ПрактикаСтатті

Реклама лекарственных средств: оценка грядущих изменений

18/07/2012

Со вступлением 14 июля в силу Закона № 4196-VI законодательство о распространении информации о рецептурных препаратах, которое до этого состояло из трех законов: «О рекламе», «О защите прав потребителей» и «О защите от недобросовестной конкуренции», дополнится ЗУ «О лекарственных средствах».

Что сменится в рекламе рецептурных препаратов?

В ч. 4 ст. 26 ЗУ «О лекарственных средствах» указано, что реклама рецептурных препаратов запрещена без каких-либо исключений. Однако это положение не касается информации о лекарственных средствах.

Реклама рецептурных препаратов и информация о лекарственных средствах

Реклама лекарственных средств (для рецептурных препаратов запрещена) Информация о лекарственных средствах(для рецептурных препаратов разрешена)
Какая-либо информация о рецептурном препарате, выходящая за рамки определения информации о лекарственных средствах и имеющая признаки рекламы Информация о названии, характеристике, лечебных свойствах, возможном побочном действии лекарственного средства
Размещается в любой форме любым способом и предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес относительно рецептурного препарата Публикуется в изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников, а также в материалах, которые распространяются на специализированных семинарах, конференциях, симпозиумах на медицинскую тематику
Потребители рекламы – неопределенный круг лиц, на которых направлена реклама. Для медицинских и фармацевтических работников, а также участников семинаров, конференций, симпозиумов на медицинскую тематику.

Способы распространения информации о рецептурных препаратах:

  • Размещение информации в месте реализации товара, на самом товаре и/или его упаковке;
  • Предоставление информации потребителю дистанционно по его согласию;
  • Публикация информации в печатном или Интернет-издании, предназначенном для медицинских и фармацевтических работников;
  • Публикация материалов, распространяемых на специализированных семинарах, конференциях, симпозиумах на медицинскую тематику;
  • Предоставление персонализированной информации с помощью любого средства коммуникации, позволяющего передать информацию конкретному лицу, для которого она предназначена.

Объемы информации о рецептурных препаратах, разрешенной для распространения:

  • Информация о продукции – название, основные свойства, информация о содержании вредных для здоровья веществ, предостережения относительно применения, данные о цене (тарифы), условиях и правилах приобретения, дате изготовления, условиях хранения, гарантийные обязательства производителя, правила и условия эффективного и безопасного использования, срок годности, наименование и местонахождение производителя (продавца) для принятия претензий от потребителя;
  • Информация о лекарственном средстве – название, характеристика, лечебные свойства, возможные побочные действия;
  • Персонализированная информация – любая достоверная информация, распространение которой не нарушает права третьих лиц и отвечает требованиям ЗУ «Об информации».

Разграничение видов информации о рецептурных препаратах относительно реципиентов

Информация о продукции Потребитель – физическое лицо, которое приобретает, заказывает, использует или намеревается приобрести или заказать продукцию для личных потребностей, непосредственно не связанных с предпринимательской деятельностью или исполнением обязанностей наемного работника.
Информация о лекарственных средствах Медицинский и фармацевтический работники, а также участники семинаров, конференций, симпозиумов на медицинскую тематику.
Персонализированная информация Конкретное физическое или юридическое лицо, которому адресована информация.

Ответственность на нарушение законодательства о нарушении рекламы рецептурных препаратов

В случае нарушения законодательства о распространении рекламы рецептурных препаратов ответственность возлагается на рекламодателей, производителей рекламы и ее распространителей.

Рекламодатели несут ответственность за заказ распространения рекламы, запрещенной законом; производители рекламы отвечают за нарушение прав третьих лиц при изготовлении рекламы, а распространители притягиваются к ответственности за нарушение установленного законодательством порядка распространения рекламы.

Размеры штрафов за нарушение законодательных требований относительно распространения рекламы рецептурных препаратов предусмотрены статьей 27 Закона Украины «О рекламе».

Что сменится в рекламе безрецептурных препаратов?

Со вступлением в силу Закона № 4196-VI реклама безрецептурных препаратов будет разрешена в случае, если препарат в процессе государственной регистрации после 14 июля не был внесен в перечень запрещенных к рекламированию препаратов. Рекламирование безрецептурных препаратов, зарегистрированных до 14 июля, до внесения изменений в Государственный реестр лекарственных средств запрещено. Данные нормы прописаны в ч. 4 ст. 26 ЗУ «О лекарственных средствах», абз. 3 ч. 1 ст. 21 ЗУ «О рекламе» и ч. 13 ст. 21 ЗУ «О рекламе».

Практическое применение новых правил

Информация о рецептурных препаратах может быть размещена в специализированных изданиях, в материалах, предназначенных для распространения на семинарах, конференциях, симпозиумах на медицинскую тематику. Она должна содержать название, характеристику, данные о лечебных свойствах и возможных побочных действиях лекарственного средства. Информация о таких препаратах не должна содержать изображения рекламного характера, слоганы, сравнения с другими препаратами на основании одного из четырех критериев и другие признаки рекламы.

Печатные материалы о рецептурных препаратах, предназначенные для пациентов, могут размещаться в местах продажи. Они могут содержать такую информацию:

  • Название товара, торговой марки;
  • Основные свойства;
  • Предостережение относительно применения;
  • Данные о цене, условиях приобретения;
  • Дату изготовления;
  • Условия хранения;
  • Срок годности;
  • Наименование и местонахождение производителя (продавца).

Такие материалы не должны содержать признаки рекламы.

А. Бежевец отметил, что на принятии данного закона государственные мужи не остановились. 5 июня был выдвинут законопроект № 10563 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно запрета рекламы лекарственных средств», который предусматривал запрет рекламы как рецептурных, так и безрецептурных препаратов за исключением материалов, размещенных в специализированных изданиях и распространяемых на семинарах, конференциях и симпозиумах на медицинскую тематику. А контроль за исполнением законодательных требований, согласно документу, возлагается на Государственную службу Украины по лекарственным средствам. Законопроект не был принят.

+Елена Новицкая

https://rx.ua
ПЕРЕДПЛАТА
КУПИТИ КНИГИ