Сын Полтавщины, «отец русского акушерства»
Нестор Максимович Максимович, взявший себе псевдоним Амбодик от латинского «ambo dic» («дважды скажи»), которое было своеобразным напоминанием о том, что его отчество и фамилия тождественны, в энциклопедиях значится как один из основоположников научного акушерства в России, первый русский профессор акушерства, автор первого отечественного руководства по акушерству и нескольких словарей, послуживших созданию медицинской терминологии в России. Однако эти сведения следовало бы дополнить и тем, что Н. Амбодик-Максимович был украинцем, и что Российская империя, несмотря на все заслуги, не очень его жаловала
Путь к мечте
Нестор Максимович родился 27 октября 1744 г. в селе Веприк (ныне Гадячский р-н Полтавской обл.), в семье священника — настоятеля церкви Успения Богородицы в Гадячском полку. Он получил сначала домашнее начальное образование, а затем поступил в Киево-Могилянскую духовную академию, которую окончил в 1768 г.
Уже тогда Нестор Максимович решил посвятить жизнь медицине, поэтому на следующий год поступил в Петербургскую медицинскую школу морского госпиталя, где начал постигать азы медицинской премудрости. Однако уровень обучения в этой школе не устраивал пытливого юношу. Учебных заведений, дающих высшее медицинское образование, в то время в России не было, но аттестат престижной Киево-Могилянской академии открывал перед молодым человеком двери университетов Западной Европы. В 1770 г. на средства фонда княгини Е.Д. Голицыной, завещавшей свой капитал «для акушерскому делу обучения природных россиян в чужих краях», ему удалось отправиться в Страсбургский университет, где врачи могли получать специальную теоретическую и практическую подготовку по акушерству. Завершив обучение, 26 сентября 1775 г. он защитил докторскую диссертационную работу «О печени человека», получив восхищенный отзыв самого декана медицинского факультета Страсбургского университета.
На протяжении следующего года Н. Максимович знакомился с постановкой врачебного дела в Германии, посетив ряд немецких клиник, слушая лекции, беседуя с врачами, а также совершенствуя знания немецкого языка.
Возвратившись в сентябре 1776 г. в Санкт-Петербург, Н. Максимович блестяще сдал экзамен в Медицинской коллегии и получил право практиковать в качестве младшего доктора в петербургских адмиралтейском (морском) и сухопутном госпиталях. Одновременно с практической деятельностью он начал преподавать акушерство, читая лекции о «женском повое» в лекарских школах при госпиталях. Таким образом, наконец-то осуществилась мечта начинающего доктора медицины посвятить себя делу помощи «благословенным плодом любви женщинам благополучно разрешиться таковым».
До середины ХVIII в. родовспомогательных учреждений в России не существовало. Только в 1757 г. в Москве и Санкт-Петербурге были открыты первые «бабичьи школы». Однако преподавание там велось на немецком языке (первыми руководителями этих школ были немцы И. Эразмус и А. Линдеман), поэтому подготовка отечественных акушерских кадров не имела надлежащего развития.
Акушер от бога
В 1777 г. Нестор Максимович «по высочайшему повелению» вновь отправился за границу для углубления знаний по акушерскому делу. Однако после возвращения в Петербург набравшийся новых знаний специалист в акушерском деле был назначен преподавателем школы при… Кронштадтском адмиралтейском госпитале (!) для чтения лекций по физиологии, медико-хирургической практике и лекарственным растениям. Через полгода Максимович, ссылаясь на то, что всегда готовился быть акушером, настоятельно стал добиваться перевода в Петербург. 10 мая 1781 г. он был назначен профессором Санкт-Петербургской «бабичьей школы» вместо вышедшего в отставку доктора А. Линдемана.
Возглавив петербургскую школу, Н. Максимович первым из акушеров начал читать лекции на русском языке, что открывало путь в медицинскую науку его соотечественникам. Однако большие трудности создавало отсутствие в русском языке научной медицинской терминологии. Эту проблему он успешно разрешил, написав несколько медицинских терминологических словарей, тем самым став пионером русской медицинской номенклатуры.
Н. Максимович не был богатым человеком, но, тем не менее, многие из своих работ издавал на собственные средства. Для пропаганды повышения санитарного и культурного уровня населения он постоянно переводил многие медицинские работы с французского, немецкого и латинского языков. В 1784 г. Петербургская школа была преобразована в Повивальное училище, а через два года — в Повивальный институт. Н. Максимович, который читал в институте повивальное дело, был освобожден от работы в госпитальных школах.
