профілактика і лікуванняСтатті

Шизофрения или Та, что мысли расщепляет

22/06/2021

“Двигательное и речевое возбуждение… бредовые интерпретации… Шизофрения, надо полагать”. М. Булгаков, «Мастер и Маргарита»

В настоящее время существует несколько десятков более или менее обоснованных причин возникновения шизофрении, однако единое мнение относительно происхождения заболевания отсутствует до сих пор 

Dementia praecox

В 1896 году немецкий психиатр Э. Крепелин впервые описал состояние, названное им ранним слабоумием (dementia praecox), — большинство больных утрачивали многие интеллектуальные функции в достаточно молодом возрасте, а также выделил три типа раннего слабоумия: параноидный, гебефренический и кататонический. С годами клиническая практика подтвердила обоснованность и полезность этой классификации, которой и сегодня пользуется большинство психиатров (правда, в несколько расширенном виде). Сам термин «шизофрения» (греч. schizo — расщепляю, phren — ум, мысль), был введен швейцарским психиатром Э. Блейлером в 1911 году. К трем типам шизофрении, первоначально описанным Крепелином, он добавил четвертую, «простую» форму. Частота встречаемости заболевания в популяции составляет около 1%, однако, по мнению некоторых специалистов, в последние годы она возросла до 10%.

Признаки шизофрении

«Шизофрения, как и было сказано» М. Булгаков

Шизофрения — тяжелое психическое расстройство, влияющее на многие функции сознания и поведения, в том числе мыслительные процессы, восприятие, эмоции, мотивацию и двигательную сферу. Существует точка зрения, что правильнее всего рассматривать шизофрению как синдром, то есть совокупность симптомов и признаков. Расстройства, возникающие при шизофрении, затрагивают фундаментальные функции, которые придают нормальному человеку чувство индивидуальности, неповторимости и целенаправленности. Зачастую наиболее интимные мысли, эмоции и действия как будто становятся известны другим, — в таких случаях может развиться разъяснительный бред. Нередки слуховые галлюцинации, комментирующие поведение или мысли человека. Также часто нарушается восприятие: цвета или звуки могут казаться необычно яркими или качественно измененными, а малозначащие черты обычных вещей могут представляться более значимыми, чем весь предмет в целом или общая ситуация. На ранних стадиях заболевания наблюдается растерянность, наводящая на мысль о том, что повседневные ситуации обладают необычным, чаще зловещим, значением, которое предназначено исключительно для данного человека. Мышление становится нечетким, прерывистым и неясным, а речь иногда непонятная. У больных появляется ощущение «отнятия мыслей». Характерно поверхностное настроение с капризностью и неадекватностью. Амбивалентность и волевые расстройства могут проявиться в виде инертности, негативизма и даже ступора.

Течение заболевания характеризуется многообразием клинических проявлений. Начало может быть острым с выраженными нарушениями поведенческих реакций либо постепенным, с нарастающим развитием странных идей и поведения

Давно замечена определенная взаимосвязь между шизофренией и сексуальными нарушениями. Известно, что расстройства сексуального влечения считаются одними из первых признаков надвигающегося психического расстройства. Так как среди клинических проявлений шизофрении особое значение придают нарастанию аутизма, отчужденности, которая меняет отношение к окружающим, сужает личностные связи и затрудняет налаживание интимных контактов, то, в свою очередь, потеря эмоциональности снижает влечение, ослабляет либидо, вызывает половую слабость. Кроме того, в рамках внутреннего изменения личности или под влиянием «осечек» в обычной половой жизни нередко у шизофреников возникают извращения полового влечения. Хотя необходимо подчеркнуть, что сами по себе половые извращения могут существовать и у психически здоровых людей.

В литературе описаны некоторые особенности младенческого и детского периода жизни больных, в том числе низкий вес при рождении, сниженный коэффициент интеллектуального развития (IQ) по сравнению с братьями и сестрами, не страдающими шизофренией, а также различия в непроизвольных реакциях внутренних органов на стресс. Таким детям свойственны стойкие асоциальные черты, они необщительны, не имеют друзей и/или отличаются чрезмерной чувствительностью

Причины шизофрении

В настоящее шизофрению принято считать мультифакториальным заболеванием, при чем около 60% отводится влиянию факторов окружающей (социальной) среды, остальные (до 40%) — на влияние генетических факторов. Иногда в одной семье могут оказаться больные с разными формами шизофрении — это означает, что существует общая генетическая основа для всех типов заболевания.

У близких родственников больных шизофренией риск развития заболевания в 10–20 раз выше, нежели в общей популяции. У родных братьев больных риск минимален (около 10%) лишь в том случае, если оба родителя здоровы. Он повышается до 15%, когда болен один из родителей, и становится еще выше (40–70%), когда больны и мать, и отец. Для внуков и двоюродных братьев больных шизофренией риск выше примерно в 5 раз по сравнению с популяционным. Несмотря на значительный вклад средовых факторов, риск развития шизофрении для детей, биологические родители которых страдают этим заболеванием, одинаков независимо от того, воспитывались ли они своими родными или были направлены на усыновление в раннем детстве. Вместе с тем, в реальной жизни огромное значение принадлежит влиянию социальных факторов. Другими словами, если гены могут содержать «взрывоопасный механизм», то окружающая человека среда — это та самая «кнопка», нажав на которую, механизм придет в действие.

