Синдром дефицита внимания и гиперактивности: «Американская детская болезнь»
Судя по публикациям в СМИ, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), известный еще как «американская детская болезнь», уже известен в Украине. На самом деле ничего специфически американского в этой проблеме нет. Патология проявлялась у детей во все времена, но раньше не было ни средств, ни знаний, ни мотивации, чтобы заняться ее изучением
Основные симптомы
Детям, страдающим синдромом дефицита внимания и гиперактивности, тяжело сосредоточиться и надолго сконцентрировать на чем-то внимание. Они легко отвлекаются, время от времени перевозбуждаются, совершают бездумные поступки, «витают в облаках», что, в общем-то, вполне присуще и здоровым детям. Основания для беспокойства появляются в том случае, если перечисленные выше симптомы негативно влияют на процесс обучения, отношения с другими детьми и повседневную жизнь ребенка.
Диагностировать синдром дефицита внимания и гиперактивности нелегко, причем ошибку можно сделать, «обнаружив» СДВГ там, где его нет, и не заметить там, где есть. Кроме того, симптомы, присущие СДВГ, могут быть следствием других заболеваний. Поэтому диагностика требует тщательного исследования с учетом конкретных обстоятельств.
Типы синдрома дефицита внимания и гиперактивности
Последнее издание справочника Американской психологической ассоциации выделяет три типа поведения, ассоциируемых с синдромом дефицита внимания и гиперактивности:
1. Преимущественная гиперактивность без существенного дефицита внимания.
2. Преимущественный дефицит внимания, не сопровождающийся гиперактивным или импульсивным поведением.
3. Комбинация этих типов.
Гиперактивность и импульсивность
Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности такого типа постоянно находятся в движении, хватают все, что попадает под руку и/или много непрерывно говорят. Им трудно (а иногда и невозможно) усидеть на месте ни дома за обеденным столом, ни в школе на уроках. Они ерзают, вертятся, вскакивают, трогают и теребят все, до чего могут дотянуться, действуют безоглядно, не сдерживая эмоций. Не остановит их и обещание подарка в будущем за хорошее поведение. Они нестерпимо желают обещанного «здесь и сейчас». Не менее трудно им дожидаться своей очереди как в играх, так и в жизненных ситуациях. Они выхватывают игрушки у других детей, могут и ударить попавшегося под руку в случае острой фрустрации (чувства тревоги, безысходности или неудовлетворенности, возникающих из-за невозможности достичь желаемого).
Дефицит внимания
Детям с преимущественным дефицитом внимания трудно и скучно заниматься чем-то, требующим внимания более нескольких минут подряд. Конечно, если они увлекутся, то могут заниматься и дольше, но, к сожалению, в круг увлекательных занятий редко входят школьные предметы, чтение или какая бы то ни была систематическая деятельность. Особенно плохо им дается выполнение домашних заданий: забывают записать, путают учебники, делают многочисленные ошибки и исправления.
К этому же типу синдрома дефицита внимания и гиперактивности можно отнести детей, «спящих на ходу», у которых могут быть проблемы со скоростью и точностью обработки информации, из-за чего они часто кажутся умственно ограниченными. Особенно сложно воспринимается ими информация на слух («пропускают мимо ушей»). В школе они сидят тихо, смирно и даже имитируют старательность. В сравнении с гиперактивными и импульсивными товарищами по несчастью у них меньше сложностей в общении со сверстниками. Их проблемы часто остаются незамеченными, но помощь им нужна не меньше, чем детям с другими формами СДВГ.
Комбинированный тип
Самый тяжелый вариант, когда симптомы двух типов синдрома дефицита внимания и гиперактивности соединяются. Следует, однако, заметить, что не все симптомы могут проявиться одновременно. Как правило, первыми появляются импульсивность и гиперактивность, а дефицит внимания может последовать через несколько месяцев, а то и лет.
Сложность в постановке диагноза
Далеко не у каждого гиперактивного, импульсивного и невнимательного ребенка выявляют синдром дефицита внимания и гиперактивности. Как отделить нормальное состояние от патологии? Все зависит от степени проявления тех или иных симптомов. Диагностика фактически сводится к выяснению вопроса: вписывается ли поведение ребенка в рамки нормы, присущей данному возрасту, или выходит за них? В США право устанавливать диагноз СДВГ имеют детские психиатры и психологи, педиатры, специализирующиеся по проблемам развития и поведения, невропатологи и даже социальные работники, прошедшие специальный тренинг.
