Реклама лекарственных средств: оценка грядущих изменений
Со вступлением 14 июля в силу Закона № 4196-VI законодательство о распространении информации о рецептурных препаратах, которое до этого состояло из трех законов: «О рекламе», «О защите прав потребителей» и «О защите от недобросовестной конкуренции», дополнится ЗУ «О лекарственных средствах».
Что сменится в рекламе рецептурных препаратов?
В ч. 4 ст. 26 ЗУ «О лекарственных средствах» указано, что реклама рецептурных препаратов запрещена без каких-либо исключений. Однако это положение не касается информации о лекарственных средствах.
Реклама рецептурных препаратов и информация о лекарственных средствах
Реклама лекарственных средств (для рецептурных препаратов запрещена) | Информация о лекарственных средствах(для рецептурных препаратов разрешена) |
Какая-либо информация о рецептурном препарате, выходящая за рамки определения информации о лекарственных средствах и имеющая признаки рекламы | Информация о названии, характеристике, лечебных свойствах, возможном побочном действии лекарственного средства |
Размещается в любой форме любым способом и предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес относительно рецептурного препарата | Публикуется в изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников, а также в материалах, которые распространяются на специализированных семинарах, конференциях, симпозиумах на медицинскую тематику |
Потребители рекламы – неопределенный круг лиц, на которых направлена реклама. | Для медицинских и фармацевтических работников, а также участников семинаров, конференций, симпозиумов на медицинскую тематику. |
Способы распространения информации о рецептурных препаратах:
- Размещение информации в месте реализации товара, на самом товаре и/или его упаковке;
- Предоставление информации потребителю дистанционно по его согласию;
- Публикация информации в печатном или Интернет-издании, предназначенном для медицинских и фармацевтических работников;
- Публикация материалов, распространяемых на специализированных семинарах, конференциях, симпозиумах на медицинскую тематику;
- Предоставление персонализированной информации с помощью любого средства коммуникации, позволяющего передать информацию конкретному лицу, для которого она предназначена.
Объемы информации о рецептурных препаратах, разрешенной для распространения:
- Информация о продукции – название, основные свойства, информация о содержании вредных для здоровья веществ, предостережения относительно применения, данные о цене (тарифы), условиях и правилах приобретения, дате изготовления, условиях хранения, гарантийные обязательства производителя, правила и условия эффективного и безопасного использования, срок годности, наименование и местонахождение производителя (продавца) для принятия претензий от потребителя;
- Информация о лекарственном средстве – название, характеристика, лечебные свойства, возможные побочные действия;
- Персонализированная информация – любая достоверная информация, распространение которой не нарушает права третьих лиц и отвечает требованиям ЗУ «Об информации».
Разграничение видов информации о рецептурных препаратах относительно реципиентов
Информация о продукции | Потребитель – физическое лицо, которое приобретает, заказывает, использует или намеревается приобрести или заказать продукцию для личных потребностей, непосредственно не связанных с предпринимательской деятельностью или исполнением обязанностей наемного работника. |
Информация о лекарственных средствах | Медицинский и фармацевтический работники, а также участники семинаров, конференций, симпозиумов на медицинскую тематику. |
Персонализированная информация | Конкретное физическое или юридическое лицо, которому адресована информация. |
Ответственность на нарушение законодательства о нарушении рекламы рецептурных препаратов
В случае нарушения законодательства о распространении рекламы рецептурных препаратов ответственность возлагается на рекламодателей, производителей рекламы и ее распространителей.
Рекламодатели несут ответственность за заказ распространения рекламы, запрещенной законом; производители рекламы отвечают за нарушение прав третьих лиц при изготовлении рекламы, а распространители притягиваются к ответственности за нарушение установленного законодательством порядка распространения рекламы.
Размеры штрафов за нарушение законодательных требований относительно распространения рекламы рецептурных препаратов предусмотрены статьей 27 Закона Украины «О рекламе».
Что сменится в рекламе безрецептурных препаратов?
Со вступлением в силу Закона № 4196-VI реклама безрецептурных препаратов будет разрешена в случае, если препарат в процессе государственной регистрации после 14 июля не был внесен в перечень запрещенных к рекламированию препаратов. Рекламирование безрецептурных препаратов, зарегистрированных до 14 июля, до внесения изменений в Государственный реестр лекарственных средств запрещено. Данные нормы прописаны в ч. 4 ст. 26 ЗУ «О лекарственных средствах», абз. 3 ч. 1 ст. 21 ЗУ «О рекламе» и ч. 13 ст. 21 ЗУ «О рекламе».
Практическое применение новых правил
Информация о рецептурных препаратах может быть размещена в специализированных изданиях, в материалах, предназначенных для распространения на семинарах, конференциях, симпозиумах на медицинскую тематику. Она должна содержать название, характеристику, данные о лечебных свойствах и возможных побочных действиях лекарственного средства. Информация о таких препаратах не должна содержать изображения рекламного характера, слоганы, сравнения с другими препаратами на основании одного из четырех критериев и другие признаки рекламы.
Печатные материалы о рецептурных препаратах, предназначенные для пациентов, могут размещаться в местах продажи. Они могут содержать такую информацию:
- Название товара, торговой марки;
- Основные свойства;
- Предостережение относительно применения;
- Данные о цене, условиях приобретения;
- Дату изготовления;
- Условия хранения;
- Срок годности;
- Наименование и местонахождение производителя (продавца).
Такие материалы не должны содержать признаки рекламы.
А. Бежевец отметил, что на принятии данного закона государственные мужи не остановились. 5 июня был выдвинут законопроект № 10563 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно запрета рекламы лекарственных средств», который предусматривал запрет рекламы как рецептурных, так и безрецептурных препаратов за исключением материалов, размещенных в специализированных изданиях и распространяемых на семинарах, конференциях и симпозиумах на медицинскую тематику. А контроль за исполнением законодательных требований, согласно документу, возлагается на Государственную службу Украины по лекарственным средствам. Законопроект не был принят.