ЖизньСтатті

Синестезия: на перекрестке чувств

21/04/2014

Синестезия, или смешение чувств, позволяет воспринимать окружающий мир полнее и ярче. По приблизительным оценкам, на планете насчитывается около 1% людей с выраженной синестезией. Предполагается, что эта способность передается по наследству

Маленькая и грустная шестерка

Феномен синестезии был открыт в XIX в. английским исследователем Фрэнсисом Гальтоном, двоюродным братом Чарльза Дарвина, и состоит в смешивании сигналов, поступающих от разных органов чувств. Например, некоторые люди обладают «цветным слухом», ассоциируя звуки с каким-либо цветом. Мир слов и чисел для синестетиков также смешан с цветами, формой, текстурой и эмоциями. Дэниел Таммет утверждает, что каждое число обладает своим цветом и характером: «Единица — вспышка белого света, шестерка — маленькая и очень грустная черная дырка». Этого человека называют высокофункциональным савантом-аутистом с лингвистической, числовой и визуальной синестезией. Некоторые синестетики видят буквы цветными в черно-белом тексте или представляют их мысленно. Вкусовая синестезия характеризуется вкусовыми ассоциациями от каких-либо слов или образов, слуховая — заключается в способ­ности «слышать» звуки при наблюдении за движением. Всем известно, что куда проще понять слова человека, наблюдая за его губами, но у слуховых синестетиков кора головного мозга всегда смешивает картинку и звук. Бывали случаи, когда у человека формировался вкус по форме предмета или же определенные движения, по его мнению, соответствовали тем или иным словам.

Где притаилась синестезия?

Ученые пока не пришли к единому выводу относительно нейрофизиологической основы этого явления. Существует теория, что все люди рождаются синес­тетиками, так как при рождении разные области мозга объединены между собой. В процессе развития они разъединяются, создавая характерную модульную архитектуру взрослого мозга. При этом у одних людей по мере взросления участки мозга, отвечающие за те или иные ощущения, расходятся, а у других — так и остаются связанными. Синестезия притаилась в угловой и веретенообразной извилинах коры головного мозга на перекрестке участков, отвечающих за слух, зрение и осязание (TPO-junction, или зона слияния височно-теменно-затылочной коры). Эта область у высших приматов примерно в восемь раз больше, чем у низших, а у людей она достигла еще более значительных размеров. Именно здесь заключена основа многих исключительно человеческих способностей, например, к абстрактному и образному мышлению, творчеству.

Перекрестное моделирование

Мозг человека совершает перекрестное моделирование видимых форм в слуховой коре, преобразуя их в вербальную абстракцию. Фотоны вызывают активацию рецепторов глаза, воспринимающих формы объектов. При этом волосковые клетки в ухе возбуждают слуховую последовательность, а мозг способен найти общий знаменатель для поступивших сигналов. Этот процесс осуществляется в веретено­образной извилине мозга. В случае повреждения этой мозговой структуры люди теряют способность понимать метафоры и осуществлять даже самые примитивные синтетические абстракции. Например, выражение «не все то золото, что блестит» человек с поврежденной веретенообразной извилиной может прокомментировать следующим орбразом: «Если это металлическое и блестящее, то оно еще не означает золотое, ведь для этого необходимо измерить его удельный вес». То есть пациенты с подобными нарушениями полностью упускают метафорический смысл этого высказывания.

Во всем виноват ген-мутант

Еще первооткрыватель синестезии Фрэнсис Гальтон предвидел ее генетиче­скую основу, наблюдая преемственность этого феномена внутри некоторых семей. Ныне обнаружен ген, мутация в котором вызывает аномальное переплетение между цветом и числами в мозге синес­тетиков. Этот ген несет ответственность за «обрезание» связей на определенном этапе развития головного мозга, а в случае возникновения мутаций может произойти неполный разрыв соединений между соседними областями коры. Это может привести к возникновению число-цветовой или тонально-цветовой синестезии. Большое количество переплетений в разных частях мозга усиливает склонность к метафорическому мышлению и способ­ности объединять несвязанные на первый взгляд идеи. Поэтому синестезия в восемь раз чаще встречается среди художников, поэтов, писателей и других творческих личностей, чем у обычных людей.

Синестезия — удел творческих людей

Многие из выдающихся деятелей искусств были синестетиками. В част­ности, о необычных ассоциациях говорили Василий Кандинский и Владимир Набоков. У некоторых музыкантов и композиторов каждая тональность ассоциируется с определенным цветом. Нередко люди искусства «видят» цвет букв или «слышат» звучание красок на палитре. Описан случай, когда синестетик-музыкант ощущала различный вкус в зависимости от интервалов между нотами, при этом разные созвучия описывались ею, как «сладковато-горькие, соленые, кислые или сливочные». Кроме того, для этой девушки ноты имели свою определенную цветовую палитру: например «фа» представлялась ей фиолетовой, а «до» — красной.

