ЖизньСтатті

Царственная сестра милосердия

08/08/2011

ВЗБЕСИВШИЕСЯ КОНИ НЕСЛИ ПО ПЕТЕРБУРГСКИМ УЛИЦАМ ПУСТУЮ КНЯЖЕСКУЮ КАРЕТУ С БОЛТАЮЩЕЙСЯ ДВЕРКОЙ И ПЕРЕПУГАННЫМ КУЧЕРОМ НА ДРОЖКАХ. А НА БУЛЫЖНОЙ МОСТОВОЙ ЛЕЖАЛА БЕСПОМОЩНАЯ МОЛОДАЯ ЖЕНЩИНА…
ВРАЧИ ВЫНЕСЛИ ЖЕСТОКИЙ ПРИГОВОР: ИЗ-ЗА ТЯЖЕЛОЙ ТРАВМЫ ПОЗВОНОЧНИКА КНЯГИНЯ БУДЕТ ПРИКОВАНА К ПОСТЕЛИ. ЖИЗНЬ РАСКОЛОЛАСЬ НА ДВЕ ЧАСТИ. ЧТО ЖДАЛО ВПЕРЕДИ? БЕСКОНЕЧНОЕ ЛЕЧЕНИЕ, ИНВАЛИДНАЯ КОЛЯСКА И НАВЯЗЧИВОЕ СОЧУВСТВИЕ ОКРУЖАЮЩИХ? А ПОЗАДИ…

…жизнь — полная чаша
Александра-Фредерика-Вильгельмина, одна из самых незаурядных представительниц дома Романовых, родилась в 1838 году в Петербурге. Мамой девочки была принцесса Нассауская. Отцом — Петр Георгиевич Ольденбургский, президент Вольного экономического общества, руководитель Царскосельского лицея. Принц Ольденбургский слывший просвещенным благотворителем, воспитывал любимую дочь «работницей, а не белоручкой». С раннего детства учил любить людей, помогать им. И когда Александра повзрослела, ее не прельстили блеск и суета высшего света, ее идеалами стали милосердие и доброта. В очень юном возрасте немецкая принцесса приняла православие. В 1856 г., когда ей исполнилось всего 18 лет, Александра основала Покровскую общину сестер милосердия. При общине были больница, клиническая амбулатория, лечебница, училище фельдшериц, школа для девочек-сирот. Приюты организации опекали более 700 больных и немощных. Так началось дело всей ее жизни.
В том же году. Александра Петровна вышла замуж за великого князя Николая Николаевича — брата российского царя Александра II. Один за другим родились два сына, Николай и Петр. Однако семейного счастья великой княгине испытать не пришлось. Супруг ее, гвардейский офицер, весельчак и жуир, оказался страстным балетоманом, да таким, что балерина императорских театров Екатерина Числова родила от него четверых детей. Десять лет продолжалась его связь с актрисой, пока не вмешался сам Александр II, и не сослал несчастную в Лифляндию под гласный надзор полиции.
Александра Петровна, не найдя себя в личной жизни, всю душу отдавала благотворительности. В 1864 г. она возглавила Петербургское общество детских приютов. Во время русско-турецкой войны на свои средства создала санитарный отряд. Молодая, полная энергии женщина, готова была вершить великие дела, но случилась беда. Казалось, после травмы позвоночника жизнь кончена…

Пророчество старца Феофила
Александра Петровна отправилась в благодатный Юго-Западный край — подальше от сырого петербургского климата и горьких воспоминаний. В 1881 г. она прибыла в древний православный Киев. Здесь, преодолевая боль и тоску, княгиня задумала создать монастырь. Однако желание «уйти в монастырь» для нее не означало стремления отстраниться от жизни. Александру Петровну не привлекали отшельничество и столпничество — излюбленные виды «монашеского делания» в России. Она мечтала возродить традиции киевских подвижников — печерских святых Феодосия и Антония, традиции «живого монашества», социального служения страждущим и увечным. Первое благотворительное заведение на Руси было создано в Лавре, при содействии преподобного целителя Агапита.
Как будто Божье провидение направляло Александру Петровну. За много лет до описываемых событий у киевского помещика Дикого, владельца замечательного сада на Лукьяновке, гостил старец Феофил, известный своими пророчествами. Однажды, стоя на склоне горы над Глубочицей, старец предрек, что на этом месте будет стоять храм Божий, и править им будет царственная жена. Изумленный помещик аккуратно записал пророчество в домашнюю книгу. Именно у наследников Дикого решила купить землю для постройки монастыря великая княгиня. Когда же она узнала о пророчестве Феофила, немедленно приступила к строительству обители.

