Постчернобыльский период: большие проблемы малых доз
Аварию на Чернобыльской АЭС, которая сопровождалась мощным выбросом множества радионуклидов йода, стронция, цезия, криптона, плутония и др., иногда сравнивают с «грязной бомбой». Непосредственно после катастрофы главную опасность представляли короткоживущие радионуклиды йода, позже роль основного дозообразующего радионуклида перешла к цезию.
Наибольшая чувствительность к повреждающему действию радиации присуща делящимся клеткам. Неудивительно, что предметом многих исследований стало изучение негативных последствий малых доз внутриутробного облучения: острого, обусловленного короткоживущими радионуклидами йода, и хронического, вызванного радионуклидами цезия
После взрыва
Беременность, как известно сопровождается усилением функции щитовидной железы, а накопление йода щитовидной железой плода происходит еще интенсивнее, чем у матери. Отсюда следует, что пренатальное облучение ребенка может вызвать патологический процесс в упомянутом органе.
Известно также, что йод захватывается не только щитовидной железой, но и гипофизом.
Последнее обстоятельство может привести к нарушению соматотропной и гонадотропной функций и, далее к патологии соматополового развития.
Действительно, гиперплазия щитовидной железы II степени была выявлена у 14,9% внутриутробно облученных детей, матери которых на второй день после аварии были эвакуированы из Припяти. Причем чаще всего эту патологию, как и гипертиротропийемия, диагностировали у детей, облученных во II триместре беременности. Кроме того, у 22,8% обследованных девочек и 14,3% мальчиков наблюдались нарушения физического развития, у 2,1% девочек – нарушение темпов полового развития, у 3,3 % мальчиков – крипторхизм. Таковы данные украинских исследователей.
Белорусские ученые сконцентрировали внимание на изучении влияния внутриутробного облучения на психическое здоровье детей. По их данным, 7-9-летние дети, подвергнувшиеся внутриутробному облучению, гораздо чаще, чем их сверстники, не пережившие такового, страдают расстройствами развития речи и моторных функций, эмоциональными и гиперкенетическими расстройствами. Прослежена положительная корреляция между частотой встречаемости пограничной интеллектуальной недостаточности (IQ=70-76) и дозой пренатального облучения.
Киевские ученые благодаря клиническому скрининговому анализу, выявили, что у 2/3 внутриутробно облученных детей имеется психоневрологическая и соматическая патология -главным образом нарушения пищеварительной системы и верхних дыхательных путей, минимальная церебральная дисфункция, неврозоподобные состояния, вегетативная дисфункция и патология щитовидной железы. Кроме того, среди пренатально облученных меньше детей с повышенными интеллектуальными способностями (IQ=110-140) и больше – со сниженными (IQ=71-90). Причем нарушения интеллектуального развития чаще отмечались у детей, облученных в критические периоды цереброгенеза – на 16-25-й неделях внутриутробного рзвития.
Примечательно, что у большинства детей неврозоподобные состояния с ведущим астено-вегетативным синдромом развивались минимальной церебральной дисфункции и сопутствующей соматической патологии. А характерная триада психопатологичеких проявлений таких состояний (эмоционально-волевые нарушения в виде аффективной неустойчивости, социальная отчужденность, агрессивность) является одним из критериев, повышающих риск развития шизофрении. К счастью, шизофренией никто из обследованных не страдал, однако у трех человек был диагностирован аутизм.
Патология щитовидной железы, как правило, проявлялась в виде гипотериоза, узлового зоба, фиброзных и склеротических процессов. Анализируя изменение гормональных показателей в зависимости от индивидуальной дозы облучения, исследователи обнаружили «умеренно выраженную однонаправленную связь доза-эффект – повышение уровня тиреотропного гормона с увеличением дозы облучения щитовидной железы при пороге 0,3 Зв», то есть дозе, которая до Чернобыльской аварии считалась безопасной. А поскольку содержание тироксина в крови пренатально облученных детей соответствовало норме, то вполне логично предположить, что степень риска развития гипотериоза зависит от дозы облучения щитовидной железы с порогом эффекта 0,3 Зв. В патогенезе нейропсихических расстройств им удалось проследить роль нерадиационных факторов (в частности, стрессового состояния матери во время беремености) и опосредованных через патологию щитовидной железы эффектов облучения. По их оценкам, на долю облучения приходится 29%, на долю нерадиационных стресс-факторов матери – 26%, но при облучении в критические периоды цереброгенеза (на 8-25 неделях гестации) вклад радиационного фактора возрастает до 34%.
Патология родов, неонатальная патология, экологические факторы, дополнительные вредности и существенного значения не имеют.
