Танцы с волками, или Дети-Маугли
Над Сионийскими горами спускалась тихая, теплая ночь…
— Человек! — пробормотал Волк. — Детеныш человека, смотрите!
…Прямо против Волка стоял, держась за ветку, темнокожий ребенок, едва умеющий ходить; совершенно голый малютка направился к Волку, он смотрел ему в глаза и смеялся.
Д.Р. Киплинг. Книга джунглей
Все дети, да и многие взрослые знают: история Маугли — это сказка. Однако в реальной жизни тоже бывают случаи, когда животные «усыновляли» детей и выкармливали их наравне с собственными детенышами. Бытует мнение, что никому из тех, кто попал к животным в раннем возрасте, не удавалось найти обратной дороги к людям…
Дети-Маугли
Он рос вместе со своими братьями-волчатами…Волк-Отец учил его всему тому, что должен был знать Свободный Волк. И скоро Маугли стал понимать сокровенный смысл всего, что происходило в Джунглях… Маугли рос и становился таким крепким и сильным, как ни один мальчик его возраста. И это не удивительно; он не знал никаких уроков; он ни о чем не думал, и единственной его заботой было найти себе пищу».
Д.Р. Киплинг. Книга джунглей
Девочка-волк, мальчик-обезьяна… Их жизненный путь не так безоблачен, как увлекательная, хотя и полная опасностей жизнь Маугли. Если пропавшие дети и возвращались в «цивилизацию», то испытывали серьезные трудности с психологической и социальной адаптацией.
Самый счастливый из всех известных реальных «маугли» — угандиец Джон Ссабунья. Малышу было чуть больше двух лет, когда умерла его мать. Предоставленный сам себе, мальчик потерялся в угандийских джунглях. В некотором смысле Джону повезло: его приняли в свою стаю африканские зеленые обезьяны. Малыш быстро освоил их манеры, язык общения и образ жизни — научился лазать по деревьям, раскачиваться на лианах и питаться орехами, ягодами и, конечно же, бананами. Так продолжалось три года, пока однажды деревенская жительница не обратила внимания на то, что в стае обезьян, промышлявших около их деревни в поисках пищи, бегает голый мальчик. Она рассказала об этом односельчанам. Поиски увенчались успехом: жители деревни наткнулись на стаю обезьян, в которой был ребенок. Интересно, что первые попытки забрать мальчика были неудачными. Обезьяны вели себя так, словно защищали собственного детеныша. Наконец Джона доставили в сиротский приют. В течение восьми лет он жил в семье директора приюта, который учил мальчика говорить и вести себя «по-человечески». В итоге он все-таки научился разговаривать, правда, делает это очень медленно. Оказалось, что у юноши замечательный голос, теперь он поет в хоре и мало чем отличается от своих сверстников.
Изучение детей, сумевших выжить среди животных в полнейшей изоляции от мира людей, показало, что если до пяти лет они были лишены человеческого общения и ласки, то попытки «очеловечить» их – научить членораздельной речи, «поднять» с четверенек на ноги и т.д. – оказываются бесполезными. В большинстве случаев они так и остаются «Маугли»
Трагическая история произошла несколько лет назад в Ливане, где были обнаружены «люди-кошки». Как оказалось, 45-летние братья-близнецы и их 55-летняя сестра не покидали своей квартиры ровно сорок лет. Все это время они находились в трехкомнатной квартире и общались исключительно с живущей в ней семьей кошек. Кормил всю эту компанию старший брат, работающий автомехаником. До сих пор не установлено, почему люди оказались в полной изоляции. Они не мылись, не стриглись, не расчесывали волосы и панически боялись людей. Несчастные одичали и разучились говорить. Обнаружившим их полицейским пришлось действовать с большой осторожностью, как если бы они охотились на диких кабанов. Пока что медики предпринимают безуспешные попытки вернуть потерявших рассудок людей к нормальной жизни.
Читайте также: Альтруизм как средство выживания
А вот другая печальная история. Палестинец Амин Абу Санейра в течение двадцати лет он был лишен общества себе подобных. Он общался лишь с ослом, коровами и курами. Двухлетнего малыша отнесла в пещеру, где семья держала домашний скот, его мачеха: после смерти отца мальчик, отстававший в развитии от сверстников, стал никому не нужен. Когда соседи все-таки вызвали полицию, прибывшим открылась ужасающая картина: совершенно голый молодой человек, закованный в цепи, неумело пытался подражать окружавшим его животным. Он так и не стал одним из них, поскольку его стая была слишком разномастной, а других «образцов» для подражания рядом не оказалось. Поэтому Амин одновременно считал себя и коровой, и курицей, и ослом. В настоящее время врачи пытаются научить его быть человеком, однако прогнозы
крайне неутешительны.
