ПсихологіяСтатті

Школа: трудности адаптации

06/10/2015

Каждый год первого сентября тысячи малышей становятся первоклассниками. От того, как сложится их школьная жизнь, во многом зависит, ожидает ли их счастливые детство и юность, или же впереди неприятные воспоминания, комплексы и психологические проблемы.

Можно с уверенностью говорить о школьной дезадаптации в том случае, если при встрече с системой образования у ребенка появляются стойкие негативные симптомы, касающиеся здоровья, поведения и взаимоотношения с окружающими

Признаки школьной дезадаптации

Родители должны быть особенно внимательны, если у первоклассника наблюдаются:

  • Отсутствие интереса к учебе, стойкое нежелание посещать школу;
  • Низкая успеваемость;
  • Постоянные проблемы с поведением на уроках;
  • Трудности общения со сверстниками и учителями;
  • Неорганизованность, невнимательность, тревожность, неуверенность в себе, вялость, плаксивость, медлительность или, наоборот, гиперактивность, раздражительность, неуравновешенность, вспыльчивость, конфликтность, агрессивность.
  • Ухудшение общего состояния здоровья; частые болезни; уменьшение количества гемоглобина в крови; потеря в весе; головные боли; понижение остроты зрения; плохой аппетит; нарушение пищеварения и сна;
  • Страхи, тики, энурез;
  • Возвращение на более ранний этап своего развития (ребенок капризничает, цепляется за маму, утратил некоторые навыки самостоятельности, начал мочиться в постель, больше играет с игрушками и т.п.).

Перечисленные симптомы (даже несколько из них) должны насторожить родителей. Не исключено, что придется совершать непростой выбор – забирать малыша из школы или попытаться помочь справиться с новыми нагрузками. Но независимо от того, какое решение примут родители, им вначале придется задуматься, по какой причине ребенок не приживается в школе. Не стоит при этом объяснять школьные неприятности только тем, что ребенок «не успевает».

Читайте также советы психолога: Что и как можно говорить при детях?

Причины школьной дезадаптации

  • Малыша слишком рано отдали в школу;
  • Завышенные ожидания родителей;
  • Интеллектуальное и/или физическое отставание, социальная инфантильность;
  • Дисгармония в развитии ребенка, чрезмерный уклон в сторону интеллектуальной сферы за счет морально-нравственной;
  • Неврологические проблемы;
  • Личностные особенности ребенка (тревожно-мнительные черты, повышенная истощаемость нервной системы, склонность к страхам, демонстративному поведению и т.п.)
  • Перегруженность малыша в кружках и секциях;
  • Внутрисемейные проблемы (взаимоотношения между родителями и другими членами семьи);
  • Неправильные подходы к воспитанию ребенка, регулярные конфликты между родителями по поводу методов воспитания;
  • Низкий профессиональный уровень и/или не восприятие личности учителя;
  • Отсутствие в школе психолога, специально подготовленного для работы с учащимися младших классов.

Одним из серьезных факторов, провоцирующих школьную дезадаптацию, является раннее определение ребенка в школу. Календарный возраст далеко не всегда свидетельствует, что ребенок созрел для нового этапа в жизни. Да и родители вполне могут ошибиться, оценивая «на глазок» готовность к учебным занятиям. Судить об этом можно, только проанализировав многие факторы. Для этого нужно проконсультироваться с разными специалистами: учитель определит уровень знаний и умений малыша; педиатр оценит степень физиологического развития и убедится в отсутствии медицинских противопоказаний; невропатолог выяснит степень зрелости нервной системы; школьный психолог – уровень развития мыслительных процессов и памяти.

Читайте также советы психолога: Материнская любовь как бремя

Но в любом случае родители должны быть готовы к тому, что школьная жизнь сына или дочери может не сложиться: только отдав малыша в школу, можно определить, насколько он к ней готов.

«За рамками» внимания родителей часто остается социальная сторона проблемы. Практическим психологам приходится наблюдать, что новоиспеченный школьник может быть совершенно не готов к новым формам общения: и со взрослыми, и со сверстниками. В этом случае можно говорить о социальной инфантильности.