Существуют различные гипотезы о причинах развития шизофрении, начиная с теорий о «нездоровых» взаимоотношениях в семье, до биохимических концепций, предполагающих, что в основе болезни лежит нарушение метаболизма нейромедиаторов (например, нарушении баланса между допаминовой системой, активность которой повышена, и серотониновой системой, активность которой снижена). А вот, по мнению ученых из Университета Иллинойса (США), основной «поломкой» в мозгу больных является недостаточная выработка белка рилина, функция которого до конца не изучена. Возможно, его недостаток нарушает миграцию нервных клеток головного мозга. Один из соавторов данной работы, Э. Коста, проводил опыты по изучению уровня рилина в мозге умерших людей, страдавших шизофренией. Он обнаружил, что количество белка у них было снижено наполовину по сравнению со здоровыми людьми. По этому признаку ему даже удалось достаточно точно устанавливать посмертный диагноз «шизофрения», не зная, кому принадлежит данный мозг. По мнению авторов исследования, возможно, в мозге больных шизофренией нервные клетки не могут мигрировать и формировать необходимые соединения, что и приводит к распаду восприятия и мыслительной деятельности.

Особое место занимает гипотеза о предрасположенности к стрессу. Она заключается в том, что стрессовые ситуации, которые большинством индивидуумов преодолевают нормально, у людей, генетически предрасположенных к шизофрении, могут провоцировать развитие заболевания. Например, мальчик, с детства воспитывающийся в «тепличных» условиях, попав в армию, может «выдать» первый в жизни приступ шизофрении, хотя до того момента производил впечатление абсолютно здорового человека. Недавно в поддержку «стрессовой» гипотезы выступила группа ученых под руководством доктора Д. Рида из Университета Окленда (Новая Зеландия). Они утверждают, что люди, которые в детстве стали жертвами физического или сексуального насилия, чаще страдают шизофренией. Особенно четкая связь была установлена между подобными происшествиями в детстве и голосами, преследующими больного (в некоторых случаях эти голоса принадлежали насильникам). Кроме того, было отмечено, что изменения в мозге детей, подвергшихся насилию, носят тот же характер, что и в мозге больных шизофренией. По мнению исследователей, стресс, вызванный действиями взрослых, может нарушать развитие мозга ребенка, который крайне восприимчив к негативным влияниям. Таким образом, люди, генетически предрасположенные к шизофрении, имеют больше шансов пострадать от этого заболевания по сравнению с теми, кто не подвергался насилию. Насилие в данном случае можно рассматривать как добавочный фактор риска, как очередную «кнопку».

Еще одна разновидность стресса — родовая травма и гипоксия плода. Они существенно увеличивают вероятность возникновения психических расстройств на протяжении последующей жизни человека. К такому выводу пришли ученые из Медицинской школы Гарварда. Комментируя полученные результаты, они сделали вывод, что осложнения внутриутробного периода и родов также могут играть роль пускового механизма в развитии шизофрении у людей, генетически предрасположенных к этому заболеванию.

Согласно данным профессора Лондонского института психиатрии Р. Мюррея, для людей, регулярно употребляющих марихуану, риск возникновения серьезного психического расстройства, в том числе шизофрении, возрастает в 7 (!) раз. А вот, по мнению другого англичанина, Г. Паркера, курение обычных сигарет, напротив, может защитить молодых людей от шизофрении. Правда, он оговаривается, что вред от курения значительно выше всех возможных выгод и преимуществ. Развитие шизофрении, по всей видимости, может быть связано с нарушениями выработки трансмиттера допамина. «Когда вы курите, вы поднимаете свой уровень допамина, и, по нашему мнению, именно поэтому многие страдающие шизофренией являются заядлыми курильщиками. Это своего рода самолечение», — говорит Паркер.

Правила ухода за больными шизофренией: забота, внимание, любовь

Правильно подобранная терапия (в частности, длительное применение транквилизаторов) позволяет значительно уменьшить выраженность многих симптомов шизофрении и отчасти нормализовать состояние пациента. К сожалению, когда лечение прерывается, наиболее выраженные симптомы могут появиться вновь. Тем не менее, у ряда больных после отмены препаратов не наступает ухудшения. В некоторых случаях, частота которых варьирует в разных популяциях, выздоровление может быть полным или почти полным. В конечном итоге, большинство больных шизофренией оказываются в состоянии жить вне специальных учреждений, особенно если получают хорошую социальную поддержку. Несмотря на то, что очень часто из-за болезни значительно снижаются работоспособность и интеллект, многие больные способны продолжать трудовую деятельность.

Сотрудники Каролинского медико-хирургического института установили, что риск развития шизофрении для сыновей и дочерей мужчин, ставшими родителями, перешагнув 45‑летний возрастной рубеж, увеличивается втрое по сравнению с детьми тех, кто стал отцом в возрасте от 20 до 24 лет

Долговременная социальная поддержка очень важна для реабилитации и адаптации больных шизофренией. Она включает наблюдение и консультации квалифицированных специалистов, а также обеспечение больным условий, находясь в которых они были бы максимально ограждены от воздействия стрессовых факторов. Последнее особенно важно, поскольку враждебное или критическое отношение к больному в семье или в трудовом коллективе может спровоцировать рецидив.

Нужно помнить, что не только больные шизофренией, но и здоровые (по крайней мере, до поры до времени) люди нуждаются в любви, заботе и внимании окружающих, ведь теоретически «пусковой механизм» может находиться в каждом из нас. Так что не стоит обижать ближнего, ведь помимо всего прочего, неосторожным словом или поступком можно привести в действие ту самую «кнопку», нажав на которую, остановить процесс будет очень сложно.

Александра Демецкая

https://rx.ua
ПЕРЕДПЛАТА
КУПИТИ КНИГИ