Для полноты картины нельзя не упомянуть о результатах сравнительного анализа структуры соматической заболеваемости детей из «чистых» районов и проживающих на «загрязненных» радиоактивным цезием российских территориях. Детей из «загрязненных» районов разделили на три группы. Первую группу составили дети, рожденные до Чернобыльской аварии, 2-ю – внутриутробно облученные дети 1986-1987 года рождения, 3-ю группу – дети, рожденные, после 1988 года. Судя по данным российских исследователей, в «загрязненных» регионах лидировали заболевания нервной системы (прежде всего по причине распространенности расстройств вегетативной нервной системы), болезни органов дыхания (в основном ЛОР-патология), заболевания эндокринной системы (преимущественно тиреоидная патология) и болезни органов пищеварения. На «чистых» территориях первое и второе места также занимали болезни нервной системы и органов дыхания, но на 3-м месте были заболевания органов пищеварения, эндокринная патология оказалась на 6-м месте.
Четкой зависимости между ростом заболеваемости и степенью загрязнения почвы радиоактивным цезием не прослеживалось. Однако в наиболее «загрязненных» регионах отмечено максимальное число новообразований, пороков и аномалий развития; частота встречаемости различных соматических болезней в таких районах была наибольшей.
Ранговые места заболеваний для всей детской популяции из загрязненных регионов совпадали с таковыми для детей, рожденных до аварии, тогда как в группе внутриутробно облученных детей на 2-м месте (после болезней органов дыхания) была эндокринная патология, на 3-м и 4-м – болезни органов пищеварения, врожденные аномалии и пороки развития. А в группе детей, рожденных после 1988 года, 2-е место (после болезней нервной системы, представленных астеноневротическим, цереброастеническим, гипертензионно-гидроцефальным и судорожным синдромами) принадлежало врожденным аномалиям.
Спустя пять лет ситуация изменилась во всех трех группах.
В группе детей, рожденных до аварии, на 1-м месте по-прежнему были болезни нервной системы, на 2-м – патология желудочно-кишечного тракта, на 3-м – заболевания органов дыхания, на 4-м – эндокринная патология.
У детей того же возраста из «чистых» районов болезни эндокринной системы переместились на 7-е место, хотя тенденция в структуре заболеваемости этой группы детей осталась прежней. Как и ранее, 1-е место занимали болезни нервной системы, 2-е – болезни органов дыхания, 3-4-е место помимо болезней органов пищеварения заняли болезни системы кровообращения.
У внутриутробно облученных детей первых три места разделили между собой болезни органов дыхания, заболевания нервной системы и эндокринная патология.
В группе детей, рожденных после 1988 года, на 1-м месте были болезни органов дыхания (при первом обследовании – на 5-м месте), на 2-м – болезни органов пищеварения (ранее занимали 7-е место). Кроме того, за прошедший период у одного ребенка диагностировали папиллому, у 2 – опухоли мозга, еще у одного – полип желудка.
Что касается структуры заболеваемости детской популяции из «загрязненных» регионов в целом, то и по прошествии пяти лет первые места удерживали болезни нервной системы, органов дыхания и пищеварения, на 4-м месте были заболевания мочеполовой системы, а эндокринная патология переместилась на 6-е место.
Данные повторного обследования детей каждой из трех групп специалисты оставили без комментариев, но «усредненные» изменения пояснили тем, что «органы пищеварения и мочевыделения являются органами – мишенями радиационного воздействия в условиях повышения значимости внутреннего облучения радионуклидами цезия в отдаленном периоде после аварии на ЧАЭС».
Европейские отголоски
В январе 1987 года в Западном Берлине более чем в два раза возросло число случаев рождения детей с синдромом Дауна, предположительно, из-за кратковременного воздействия ионизирующей радиации вследствие аварии на ЧАЭС.
По данным шведских исследователей, от матерей, проживавших во время беременности в местах выпадения чернобыльских осадков, чаще рождались дети с синдромом Дауна.
Изучая распространенность синдрома Дауна в Lothian (Шотландия) в 1978-1989 годах, специалисты выявили временную связь между упомянутой выше патологией и Чернобыльской катастрофой. Но не преминули заметить, что обнаруженный феномен не поддается объяснению с позиций современной науки. (Напомним, что синдром Дауна обусловлен трисомией по 21-й хромосоме.)
При обследовании финских подростков выяснилось, что внутриутробное облучение во ІІ триместре беременности, ассоциированное с Чернобыльской катастрофой, двукратно повышает риск развития симптомов депрессии и существенно увеличивает вероятность появления дефицита внимания и гиперактивности. Возможной причиной выявленных закономерностей авторы исследования считают нарушение развития головного мозга в пренатальный период.
Те же исследователи, изучая потенциальный эффект пренатального стресса, ассоциированного с Чернобыльской аварией, обнаружили, что у подростков обоего пола, матери которых пережили такой стресс во ІІ триместре беременности, существенно повышен уровень тестостерона, а у девушек – и уровень кортизола, что, по-видимому, является результатом влияния стресса на пренатальное программирование физиологических систем, ответственных за поддержание уровней кортизола и тестостерона.
С результатами финских исследований согласуются данные шведского исследования, свидетельствующие о том, что наибольшее ухудшение успеваемости наблюдается у школьников, облученных внутриутробно на 8-25-й неделях гестации и родившихся в наиболее загрязненных чернобыльскими осадками регионах.
Ламара Львова, канд. биол. наук