Статті

Сберечь не только средства, но и репутацию

31/07/2013

В работе семинара приняли участие представители фармацевтических компаний, Госинспекции по вопросам защиты прав потребителей, юристы. Партнер юридической компании «Правовой Альянс» Алексей Бежевец начал свое выступление с вопроса: «Почему тема актуальна?». Актуальность обоснована множеством факторов, в том числе последними изменениями антикоррупционного законодательства Украины. На сегодняшний день любые денежные средств, иное имущество, услуги, предоставленные без законных на то оснований, попадают под определение неправомерной выгоды. Причем если ранее за нарушение следовала административная ответственность, то теперь – уголовная. Поэтому к оформлению документации по промоакциям фармацевтическим компаниям необходимо подходить более внимательно. Способами оформления финансирования конференций юрист называет спонсорство, благотворительную деятельность, пожертвования, гражданско-правовые или трудовые договора с лекторами, хозяйственные договора с поставщиками.

Особое внимание правоохранительных органов привлекают финансирование участия медработников в семинарах, конференциях, оплата вознаграждений за их доклады и презентации, проведение аптечных акций. Поэтому господин Бежевец рекомендует использовать исключительно законные основания участия медработников в образовательных мероприятиях, включая тщательно подготовленные договора об оказании услуг, выполнении работ приказы о направлении в командировку, юридически правильно оформленные подарки медицинским работникам, не забывая при этом, что существуют ограничения по сумме презентов для работников государственных и коммунальных заведений здравоохранения. Гонорары медработникам следует выплачивать в соответствии с гражданско-правовыми договорами об оказании услуг, выполнении работ или трудовым договором. При проведении аптечных акций необходимо соблюдать публичность проведения, получать разрешение от директора аптеки, использовать четкий и прозрачный порядок отбора аптечных сетей и определения победителей, а также награждения призом конкретного фармацевта или аптеку.

Изменения коснулись и законодательства о спонсорстве. Отныне спонсорством считается не благотворительная деятельность, а добровольная поддержка с целью популяризации своего имени, наименования, знака для товаров и услуг, которая урегулирована нормами законодательства о рекламе. Поэтому производителям Rx-препаратов нужно быть очень осторожными, чтобы не попасть в поле рекламной деятельности, запрещенной законом.

Юрист «Правового Альянса» Лидия Санжаровская-Гурлач разъяснила, как правильно организовывать визиты медицинских представителей. Да, общаться с врачами закон не запрещает, тем более что медработник по закону обязан постоянно повышать уровень профессиональных знаний и мастерства, в том числе – и об актуальных на сегодня средствах медикаментозного лечения. Но у него не должно быть конфликта интересов между отношениями с медицинским представителем и его должностными обязательствами. Образцы лекарств передавать запрещено, но не запрещено дарить канцелярские товары, бланки, если в этом нет коррупционной составляющей. Также важно соблюдать законодательство о рекламе.

При проведении постмаркетинговых клинических исследований необходимо документировать каждый из этапов. Ассоциированный партнер юридической компании «Правовой Альянс» Андрей Горбатенко отметил, что следует, прежде всего, точно отображать информацию о географии исследования, о количестве пациентов.

Если целью постмаркетинговых исследований является получение дополнительной информации, которая может быть в дальнейшем использована в промоционных целях, следует максимально конкретно определить цели исследования, оценить вероятность получения желаемых результатов, а также исследовать как можно больший спектр источников, которые касаются предмета исследования.

Следует учитывать, что доказательный уровень информации, полученной в рамках такого исследования, сравним с доказательным уровнем социологического исследования. Поэтому, результаты постмаркетингового исследования не должны вступать в противоречия с источниками с большим доказательным уровнем, например с результатами полноценных клинических исследований.

Усилилось внимание контролирующих органов и к рекламе медицинских препаратов. Младший юрист «Правового Альянса» Константин Бойко напомнил о запретах изображения медработников (или имитации их актерами), демонстрации пораженных частей человеческого тела, ссылок на конкретные случаи излечения отдельных пациентов или гарантии лечебного эффекта. Нельзя утверждать, что человек заболеет, если не будет принимать конкретный препарат. Обязательными являются реквизиты: призыв проконсультироваться с врачом перед применением препарата, ознакомиться с инструкцией и информация о вреде самолечения. Сравнение рекламируемого товара с другими медицинскими средствами также может считаться и проявлением недобросовестной конкуренции.

За одно и то же нарушение рекламодатель может быть привлечен к ответственности как согласно Закону Украины «О рекламе», так и согласно Закону Украины «О недобросовестной конкуренции», – подчеркнул Константин Бойко. – Если, скажем, к вам пришла Госпотребинспекция и назвала вашу информацию недобросовестной по отношению к потребителю, то даже если вы выиграете судебный спор, это не мешает Антимонопольному комитету прийти и сказать вам то же самое в отношении недобросовестной конкуренции.

В то же время информация о товаре в месте продажи или на упаковке рекламой не считается. Отдельной категорией – «информацией о лекарственном средстве» считаются сведения о названии препарата, его характеристике, лечебных свойствах и побочном действии (даже если препарат не зарегистрирован). Не является рекламой и индивидуально направленная информация.

Осведомленность обо всех нюансах действующего законодательства позволит не выходить за рамки правового поля. А это сбережет не только финансовые средства, но и хорошую репутацию.

https://rx.ua
ПЕРЕДПЛАТА
КУПИТИ КНИГИ