 35 лет тоже подвержены «синдрому домохозяйки».
  • Первый в мире сериал назывался «Одинокий рейнджер» и выходил в США с 1949 по 1957 год раз в неделю.
  • Самый «долгоиграющий» сериал в мире — «Путеводный свет». Он «зажегся» в радиоэфире США в 1937 г., а через 15 лет перебрался на экраны. Снято уже более 15 тысяч серий этого сериала.
  • Самым популярным сериалом в мире, согласно Книге рекордов Гиннесса, является «Доктор Хаус»

Народная мудрость против сериальных мифов

В древние времена особенно ценились устные рассказы, некоторые из них передавались из уст в уста.

Это были не пустые разговоры, а своеобразная школа жизни. В процессе обсуждения жизненных перипетий, конкретных поступков и стиля поведения окружающих отслеживались причинно-следственные связи, рождалось понимание, что определенный образ жизни или конкретные поступки чаще всего приводят к соответствующим результатам. Человечество накапливало опыт, закрепляя его в пословицах и поговорках, притчах и сказках. Мощная тяга к наблюдению за жизнью окружающих заложена в человеке инстинктом самосохранения, стремлением к выживанию. От умения запоминать то, что случилось с другими, всегда зависели жизнь индивида, его благополучие и здоровье.

Притягательность и сила сериалов в том и состоят, что они — суррогат жизненных наблюдений. Но поскольку процент правды в них незначителен, они особенно опасны. Фактически, вырастают целые поколения, дезинформированные и дезориентированные в жизни. Не просто лишенные опыта, а отягощенные фальшивыми знаниями.

Взрослый зрелый человек способен отличить опасные «сериальные» мифы, а вот детей следует целенаправленно приучать анализировать то, что они смотрят. Задача родителей — ненавязчиво обращать их внимание на несоответствие сериалов реальной жизни. Можно как бы между прочим рассказать, как чаще всего бывает на самом деле, предложить ребенку вспомнить то, что ему приходилось наблюдать в семьях у соседей, одноклассников и знакомых — в примерах недостатка не будет. Но чтобы это стало возможным, полезно иметь привычку беседовать с детьми на разные темы и быть рядом, когда они смотрят телевизор.

Мария КИРИЛЕНКО

По материалам индивидуальных консультаций психологов Киево-Святошинского Центра социально-психологической реабилитации населения и его информирования по вопросам последствий Чернобыльской катастроф

«Фармацевт Практик» #1′ 2012

https://rx.ua
ПЕРЕДПЛАТА
КУПИТИ КНИГИ