Медицинская коллегия оценила выдающиеся заслуги Н. Максимовича в развитии акушерского образования в России: в октябре 1792 г. он стал первым российским преподавателем, получившим звание профессора акушерства. В 1793 г. за заслуги в медицине Н. Максимович избран почетным членом Медицинской коллегии. В это же время он составил проект развития акушерского образования в России, который так и не был реализован при его жизни.
Нестора Максимовича, автора капитального труда «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле» — первого отечественного руководства по акушерству, по праву называют «отцом русского акушерства». Не одно поколение врачей и акушерок училось по этому руководству в течение почти 100 лет. Многие положения гениального полтавчанина, изложенные в этой книге, не утратили своей актуальности и в наши дни.
Интересно отметить, что предложенный Н.Максимовичем метод лечения вне-маточной беременности оперативным путем опередил свое время почти на 100 лет и много позже был подтвержден в диссертациях И.В. Склифосовского (1863) и В.Ф. Снегирева (1873).
Будучи блестящим акушером-практиком, Н. Максимович внес в акушерское дело большое количество разнообразных полезных новшеств, которые невозможно перечислить в кратком изложении. Так, например, одним из первых в России он применил наложение акушерских щипцов при операциях, что в некоторых случаях не утратило своей актуальности и сегодня.
Сторонник по возможности естественного протекания родов, Н. Максимович положил начало бережному ведению родового процесса, в основе которого лежала выжидательная тактика, которой придерживаются и современные акушеры. Особое значение ученый придавал патологии беременности, т. е. описанию болезней, сопутствующих периоду вынашивания ожидаемого ребенка, а также образу жизни будущей матери.
У истоков отечественной фармакогнозии
«Энциклопедия питания и врачевания, составленная личным лекарем Ее Императорского величества Екатерины II в 1784 году профессором Н. Амбодиком» представляет собой богатейшее собрание описаний лекарственных растений. Ценным этот труд остается и поныне. Особенно много было написано Нестором Максимовичем в последние годы жизни: «Врачебное веществословие, или Описание целительных растений» в 4 томах (своеобразная энциклопедия медицинских знаний XVIII в.), «Первоначальные основания ботаники», «Новый ботанический словарь». Эти труды дают все основания утверждать, что их автора можно считать одним из основоположников отечественной фармакогнозии.
В этих книгах он утверждал, что для научного познания отечественных лекарственных растений нельзя ограничиваться одним только «внешним познанием», необходимо знать их строение, условия произрастания, особенности сбора и хранения лекарственного сырья, а также уметь проверять и испытывать целебные свойства различных растений. В связи с этим он считал необходимым изучение ботаники врачами, аптекарями, лицами, занимающимися сбором лекарственных растений. Очень интересной является классификация лекарственных средств, в основу которой он заложил их действие на организм. Некоторые разделы этой классификации и названия в ней существуют и в настоящее время: проносные, рвотные, вяжущие, мочегонные, снотворные. Н.М. Амбодик-Максимович не признавал шаблонного подхода в назначении лечения больному, он считал важным и необходимым изучение механизма действия лекарственных средств, понимание которого является основой их практического применения.
Ради людей, а не ради славы
Как это не раз случалось в истории, очевидные заслуги выдающихся личностей не всегда оценивали их современники. Так, коллега Нестора Максимовича московский акушер Вильгельм Рихтер, написавший первую «Историю медицины в России», даже не упомянул имени основателя отечественного акушерства. Объясняется это тем, что Н. Амбодик-Максимович никогда не скрывал своего отношения к засилью немецких врачей в российской медицине.
Не щадя своего здоровья, днем и ночью, в любую погоду Н. Максимович спешил туда, где нуждались в его навыках и знаниях, много времени тратил на чтение лекций. В возрасте 54 лет Нестор Максимович оставил преподавательскую работу. Подробности его жизни в последующие 14 лет, к сожалению, до сих пор остаются неизвестными. История только сохранила сведения о том, что он занимал скромное место консультанта в Калинкинской больнице Санкт-Петербурга до самой своей кончины 24 июля 1812 г. Неизвестно даже место захоронения «отца русского акушерства», который столько сделал для развития медицины в Российской империи.
Подготовил Руслан Примак
“Фармацевт Практик” #01′ 2013