ПрактикаСтатті

Школа молодого босса

08/08/2011

Наконец-то вам удалось получить долгожданное повышение по службе! Но не стоит воображать, что отныне жизнь станет легкой и приятной и теперь вы будете лишь лениво покуривать большую сигару, забросив ноги на письменный стол.

Социопсихологи утверждают, что назначение на руководящий пост — это стресс для новоиспеченного шефа. Если вы хотите быть успешным начальником, прислушайтесь к советам бывшего венгерского дипломата Жолта Пинтера.

С места в карьеру

Ваш первый день в роли начальника наверняка начнется с головной боли, поскольку вчера вечером вы отмечали свой блестящий взлет по служебной лестнице. В состоянии легкой похмельной эйфории у вас может возникнуть острое желание сделать какую-нибудь глупость. Например, украсить стенку над своим креслом лозунгом сомнительного содержания: «Шеф всегда прав» или собрать своих бывших коллег и, надув щеки, многозначительно пообещать: «При мне здесь все будет по-другому». И, наконец, принять на работу пару добрых знакомых. Если первые два неуклюжих демарша всего лишь настроят против вас половину ваших подчиненных, то последний осложнит жизнь весьма серьезным образом. Поэтому не совершайте никаких резких движений, а для начала попробуйте отнестись к своему назначению, как к решению интересной тактической задачи. В задаче присутствуют три величины — это вы сами, вышестоящее начальство и ваши подчиненные. Тот факт, что вы получили повышение, позволяет предположить, что, во-первых, начальство относится к вам вполне благосклонно, во-вторых, вы зарекомендовали себя хорошим специалистом. Исключением можно считать ситуацию, когда вы приходитесь младшим братом генеральному директору. Если же родственные узы никоим образом не содействовали вашему карьерному росту, то первоочередная стратегическая цель на новом посту — как можно быстрее установить правильные взаимоотношения с подчиненными, поскольку именно от этого во многом зависит ваш успех на руководящем посту. Совершенно необязательно добиваться того, чтобы персонал со слезами радости бросался ради вас на амбразуру. Достаточно, если сотрудники будут хотя бы выполнять свои обязанности. Если вы за полгода справитесь с этой сложной задачей, вам обеспечено великое будущее и за вас начнут сражаться работодатели всех крупнейших корпораций.

Генерал и его армия

После повышения мера вашей ответственности выросла гораздо больше, чем ваша зарплата, и теперь за результат отвечают не непосредственные исполнители, а лично вы. Поэтому вам сразу же нужно научиться держать в голове весь цикл работы, выполняемой вашей структурой. Залог успеха руководителя — умение распределить обязанности, чтобы все подчиненные четко знали, кто за что отвечает. Научитесь делегировать полномочия. Стремление сделать все самому — самая распространенная ошибка неопытного начальника. Такой босс — голубая мечта любого разгильдяя. Через месяц рискованных экспериментов под названием: «Я самый умный, поэтому я все буду делать сам» вы попадете в профилакторий для неврастеников, а ваши подчиненные, хорошо отъевшиеся за отчетный период, будут приносить вам в палату кислые яблоки и бурно выражать неискреннее сочувствие. Запомните: сделать все за всех невозможно! Даже если вы Юлий Цезарь, вам все равно нужна армия. Не расслабляйтесь! Предположим, вам удалось успешно решить кадровый вопрос. Сотрудники вполне сносно справляются со своими обязанностями, и вам не приходится совать нос в каждую мелочь. Как правило, на этом этапе усталый, но довольный руководитель обнаруживает, что у него есть потрясающая возможность почить на лаврах, переложив дела на плечи хорошего заместителя. Тем более что за ним далеко ходить не надо. Вот один из менеджеров проявил себя как исполнительный, инициативный и достаточно амбициозный работник, он преданно смотрит глаза, не упускает случая похвалить ваш стиль руководства и информирует вас о настроениях в коллективе. Однако перечисленные признаки следует рассматривать как сигнал об опасности: их наличие означает, что ваш протеже может оказаться чересчур инициативным. Выбирая себе заместителя, нужно соблюдать два основных правила. Во-первых, все контакты с вышестоящим руководством должны быть только вашей прерогативой, иначе вы рискуете оказаться третьим лишним. Во-вторых, ни в коем случае не назначайте своим заместителем человека, если чувствуете, что он не только амбициозен, но и профессионально сильнее вас. Назначив такого зама, вы добровольно усаживаетесь на бочку с порохом. Если он при первом же удобном случае не займет ваше место, значит, ему место в организации «Бескорыстный филантроп». Тут уместно обратиться к опыту руководителей преступных синдикатов, в которых дисциплина, как известно, всегда на высоте. Мы отнюдь не имеем в виду физическое наказание или устранение нерадивых или слишком ретивых подчиненных (хотя порой, конечно, очень хочется), однако кое-что из опыта коза-ностры молодой руководитель может взять на заметку. Золотое правило проведения успешной криминальной операции гласит: чем меньше знают рядовые исполнители о сути операции, тем больше шансов, что она удастся. Каждый должен отвечать за свой участок работы, и только руководитель (то есть вы) должен иметь возможность собрать все детали вместе. Таким образом вы можете гарантировать свою незаменимость хотя бы на какой-то период времени. Все эти макиавеллиевские хитрости отнюдь не означают, что вокруг вас должна царить зловещая атмосфера недоверия и подозрительности, как раз наоборот. Не нужно добиваться от своих подчиненных искреннего расположения, попытайтесь хотя бы сделать так, чтобы у них не было повода ненавидеть своего начальника.