Медицинский центр в обители
Покровский женский монастырь — юдоль страждущих и увечных — открылся в 1889 г. Первым построили двухэтажное здание хирургической больницы. Вскоре вокруг выросли корпуса лечебницы, аптеки, приюта для слепых и девочек-сирот. 20 врачей вели прием больных в 12 кабинетах. В больнице бесплатно лечили бедняков, но по размерам, удобству и оснащенности ей не было равных не только в Киеве, но и во всей Российской империи. Чего стоил один только рентген-кабинет! Такие новинки медицинской техники можно было увидеть разве что в Берлине да некоторых новых клиниках Москвы. Лучшие врачи почитали за честь работать в Княгинином монастыре. Среди них — И.Сикорский, Д.Заболотный, Н.Соломка. Сама же сановная послушница с радостью выполняла работу и сиделки, и младшей операционной сестры. Ее рабочий день начинался в 4 часа утра, а заканчивался после полуночи.
Под крылышко матушки Великой, как теперь называли Александру Романову, тянулись люди не только из окрестных земель, но и из отдаленных российских окраин. Княгиня считала необходимым лично утешить каждую больную, угостить сладостью или вином. Когда же за помощью к ней обращались аристократки, заставляла их ухаживать за тяжело больными нищенками или стирать пеленки. «Нужно заслужить любовь больных», — учила она сестер.

Деяния матушки Великой
Через некоторое время после открытия монастыря Александра Петровна чудесным образом излечилась. И снова начала ходить. Сама она считала, что чудо произошло благодаря иконе Почаевской Божьей Матери (кстати, она сохранилась в монастыре до нашего времени).
Теперь уже ничто не мешало матушке Великой лично участвовать в напряженной монастырской жизни. Она не только разрабатывала планы построек, но даже хранила в своей келье набор столярных инструментов. А по ночам княгиня подменяла дежурных сестер.
К Покровскому монастырю присоединили древнюю казацкую обитель — Межигорский монастырь. Только теперь в нем жили не запорожцы, а монашенки. В живописном Межигорье устроили гостиницу и небольшую больницу.
В дни великих бедствий ворота монастыря были широко открыты. Во время эпидемии тифа 1897 г. при монастыре открыли тифозное отделение на 100 мест, так как единственная в городе Александровская больница не могла вместить всех заболевших. А когда разразилась чума в Бомбее, Александра Петровна направила туда в составе экспедиции доктора Заболотного.
Медицинский городок разрастался, больным требовалось больше места для молитв. Было решено заложить новую церковь. В 1896 г. началось строительство величественного собора Николая Мирликийского. Младший сын княгини Петр Николаевич задумал его в московско-ярославском стиле. Проект разработал известный архитектор В.Н.Николаев, создатель Владимирского собора в Киеве. Грандиозный, пятнадцатиглавый храм украшали нарядные крылечки и веселые маковки. Внутри же Николаевский собор был переполнен светом и воздухом. Один из престолов, расположенный в подвальном помещении, напоминал паломникам пещерные храмы первых христиан.
Вот только увидеть открытие нового собора Александре Петровне не довелось. Из-за сурового аскетизма и непомерной физической нагрузки у матушки развилось онкологическое заболевание. Однако и на пороге смерти Великая сестра милосердия не позволяла себе ни минуты покоя.13 апреля 1900 г. Александры Петровны Романовой не стало.
Монастырь, названный когда-то Княгининым, процветал еще 17 лет. В русско-японскую и Первою мировую войну здесь устраивали курсы сестер милосердия, а больницы принимали раненых. Однако новое государство, провозгласившее себя защитником бедных и обездоленных, сочло благотворительные заведения бесполезными и даже вредными. В результате обитательницы монастыря — сестры милосердия лишились крова и средств к существованию.
Сегодня ворота Покровского монастыря снова открыты для паломников. Входя в них, вспомните имя его основательницы.
Наталия Михайлова

https://rx.ua
ПЕРЕДПЛАТА
КУПИТИ КНИГИ