Терра инкогнита
Внутренний настрой
При первом знакомстве с коллегами вовсе не обязательно расплываться в улыбке и пересыпать речь анекдотами. Лучше постарайтесь «поймать» настроение, в котором вы нравитесь людям. Вспомните, как вы переживали успех, и попробуйте мысленно воспроизвести это состояние. В вашей манере держаться должны чувствоваться уверенность в себе, спокойствие и доброжелательность. Положительная энергия создает вокруг человека атмосферу психологического комфорта. Поэтому используйте малейшую возможность получить и проявить положительные эмоции, ищите их в каждом событии.
Итак, первое впечатление произвели. Что дальше?
Встречают по одежке…
Чистая отутюженная одежда, подобранные в тон обувь, перчатки, сумка, аккуратная стрижка несомненно внушат доверие. Однако не переусердствуйте. Если вы весь день накануне проведете в косметическом салоне, потом заглянете в тренажерный зал, а оставшуюся часть ночи потратите на подбор блузки к деловому костюму, то утром вам придется тщательно замазывать круги под глазами, а на работе вы будете беспрестанно зевать и клевать носом. Это совсем не то, что нужно!
Хочу все знать
В первую очередь постарайтесь больше узнать о нормах и правилах, принятых в коллективе, о стереотипах поведения и способах разрешения проблем.
Используйте все доступные источники, от непосредственного наблюдения за коллегами до «опроса третьих лиц». Только не забудьте сделать поправку на субъективность. Людям свойственно иногда искажать события. Смотрите, слушайте и делайте собственные выводы.
Собирая оценки и мнения окружающих, не проявляйте особой навязчивости и активности. Не обращайте внимания на то, что не имеет отношения к вам лично. Если вы с пристрастием начнете выяснять, когда уходит и приходит шеф, чем занят в данный момент бухгалтер и что за дама так долго сидит у исполнительного директора в кабинете, то сразу насторожите этим своих коллег.
Искусство говорить
Завоевывайте авторитет взвешенностью суждений и выдержанностью речи, излагайте мысли четко и ясно. Неправильная речь в лучшем случае вызывает снисхождение, в худшем – презрение. Не думайте, что пара-тройка смачных выражений доставит удовольствие вашим коллегам и деловым партнерам.
Общайтесь безоценочно. Рассказывая что-то о людях и ситуациях, не навешивайте ярлыки типа «безответственный», «бестолковый», «идиотский». Просто излагайте факты. И не вздумайте о ком-либо недоброжелательно отзываться: лучше вообще промолчать.
Не навязывайте коллегам свои мнения и взгляды. Размышляйте над тем, какие чувства вызывают у вас те или иные люди, их поступки, но не позволяйте себе никаких экспрессивных высказываний.
Кулуарные темы
Не рассказывайте о себе слишком много, особенно новым знакомым. Но и замыкаться тоже не надо. Люди обычно не доверяют тем, о ком ничего не знают.
Есть запретные темы: моральный облик шефа, сослуживцев и их родственников, кадровая политика фирмы, национальные, религиозные и сексуальные пристрастия. Сосредоточьтесь на интересах дела, фактах, конкретных событиях. Не вздумайте шутить по поводу «лопоухости» кого-то из коллег или косоглазии жены начальника. Лучше смеяться с кем-то, чем над кем-то.
Не обсуждайте личные качества коллеги даже в его отсутствие. Вы попадете в неловкую ситуацию, если до него дойдут ваши слова. Промолчите, когда чувствуете, что вас провоцируют на вынесение оценки о ком-либо. О людях, с которыми вы работали раньше, тоже не отзывайтесь плохо. Пусть ваш прежний шеф издевается над очередным подчиненным — вам это уже безразлично!
Будьте внимательным слушателем. В неформальной обстановке ведите беседы на темы, интересные коллегам.
Демонстрируйте свою компетентность только в тех вопросах, в которых чувствуете себя уверенно. Не дай Бог, рядом окажется какой-нибудь «профи» с глубокими познаниями в данной области. Тогда от серьезной дискуссии никуда не деться, и липовый авторитет тут же будет развеян. Умейте поддержать светскую беседу, сделать ненавязчивый комплимент, когда необходимо сострить.
Чаепитие со смыслом
Очень сближают совместные чаепития и праздники. Те, кто не участвует в совместных неформальных мероприятиях, вызывают подозрение и превращаются в изгоев. Во всяком случае теплых чувств к таким людям не испытывают.
Будьте в курсе всех памятных дат. Помните дни рождения коллег, не забывайте преподносить им по этому случаю симпатичные безделушки.
Остороженее с обидчивыми
Не стоит рассказывать в ярких красках тревожно-мнительным личностям о грядущих кризисах, повышениях цен, безработице и возможных эпидемиях. Они могут надолго потерять чувство душевного равновесия, и именно вы будете тому причиной.
Не подтрунивайте над обидчивыми и злопамятными людьми, если не хотите обзавестись тайными недоброжелателями.
Попытайтесь понять, к какому типу личности относится ваш коллега, и всегда учитывайте это.
Например, «параноика» вы без труда узнаете по неиссякаемой энергии, уверенности в своей правоте и неправоте всех колеблющихся. Это «снаряд большой пробивной силы», и любое сопротивление только усиливает его напор. Если вы не уступите напору, вам придется туго, в особенности, если этот человек – ваш начальник.
Маленькие хитрости
Не допускайте двусмысленных ситуаций и отношений. Если вы чувствуете, что вас пытаются запутать, сразу же добивайтесь ясности. Иначе можете оказаться «крайней». Прежде чем браться за не совсем понятное вам задание, до деталей выясните все обстоятельства: цели, конкретный план, последовательность его реализации, участие других лиц и так далее.
Не берите на себя лишнюю ответственность при выполнении служебных обязанностей. Если вы плохо осведомлены о деталях поручаемого вам дела, вас могут элементарно «подставить».
Если в коллективе конфликт, не старайтесь тут же занять чью-либо сторону. Как человек новый, вы скорее всего окажетесь в проигрыше.
Самая опасная ловушка – считать себя лучше других и демонстрировать свою самодостаточность. Не стесняйтесь показывать коллегам, что вам необходимы их доброе слово и дружба.
Засучив рукава
Мнение о человеке складывается в первые дни работы, поэтому демонстрируйте усидчивость, заинтересованность аккуратность и достоинство, но без заносчивости. С интересом относитесь к возможности переобучения и повышения своей квалификации.
Не бойтесь браться за трудные дела, проявляйте инициативу, учитесь. Каждому в свое время приходилось что-то делать впервые.
Если у вас возникла проблема, не впадайте в панику и депрессию. Лучше посоветуйтесь с компетентными людьми, но только не злоупотребляйте их вниманием.
Будьте готовы сами всегда прийти на помощь. Но не потакайте чужим прихотям, бегая на перерывах за продуктами и сигаретами для каждого страждущего. Учитесь отказывать, не обижая. Не рубите сплеча, — скажите, что должны обдумать просьбу. Потом выразите свое сожаление и объясните, что не можете помочь, потому что сейчас очень заняты. Будьте мягки в общении, но при этом сохраняйте твердость, отстаивая свои интересы.
Удачи вам!
Светлана Карасева