Краткая классификация подчиненных по степени вредности

Инфантильный

Как правило, это очень хороший профессионал, однако делает он только то, что интересно ему. Когда вы пытаетесь с него что-нибудь спросить, на его лице неизменно появляется растерянное выражение только что проснувшегося ребенка, наказать которого просто не поднимается рука. Он всегда и везде опаздывает, имеет обыкновение исчезать в самый ответственный момент, то и дело теряет очки, без которых ничего не видит. Как правило, инфантильность — это маска, позволяющая жить беззаботно, избегая любой ответственности, и заниматься только тем, что нравится. Справиться с «инфантильным» можно лишь при помощи самой жесткой муштры.

Нерезультативный

Поначалу вам кажется, что в вашем распоряжении оказался на удивление расторопный и инициативный сотрудник. Голова его постоянно полна творческих идей, он все время занят чем-то чрезвычайно важным и полезным. Однако его деятельность не приносит никаких конкретных результатов. Уволить такого человека очень тяжело: вы каждый день наблюдаете его большое служебное рвение. Однако оставлять все как есть, значит, делать самому чужую работу. Присмотритесь к нему повнимательнее. Возможно, ваш сотрудник просто занят не своим делом. Попробуйте поручить ему что-нибудь другое. Если он справится с новым заданием, поменяйте круг его обязанностей, если нет, значит, он принадлежит к типу людей, патологически неспособных довести до конца ни одно начатое дело.

Друг детства

Если вы хотите помочь бывшему однокласснику Пете, временно находящемуся в стесненных обстоятельствах, лучше дайте ему денег в долг. По крайней мере, вы от него довольно быстро избавитесь. Если в вашем альтруистическом порыве вас не смущает даже тот факт, что вам нужен менеджер по сбыту пеньки, а одноклассник всю жизнь водил грузовик, подумайте хотя бы о том, что пеньку будете сбывать вы сами, а Петя будет играть в компьютерные игры и флиртовать с секретаршей. Если же вы решите поинтересоваться у него, почему упали продажи пеньки, он хлопнет вас по плечу и предложит пойти и выпить пивка. Расстаться с одноклассником чрезвычайно трудно. Он, в отличие от вас, прекрасно понимает, какую редкую халяву нашел. Поэтому будет делать все возможное, чтобы как можно дольше получать зарплату за ваш счет.

Этикет начальника

1. Будьте ко всем одинаково требовательны. Сразу же распределите зоны ответственности между сотрудниками. При необходимости составьте четкий график работы. Не слушайте отговорок. Вы не желаете знать, почему работа не сделана, вам нужно добиться, чтобы она была выполнена. Кто хочет работать, ищет средства, кто не хочет — причины.

2. Не заводите любимчиков и серых кардиналов. Не приближайте к себе никого из сотрудников. Это создаст нездоровую атмосферу вокруг вас. Даже если кто-то из ваших подчиненных вам чрезвычайно импонирует, не стоит активно демонстрировать это остальным.

3. Никогда не повышайте голоса. Визжащий от злости руководитель — это смешно. Старайтесь говорить с людьми ровным, спокойным голосом. Если вы нервничаете или недовольны, попробуйте не повышать голос, а наоборот, понижать. Негромкая размеренная речь свидетельствует о вашей уверенности в себе.

4. Не заводите с подчиненными романтических отношений. Ибо вскоре вам придется или уволить вашу пассию или уволиться самому. А скорее всего, со скандалом вылетите вы оба. В любом случае, это плохо отразится на вашей карьере.

5. Ведите себя с начальством так, как бы вы хотели, чтобы ваши подчиненные вели себя с вами. Отношения с начальником — дело деликатное. Держите себя корректно, с достоинством. Будьте безупречны во всем, что касается профессиональной сферы. Не позволяйте личным отношениям заходить слишком далеко — барская любовь легко сменяется гневом. Постарайтесь своим поведением убедить начальника в том, что вам можно доверять.

Светлана Карасева

https://rx.ua
ПЕРЕДПЛАТА
КУПИТИ КНИГИ