ПрактикаСтатті

Продвижение лекарственных средств на рынке: возможности и риски

13/06/2012

Промоция – любая деятельность, которая проводится, поддерживается либо организовывается фармацевтической компанией, в том числе с помощью СМИ и компаний-посредников, которая направлена на профессионалов в сфере здравоохранения, с целью продвижения, рекомендации, поставки, управления либо применения лекарственного средства пациентом. К основным способам промоции относятся реклама, спонсорство, визиты медицинских представителей, организация семинаров, конференций, конгрессов, круглых столов и симпозиумов по медицинской тематике, семплинг (раздача потенциальным потребителям образцов продвигаемого товара),  публикации в специализированных изданиях, использование Интернет-технологии, программы лояльности, бренд-римайндеры (ручки, чашки, блокноты и другая продукция с нанесенным на нее названием бренда).

Наибольшая часть промоционной деятельности фармацевтических компаний принадлежит визитам медрэпов (78% по результатам 2011 года).

Также Л. Синичкина напомнила, что реклама ЛС должна содержать объективную информацию о ЛС и представляться должна так, чтобы было понятно, что сообщение является рекламой и что рекламированный товар является лекарством, требование обязательной консультации с врачом перед применением ЛС, рекомендацию обязательно ознакомиться с инструкцией для применения, текст предупреждения такого содержания: «Самолечение может быть вредным для вашего здоровья», который занимает не менее 15% площади или объема (продолжительности) всей рекламы.

Относительно рекламы ЛС существуют некоторые ограничения:

  • Реклама рецептурных ЛС и ЛС, внесенных в перечень запрещенных к рекламированию, запрещена;
  • Реклама ЛС не должна содержать указывать на терапевтические эффекты относительно заболеваний, которые не поддаются или трудно поддаются лечению;
  • Запрещено участие врачей и других профессиональных медицинских работников, а также лиц, внешний облик которых напоминает врача;
  • Запрещено помещать информацию, позволяющую допустить, что ЛС является пищевым, косметическим или другим потребительским товаром либо сто безопасность или эффективность этого средства обусловлена его природным происхождением;
  • Запрещена реклама ЛС, находящихся на рассмотрении в установленном порядке, но еще не допущены к применению.

В рекламе ЛС запрещено размещение:

  • Ведомостей, которые могут произвести впечатление, что перед применением препарата консультация со специалистом не является необходимой;
  • Ведомостей, что лечебный эффект от применения ЛС является гарантированным;
  • Утверждений, которые способствуют самостоятельному установлению диагноза заболеваний, патологических состояний и их самостоятельному лечению с использованием рекламируемого препарата;
  • Изображений изменений человеческого тела или его частей вследствие болезни, ранений;
  • Утверждений, способствующих возникновению или развитию страха заболеть или ухудшить состояние своего из-за неиспользования рекламируемого препарата;
  • Утверждений, что рекламируемый препарат является самым эффективным, самым безопасным, исключительным относительно отсутствия побочных эффектов;
  • Ссылок на конкретные случаи удачного применения ЛС;
  • Сравнений с другими ЛС с целью усиления рекламного эффекта;
  • Рекомендаций или ссылок на рекомендации медицинских работников, ученых, медицинских учреждений и организаций относительно рекламируемого товара или услуги;
  • Специальных благодарностей, писем, отрывков из них с рекомендациями, рассказами о применении и результатах действия рекламируемых товара или услуг от отдельных лиц;
  • Изображений и упоминаний имен популярных людей, героев кино-, теле- и анимационных фильмов, авторитетных организаций;
  • Информации, которая может вводить потребителя в заблуждение относительно состава, происхождения, эффективности, патентной защищенности препарата.

Эти ограничения не распространяются на рекламу ЛС, распространяемую в специализированных медицинских изданиях, на семинарах, конференциях, симпозиумах на медицинскую тематику.

Л. Синичкина обратила внимание на различие между понятиями «информация о ЛС», «реклама ЛС» и «информация о товаре».

Информация о ЛС включает название, характеристику, лечебные свойства, возможное побочное действие и публикуется в изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических сотрудников, а также в материалах, распространяемых на специализированных семинарах, симпозиумах и конференциях на медицинскую тематику. Информация о ЛС может касаться не только зарегистрированного ЛС, но и не зарегистрированного или пребывающего на стадии разработки или введения в производство.

Реклама ЛС и Информация о ЛС

Реклама ЛС

Информация о ЛС

Любая информация о лице или товаре, предназначенная сформировать или поддержать осведомленнсоть потребителей и их интерес к данному илу или товару. Содержит только четыре вышеуказанные категории.
Рекламировать можно только зарегистрированное ЛС. Информацию можно распространять о зарегистрированном ЛС, незарегистрированном ЛС, ЛС, находящееся на стадии разработки или введения в производство.
Положения ст. 21 ЗУ «О рекламе» не распространяются на рекламу ЛС в специализированных печатных изданиях. Публикуется в изданиях для фармацевтических и медицинских работников.
Положения ст. 21 ЗУ «О рекламе» не распространяется на рекламу ЛС в материалах семинаров, конференций и симпозиумах на медицинскую тематику. В материалах семинаров, конференций и симпозиумах на медицинскую тематику.

В ходе своего выступления Л. Синичкина рассказала о возможных рисках при введении альтернативных способов промоции лекарственных средств. Адвокат выделила такие риски:

  • Риск ввести потребителя в заблуждение;
  • Риск быть обвиненным в ведении агрессивной предпринимательской деятельности;
  • Риск расценки промоционной  деятельности как медицинской практики;
  • Риск незаконного использования объектов права интеллектуальной собственности;
  • Коррупционные риски;
  • Незаконное использование персональных данных;
  • Незаконное использование изображения физического лица.

Елена Новицкая

https://rx.ua
ПЕРЕДПЛАТА
КУПИТИ КНИГИ