Поэты манипулируют последователь­ностью слогов, добиваясь идеального взаимодействия и согласования звуков. Писатели должны чувствовать эффект, который вызовет построенное определенным образом предложение. Слова, числа и фразы выражают отношения между объектами и событиями окружа­ющего мира, а талантливые люди интуитивно ощущают эту взаимосвязь.

От образного мышления к гениальности

Человеку трудно осознать все разнообразие способов мышления, поскольку каждый знаком только с собственным, полагая при этом, что остальные люди воспринимают мир так же. Нужно учитывать, что в основе механизма приобретия знаний лежит личное восприятие человека. Вместе с тем познания направляют и форми­руют, скорее, эстетические суждения, чем абстрактные умозаключения. Некоторые люди мыслят визуально, вербально, схемами и образами. Различные виды восприятия создают разнообразные виды познания и понимания: Эйнштейн, Моцарт и Тесла — всех их сегодня поместили бы в ряд синестетиков или аутистов. Самые выдающиеся инженеры и программисты думают готовыми схемами. Есть люди с развитым вербальным способом мышления, которые знают все обо всем. Иногда наблюдается визуальное фото­реалистическое вос­приятие, продуцирующее серию конкретных образов. Предполагают, что именно оно присуще животным, а в нормальном человеческом мозгу визуальное мышление заменяет язык. Исследования с помощью МРТ показывают, что в процессе восприятия таких людей первичной является зрительная зона головного мозга. Дополнительные соединения могут быть не только в мозгу синестетиков, но также присутствуют у некоторых людей с аутистическим мышлением.

Образы, возникающие в голове, заставляют прислушиваться к интуиции и глубинным инстинктам. Способность «мыслить образами» помогает находить ответы на вопросы, на которые люди с типичным образом мышления затрудня­ются ответить. Нормальный мозг игнори­рует детали, и большинство людей представляют некий обобщенный, абстрактный образ. Темпл Грандин, которой в детстве поставили диагноз «аутизм», не думает с помощью языка, а видит только конкретные образы. «Мое мышление работает «вверх тормашками». Я беру маленькие кусочки, вспоминаю различные конкретные сведения и складываю из них картину, как пазл. Это в буквальном смысле фильмы в голове. Мое мышление работает, как Google Картинки. Например, при слове «туфель» в моем во­ображении всплывает множество различных туфель, которые я видела в своей жизни». Визуальное мышление явилось неоценимым преимуществом в ее инженерных разработках. Она могла тестировать оборудование в голове, совсем как компьютерная система виртуальной реальности. Отличительной особенностью такого типа мышления является внимание к деталям. При строительстве и проектировании детали очень важны, так как если их игнорировать, конструкция просто рухнет.

Нужно сказать, что удивительные способ­ности синестетиков и некоторых аутис­тов, как правило, характеризуются узкой специализацией, поэтому не торопитесь им завидовать.

Несмотря на то, что настоящих синес­тетиков очень немного, каждый из нас при рождении обладал этим свойством. Некоторые возможности пересечения органов чувств сохраняются даже после формирования мозга. Изучение феномена синестезии поможет разобраться в при­роде человеческого восприятия окружающего мира, а следовательно, будет способствовать развитию более эффективных методов обучения и усвоения информации.

Тест на преобразование формы в звучание
Как форма преобразуется в звук, наглядно демонстрирует это задание. На рисунке изображены два инопланетных существа: одного зовут Буба, другого — Зюзя. Угадайте, кто есть кто. (Рисунки схематичные без подробностей. Бубу нарисовать в виде кляксы с плавными изгибами, а Зюзю – угловатой формы с острыми зубчиками)
Ответ. 98% людей распознают Бубу в “плавной” кляксе, и Зюзю — в угловатой. Это пример того, как звучание слова порождает представление о форме.

Тест на эмоциональное восприятие незнакомых слов
Прочитайте вслух исландское слово hnugginn и оцените, какое значение оно имеет — веселое или грустное? 
Ответ. Большинство людей считают, что грустное, и они правы, так как это слово означает «грустный».

Татьяна Кривомаз, канд. биол. наук

 “Фармацевт Практик” #12′ 2014

https://rx.ua
ПЕРЕДПЛАТА
КУПИТИ КНИГИ