Сэмплинг как продвижение лекарственных средств
О специфике сэмплинга после вступления в силу законопроекта № 10560 рассказал советник юридической компании «Правовой Альянс» адвокат Андрей Горбатенко в ходе конференции «Пятница, 13. Новые правила рекламы лекарственных средств».
Свой доклад А. Горбатенко начал с выяснения: что же такое «образец лекарственного средства» на языке закона. Оказывается, в украинском законодательстве определения этого понятия нет.
Адвокат обратил внимание, что распространять образцы лекарственного средства могут субъекты, получившие лицензию на розничную торговлю. Передавать образцы ЛС можно как медицинским специалистам, так и пациентам. Однако законопроект № 10560 запрещает медработникам использовать образцы ЛС в профессиональной деятельности.
Какие есть возможности у фармкомпаний в продвижении своей продукции с помощью сэмплинга?
А. Горбатенко назвал четыре возможные схемы продвижения продукции с помощью сэмплинга.
Первая схема – карточная. Особенности данной схемы изображены на рисунке ниже.
Вторую схему адвокат назвал «Медрэпы могут все». Суть ее заключается в том, что медицинские представители самостоятельно закупают лекарственное средства в аптеке и передают его врачу или пациенту.
Третья схема – «Хитрый дистрибьютор» – заключается в том, что дистрибьютор получает лицензию на розничную торговлю лекарственными средствами, и сотрудники компании передают образцы врача или пациентам.
Четвертая схема – применение образцов лекарственных средств в ходе неинтервенционных исследований.
Порядок ввоза на территорию Украины бесплатного образца лекарственного средства
Бесплатные образцы лекарственного средства на территорию Украины можно ввозить на основании договора о предоставлении определенных услуг. Образцы должны быть оформленными отдельным инвойсом, а услуги дистрибьютора должны быть оплаченными.
Порядок передачи образцов аптеке, врачу и пациенту
При передаче образцов лекарственного средства аптеке или врачу должен быть составлен договор о предоставлении услуг, а также оплачены услуги аптеки или врача.
Основанием для передачи образцов пациенту может стать проведение клинических исследований.
Продажа образцов в аптеку может быть совершена на основании договора о поставке, при этом поставка образцов может проходить по минимальной стоимости или по ретроспективной скидке.
Ньюансы рекламы лекарственных средств в сети Интернет
Кроме особенностей сэмплинга лекарственных средств после принятия законопроекта № 10560 Андрей Горбатенко рассказал о нюансах рекламы лекарственных средств в Интернете. Юрист отметил, что реклама безрецептурных препаратов в сети приравнивается к рекламе ЛС в специализированных печатных изданиях.
Относительно размещения в Интернете материалов для специалистов о рецептурных препаратах, то их, по мнению юриста, можно размещать на веб-сайтах специализированных изданий. Такие материалы должны содержать информацию о названии препарата, лечебных свойствах, характеристике, а также о возможных побочных эффектах. Кроме того, сообщение не должно содержать признаки рекламы. Что же касается материалов в Интернете о рецептурных препаратах, предназначенных для пациентов, то их можно размещать на веб-сайтах производителя (продавца) при условии получения согласия от потребителя на получения подобного рода информации. Такие материалы могут содержать такую информацию:
- Название товара (торговая марка);
- Основные свойства;
- Предостережения относительно применения;
- Данные о цене, условиях приобретения;
- Дата изготовления;
- Условия хранения;
- Гарантийные обязательства производителя;
- Правила и условия использования;
- Срок годности;
- Наименование и местонахождение производителя (продавца).