Сигнал сигналов
«Что такое Закон Джунглей? Прежде всего — нанеси удар, а уж потом только — разговаривай».
Д.Р. Киплинг. Книга джунглей
Речь — одна из фундаментальных основ человеческого интеллекта и ключевой элемент культуры. Как известно, слово становится «сигналом сигналов» лишь в процессе обучения ребенка, его речевого общения со взрослыми и начинает формироваться примерно во второй половине первого года жизни. Произносимые взрослыми звуки вместе с одновременно действующими сигнальными раздражителями связываются с подкрепляющими движениями, формируя у малыша определенный зрительно-двигательный комплекс. Постепенно сигналы от двигательного анализатора полностью заменяет слово, несущее понятие.
Дети, подобные Маугли, оказавшись среди людей, могут научиться лишь нескольким десяткам простейших слов. Успешность овладения речью определяют время начала развития ребенка и его окружение. С первых дней жизни человек окунается в стихию родной речи. Зачастую взрослые не подозревают о том, что, говоря малышу ласковые слова и напевая ему простые песенки, они учат ребенка говорить и понимать язык. Наступает момент, и малыш, которому еще не исполнилось и года, произносит свое первое слово. В Домах ребенка, куда помещают детей, лишенных родителей, и где на каждого взрослого приходится 20-25 малышей, они часто не разговаривают и в два, и в три года. Такие дети осваивают речь с большим трудом и впоследствии отстают от сверстников в развитии. Если ребенок к полутора-двум годам не овладел речью, то с каждым днем наверстать упущенное становится все труднее. Так же обстоят дела и с физическим и психосоциальным развитием. Более сложные «человеческие» качества не развиваются до тех пор, пока не сформируются те, что служат основой. Например, задержка прямохождения влечет за собой «цепную реакцию» в развитии двигательного и вестибулярного аппарата.
Читайте также: Выученная беспомощность: что делать, если жизнь загнала в угол?
Период формирования интеллектуальных, нравственных и социальных качеств приходится на старший дошкольный и младший школьный возраст. Возраст от 6 до 12 лет является «этапным» для развития так называемых навыков решения проблем.
Во время войны родителей восьмилетней бельгийки Миши Дефонсек отправили в концлагерь. Девочка отправилась искать маму с папой и в течение нескольких месяцев бродила по лесам, прячась от людей. Однажды она встретила волчицу, которую приняла за собаку. То ли волчица тосковала по своим детенышам, то ли девочка не могла больше жить в одиночестве, но они подружились. Рита, так назвала Миша волчицу, охотилась для своей приемной дочери, спала вместе с ней. Девочка провела с волками несколько лет, постепенно теряя своих новых друзей, то погибавших от рук человека, то уходивших создавать собственную семью. Через три года она вернулась к людям, однако продолжала отождествлять себя с волком, поэтому ей пришлось заново привыкать к человеческому образу жизни. Сегодня эта пожилая женщина, написавшая автобиографическую книгу о своем волчьем детстве, живет со своим вторым мужем в Бостоне (США). «Многие сомневаются в моей истории, — говорит Миша, — но для меня это неважно. Я знаю, что животным принадлежит главное место в моем сердце»
Для «человечности»
Роса уже блестела на земле, когда Маугли сходил со склона горы, для того чтобы вернуться к тем таинственным существам, которые называются людьми. …Человек в конце концов идет к человеку».
Д.Р. Киплинг. Книга джунглей
Становление личности невозможно без реализации в сфере социальных взаимоотношений, впервые возникающих в семье, а затем расширяющихся и обогащающихся по мере включения ребенка в различные детские сообщества. Переходя из одного сообщества в другое, участвуя в различных игровых и бытовых ситуациях, ребенок начинает осознавать себя не только как физическое тело, но и как общественное существо, способное как к физической, так и к социальной активности. Чем больше в окружении ребенка любящих людей, способных уделить ему внимание и передать душевное тепло, тем больше шансов, что он вырастет не только более развитым, но и более человечным.
Подготовила Александра Демецкая
“Фармацевт Практик”