Обычно первые признаки синдрома проявляются в дошкольном возрасте или в начальных классах, и первыми бьют тревогу учителя. Стандартной (по крайней мере, в США) является ситуация, когда учитель сообщает о своих подозрениях родителям и школьному психологу. И это понятно: учителя имеют дело с большим числом учеников, и у них складывается представление, как «средние» ученики ведут себя в ситуации, требующей внимания и самоконтроля. Вместе с тем учителя вполне могут «проглядеть» ребенка с дефицитом внимания (второй тип), если он (чаще она) «хорошо себя ведет».
Некоторые родители замечают признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности в возрасте от 1 года до 3 лет, то есть в тот период, когда дети осваивают ходьбу. Прежде «золотой» ребенок вдруг портится на глазах: теряет интерес к более или менее осмысленным и организованным играм, беспрерывно бегает и воюет с родителями, пытается ими командовать. Однако неуправляемость в этом возрасте может быть связана с «недозрелостью» личности в сочетании с кипучей энергией, которую нужно направлять в мирное русло. Во избежание ошибки лучше посоветоваться с педиатром, невропатологом, детским психологом или психиатром.
О диагнозе СДВГ может идти речь, если тревожные симптомы наблюдаются не менее полугода и мешают нормальной жизни ребенка и в классе, и на игровой площадке, и в семье, и в общественных местах. Если же таковые присутствуют, но не мешают ребенку жить и учиться, то это болезнью не является, как не является патологией ситуация, когда ребенок гиперактивен в играх, но достаточно усидчив в школе.
Кто виноват?
Родители часто задаются вопросами: «Почему ребенок заболел? Откуда взялась эта напасть? Что мы сделали не так? Что просмотрели? В чем ошиблись?». Не стоит терзаться. На сегодняшний день нет убедительных доказательств того, что синдром дефицита внимания и гиперактивности может развиться исключительно под воздействием среды или методов воспитания. А вот правильно организованная жизнь существенно уменьшает выраженность симптомов. Скорее всего, корни проблемы кроются в генетике и нейробиологии, а пусковым механизмом становятся стрессы, в том числе вызванные резкими переменами в жизни (смерть родственника, развод родителей, потеря работы кем-то из них, переезд, смена школы и т.п.), медицинские проблемы (хроническая инфекция, синдром тревожности или депрессия).
Некоторыми исследованиями выявлена положительная корреляция между курением, употреблением алкоголя женщинами в период беременности и наличием СДВГ у их детей. Повышенный уровень свинца в крови ребенка также может способствовать развитию синдрома. Одна из ранних теорий о причинах возникновения патологии называла в качестве главного фактора мозговую травму. Действительно, у детей, перенесших сотрясение мозга, риск развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности повышен. Вместе с тем только у небольшого числа таких пациентов в анамнезе есть указания на травму головы. Многие обвиняют в развитии заболевания пищевые добавки (особенно синтетические красители) и широкую доступность всевозможных сладостей. Пока научных подтверждений этой гипотезы нет, но следует рекомендовать пациентам с СДВГ ограничить потребление «цветных» сладостей.
Как показывают исследования, синдром дефицита внимания и гиперактивности — болезнь семейная. Вероятность возникновения патологии у ребенка на 25% больше, если кому-то из ближайших родственников поставлен диагноз СДВГ.
Что делать?
Синдром дефицита внимания и гиперактивности — серьезная проблема. Его симптомы не исчезают полностью в процессе взросления. Прежде всего, нужно обратиться к специалисту, который поставит диагноз и соберет как можно более точный анамнез. Хороший диагност не остановится на выявлении симптомов, а попытается определить сильные стороны ребенка, на которые впоследствии будет опираться во время лечения.
Родителям следует всесторонне изучить проблему с помощью врачей, родителей других таких же детей, специальной литературы. Такие знания будут полезны и маленькому пациенту — для осознания происходящего. Важно научиться объяснять посторонним (соседям, учителям, тренерам секций и др.), в чем проблема, чтобы они, общаясь с ребенком, помогали ему преодолевать сложности.
Первое, что предложит знающий психолог, — структурировать жизнь с помощью внешних опор, то есть изменить образ жизни ребенка и всей семьи: соблюдать режим дня, высыпаться, чередовать физические нагрузки и успокоительные процедуры, наладить правильное, сбалансированное питание. Тут может пригодиться специфическая профессиональная помощь: личностная и семейная психотерапия, тренинги, разнообразные техники психологической самопомощи.
В некоторых случаях не обойтись без приема лекарственных средств. В США имеют право их выписывать только врачи: психиатры, педиатры и невропатологи. Лекарственная терапия — последний и не всегда обязательный шаг в лечении синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Многочисленные исследования продемонстрировали, что наилучшие результаты дает сочетание поведенческой и когнитивной психотерапии с фармакотерапией.
Светлана Сененко,
психолог (Нью-Джерси, США)
“Фармацевт Практик” #11′ 2011