Социально зрелый (для своего возраста) первоклассник уважает взрослых, признает их авторитет, выполняет требования, адекватно реагирует на замечания, готов исправлять свои ошибки, у него в достаточной мере развиты самосознание и самооценка. В то же время он умеет дружить, готов к групповым формам работы, контактен. И если выяснится, что школьник не умеет вести себя на уроке, не считается с интересами других людей, не готов к коллективной деятельности, это куда серьезнее, чем если он плохо пишет, медленно читает или неуверенно считает.

Социальному созреванию препятствует недостаточно развитая эмоционально-волевая сфера психики ребенка. В этом случае младший школьник не может заставить себя делать то, что ему не очень интересно, достаточно долго концентрировать внимание, быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, слушать и слушаться взрослых. По отношению к учебе у него не сформирована здоровая познавательная мотивация.

Читайте также: Синдром дефицита внимания и гиперактивности: «Американская детская болезнь»

Мы не призываем родителей, чтобы они перестраховывались и при малейших сомнениях забирали ребенка из школы, оставляя его дома «еще на годик». Иногда такая мощная встряска, как начало школьной жизни, стимулирует процесс взросления и созревания ребенка как личности. Но если сомнения возникают, мы настоятельно рекомендуем проконсультироваться со специалистами. Независимо от того, будет ли ребенок продолжать учебу или временно вернется к статусу дошкольника, родители должны знать, как помочь маленькому человеку войти в социальные рамки. В ином случае есть риск через год столкнуться с теми же проблемами.

Что делать, если у вас возникли подозрения, что первоклассник переживает школьную дезадаптацию?

  • Во-первых, попросите учителя найти время для беседы. Не пытайтесь получить информацию «на ходу», за пять минут до или после родительского собрания. Расспрашивайте не только об учебе, но и о поведении, о взаимоотношениях с одноклассниками и разного рода мелких происшествиях. Очень важно, чтобы вы были готовы услышать не слишком приятные вещи. Будьте открыты для диалога: чем больше объективной информации вы получите, тем больше шансов исправить положение.
  • Во-вторых, поговорите с другими родителями, узнайте, не жалуются ли одноклассники на вашего малыша, не стал ли он каждодневным «героем» их рассказов: главным зачинщиком всяких шалостей, предметом всеобщих насмешек или, напротив, «серой мышкой», которую вообще никто не замечает. В разговорах с родителями особо отмечайте, не жалуются ли они на аналогичные проблемы. И если у других детей также наблюдаются симптомы ШД, то очень высока вероятность, что все дело в учителе. В этом случае либо переводите малыша в другой класс (школу), либо решайте проблему сообща с другими родителями.
  • Постарайтесь вызвать ребенка на откровенность, узнать, что его беспокоит, чего он боится, на что или на кого жалуется. Сравните с той информацией, которую получили от учителя и родителей одноклассников.
  • Обязательно проконсультируйтесь с педиатром и невропатологом. При вызывающих беспокойство симптомах спросите, не советуют ли они отложить обучение на год.
  • Поговорите со школьным психологом, поделитесь своими сомнениями, попросите о помощи.
  • Постарайтесь помочь социализации ребенка. Учите его общаться с взрослыми. Ваш дом должен быть открыт для других детей – только в постоянном общении приобретается опыт построения отношений с ровесниками.
  • В этот сложный период окружите сына или дочурку еще большей заботой. Забудьте на время об успеваемости и оценках, постарайтесь поднять жизненный тонус ребенка: готовьте то, что он любит; делайте мелкие подарки; ходите вместе гулять; не забывайте приласкать, погладить по голове.
  • Подумайте, как повысить детскую самооценку. Дайте ребенку возможность почувствовать себя ловким, умелым, успешным, полезным, нужным, незаменимым.
  • Никогда в присутствии ребенка не обсуждайте с посторонними его школьные проблемы.
  • В крайнем случае, обратитесь за помощью к независимому психологу, не связанному с системой образования.

subscribe

Мария Кириленко

По материалам индивидуальных консультаций психологов Киево-Святошинского Центра социально-психологической реабилитации населения и его информирования по вопросам последствий Чернобыльской катастрофы.

“Фармацевт Практик”

https://rx.ua
ПЕРЕДПЛАТА
КУПИТИ КНИГИ