Реклама лекарственных средств и конкуренция: как не расставить ловушки самому себе
Адвокатское объединение Arzinger провело бизнес-завтрак «Запрет рекламы лекарственных средств. Альтернативные способы промоции: юридические особенности». В роли докладчиков выступили управляющий партнер компании Тимур Бондарев, советник Лана Синичкина и юрист Леонид Шиловский.
Адвокат Т. Бондарев начал свой доклад с описания нормативно-правовой базы, регулирующей рекламно-конкурентные отношения на рынке. Так, в данной сфере необходимо руководствоваться Законом Украины «О рекламе», Законом Украины «О защите от недобросовестной конкуренции», Правилами рассмотрения заявлений и дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, утвержденными распоряжением Антимонопольного комитета № 5 от 19 апреля 1994 года и информационным письмом АМКУ № 21-15/02-1244 от 17 февраля 2009 года.
Согласно этим документам, при продвижении продукта запрещены скрытая реклама, неправомерное сравнение в рекламе, а также недобросовестная реклама.
Скрытая реклама – это информация о товаре в программе, передаче, публикации, которая служит рекламным целям и может вводить в заблуждение потребителей информационного продукта относительно действительной цели таких программ, передач, публикаций.
Отличить рекламу от других видов информации можно с помощью аудио-, видео- и комбинированных средств, титров, рекламного логотипа или комментариев ведущих с использованием слова «реклама» в теле- и радиопередачах, программах (в начале и конце).
Неправомерным сравнением в рекламе будет признана недостоверная, необъективная, не подтвержденная фактическими данными информация, в которой рекламируемый товар, работа, услуга сравнивается с аналогичным товаром, работой, услугой конкурента.
Недобросовестной рекламой считается реклама, которая содержит информацию, вводящую в заблуждение, в частности:
- Неполные, неточные, ложные сведения относительно происхождения товара или производителя;
- Сведение о количестве, потребительских свойствах, качестве, комплектности, пригодности к применению, стандартах, характеристиках, особенностях реализации товаров, работ, услуг, цену и скидки на них, а также о существенных условиях договора;
- Неполные, неточные или ложные данные о финансовом состоянии или хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования;
- Сведения, приписывающие полномочия и права, которых рекламодатель не имеет, или отношения, в которых не находится;
- Ссылки на объемы производства, приобретения, продажи или поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которых фактически не было в день распространения информации.
Необходимо помнить, что реклама ЛС должна содержать объективную информацию о препарате, фразу «Реклама лекарственного средства», требование о необходимости консультации с врачом перед применением ЛС, рекомендацию относительно обязательного ознакомления с инструкцией по применению ЛС, текст предупреждения следующего содержания: “Самолечение может быть вредным для вашего здоровья”, который занимает не менее 15 % площади (длительности) всей рекламы.
Среди наиболее распространенных нарушений в рекламе ЛС юрист выделил:
- Использование утверждений о «безопасности», «эффективности», «качестве» рекламируемых ЛС;
- Рекламирование ЛС без разграничения по лекарственным формам и без каких-либо оговорок относительно применения;
- Ссылки на то, что «безопасность» ЛС доказана многолетним опытом применения;
- “Преувеличение” лечебных свойств ЛС;
- Использование высших и наивысших степень сравнения и отдельных прилагательных («лучший», «первый» т.д.), без подтверждения таких характеристик ЛС.
Появление таких утверждений в рекламе ЛС может привлечь внимание органов Антимонопольного комитета Украины, что может быть чревато для рекламодателя штрафом р размере до 5% дохода от реализации продукции за последний отчетный год, предшествовавший году, в котором налагается штраф. Если же ответчик не предоставил сведений о доходах или доходов нет, то штраф составляет 170 тыс. гривен.
Т. Бондарев отметил, что с 27 июля 2011 года рекламодатели имеют возможность получить заключение АМКУ относительно соответствия своих действий с законодательством о рекламе. АМКУ выдает заключение относительно как уже реализуемой так и находящейся в разработке рекламы. Стоимость этой процедуры составляет 1360 гривен.
Такое взаимодействие с АМКУ имеет ряд как преимуществ и недостатков. Среди преимуществ можно выделить возможность снизить риски невыполнения требований законодательства относительно размещения в рекламе ложной или вводящей в заблуждение информации, а также возможность узнать, содержат ли действия по размещению конкретного текста рекламного сообщения признаки нарушения законодательства. Среди недостатков – длительный срок рассмотрения заявлений о предоставлении заключения относительно соответствия действий в сфере рекламы (не раньше чем через 1 месяц), необходимо максимально конкретизировать запрос и предоставить существенное количество документов, отсутствие возможности изменять или уточнять текст рекламы; отсутствие конфиденциальности информации, отсутствие широкой практики АМК предоставления разъяснений.
Для того, чтобы самостоятельно минимизировать риск нарушения законодательство о рекламе, рекламодатель должен помнить о следующих правилах размещения информации в рекламе:
- Информация о ЛС быть точной, правдивой, объективной, ясной;
- Не нужно приписывать ЛС свойств, не указанных в инструкции по медицинскому применению;
- Нужно избегать таких выражений, как «препарат №1», «безопасный», «без побочных эффектов», которые можно использовать только при наличии достаточных оснований;
- Нужно основываться на современной оценке всех релевантных данных и четко отображать последующие данные;
- Не стоит замалчивать, искажать, преувеличивать факты, т.е. прибегать к действиям, которые могут ввести потребителя в заблуждение;
- При сравнении ЛС необходимо опираться на факты, обоснованные данные;
- Необходимо избегать формулировок, которые могут дискредитировать препараты конкурентов.