«Virgo doctussima» Надежда Суслова
«С целью завоевать немного у жизни, я приготовилась к бою за равенство прав. Со знаменем, на котором выставлен этот девиз, я бросаюсь на борьбу с сильными мира сего».
Надежда Суслова
Сегодня кажется почти невероятным, что когда-то женщины не могли распоряжаться своей судьбой и заниматься делом, которое им по душе. Да что там говорить, барышня из приличной семьи была лишена возможности получить высшее образование, не то что быть свободной в выборе жизненного пути. Огромная заслуга в том, что эта «традиция» канула в Лету, принадлежит Надежде Прокофьевне Сусловой (1843–1918) — первой в истории Российской империи женщине-врачу.
Женский вопрос
В России до середины XIX века так называемых буржуазных свобод для женщин просто не существовало. Об эмансипации в обществе заговорили лишь в начале 60-х годов, когда многие мелкие помещичьи хозяйства разорялись и девушки из дворянских семей вынуждены были получать профессию и идти служить. Для многих из них работа стала единственным способом прокормить себя и свою семью. На повестке дня стоял вопрос о женском образовании и праве женщин на труд. Дискуссии о равноправии стали знамением времени. Многие литературно-публицистические журналы немало внимания уделяли вопросам положения женщины в семье, взаимоотношения супругов. Примечательно, что первыми защитниками равноправия в России выступили мужчины — С.П. Боткин, И.М. Сеченов, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский. Крылатыми стали сказанные Дмитрием Писаревым слова: «Женщина ни в чем не виновата». Следует заметить, что энергичные стриженые барышни добивались отнюдь не разрешения красить лицо, бросать бомбы и жить идеалами «свободной любви». Они отстаивали свое право избирать и быть избранными в государственные органы власти, право на равную с мужчинами оплату за равный труд.
Особенно много споров велось вокруг права женщин на высшее образование. Ученые мужи не спешили идти навстречу прогрессивно настроенным барышням. Университетская профессура не могла предположить, что речь идет о зарождении целого движения, усматривая в желании учиться всего лишь моду. Демократическая же общественность восторженно приветствовала первых женщин-студенток. Сложился даже стереотип курсистки, подчеркнуто скромной в одежде, с хорошими манерами, серьезной и сосредоточенной. Одной из первых девушек, стремившихся получить высшее образование, стала Наденька Суслова, дочь бывшего крепостного.
Первый шаг
Начав свою карьеру с переписи «ревижских сказок» в конторе графа Шереметьева, Прокофий Суслов, благодаря своим способностям, быстро пошел в гору. А перед женитьбой на Анне Ястребовой он получил вольную. Вскоре Прокофий Григорьевич стал управляющим имениями графа Шереметьева сначала в Москве, а потом и в Петербурге. Поэтому у сестер Сусловых, Надежды и Аполлинарии, были гувернантки, обучавшие их манерам и языкам, и даже учитель танцев. Со временем домашнее образование уступило месту пансиону благородных девиц, а позднее — столичной гимназии. Интересно, что Аполлинария оставила след в русской истории как «мучительная муза» Федора Михайловича Достоевского. И хотя страстный роман так и не увенчался браком, Поленька Суслова послужила прототипом для создания великим писателем едва ли не всех образов «инфернальных» женщин: Полины в «Игроке», Катерины в «Братьях Карамазовых», Лизы в «Бесах». А Надежду ожидала иная слава, иная судьба.
Диплом домашней учительницы не был пределом мечтаний Надежды Сусловой. В 1861 г. вместе с близкой подругой Марией Обручевой она поступила вольнослушательницей в Петербургскую медико-хирургическую академию. Этот шаг сыграл решающую роль в развитии женского движения: вскоре вольнослушательниц стало больше, чем студентов-мужчин.
Всего лишь через год после начала занятий Суслова выполнила под руководством известного профессора-физиолога Ивана Михайловича Сеченова экспериментальную работу «Изменение кожных ощущений под влиянием электрических возбуждений».
Что делать?
Во второй половине ХІХ века академия и университет были центрами общественной жизни и своеобразными сборными пунктами для либерально настроенной молодежи. Молодые люди часто собирались вместе, празднуя знаменательные события, устраивали пикники летом, а зимой — катания на санях. Но все же основной целью совместного времяпрепровождения были литературные и политические диспуты. Создавались революционные кружки и организации, участницами которых становились и барышни-студентки. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в 1862 г. к революционному обществу «Земля и Воля» примкнула и юная Надя Суслова. Она боролась не только за свои гражданские права, но и за права всех женщин. Порой Надежда просто «вырывала» своих подруг из-под деспотичной опеки семьи.
Начало 60-х годов — чрезвычайно плодотворный период в жизни Надежды Сусловой. Журнал «Современник» опубликовал два произведения, посвященных эмансипации — «Рассказ в письмах» и «Фантазерка», — автором которых была Н. Суслова. А это что-то да значило, ведь популярнейшее издание возглавляли Некрасов и Чернышевский! В 1863 г. Николай Гаврилович Чернышевский всколыхнул передовые умы романом «Что делать?», которым с упоением зачитывалась и Надежда, лично знакомая с писателем. К тому же прообразами главных героев были учитель Сусловой Иван Сеченов и ее подруга — Мария Обручева. Сеченов проживал в одной квартире с Марией и ее фиктивным мужем, студентом Петром Боковым (фиктивный брак был одним из способов уйти от родителей). Впоследствии прославленный профессор женился на своей студентке, ставшей известным в России врачом-офтальмологом Сеченовой-Боковой.
Суслова не только восхищалась талантом Чернышевского, она была восторженно влюблена. Близкая знакомая Нади, первая женщина-математик Софья Ковалевская, вспоминала: «Небольшого роста, но крепкого сложения, со смуглым бледным лицом, с неправильными чертами, Суслова скорей могла назваться дурнушкой, чем хорошенькой. Но все ее существо дышало энергией и силой, а серые умные глаза смотрели так прямо и так смело из-под черной линии бровей, что придавали всему лицу печать оригинальности, почти красоты». По словам Ковалевской, Надежда была симпатична и дорога Чернышевскому, однако он страстно любил свою супругу — Ольгу Сократовну.
Леди-студент
В 1864 г. реакционное правительство вновь закрыло перед женщинами двери высших учебных заведений, по России прокатилась волна полицейского террора. Многие знакомые Сусловой были арестованы, а она сама находилась под негласным надзором полиции. После долгих обсуждений отец разрешил Наденьке продолжить обучение медицине в Цюрихе (Швейцария).
В тот день, когда Надежду Суслову зачислили в университет, толпа консервативно настроенных швейцарских студентов, выражая протест устроила возле ее квартиры своеобразную демонстрацию. Оказалось, что в Европе, как и в России, «леди-студент», как ее тогда называли, а уж тем более, женщина-врач представлялась фигурой одиозной. Однако Надежда продолжала учебу.
В 1867 г. она с блеском защитила диссертацию «Прибавление к физиологии лимфатических сердец», получив диплом и лавровый венок с надписью «Первой в России женщине — доктору медицины». На защиту съехалась известные ученые со всей Европы. Швейцарские профессора, помимо докторской степени, присвоили ей и другое, не менее почетное звание — «Virgo doctussima» («Дева ученейшая»). Счастливой и удачливой молодой женщине рукоплескал ученый мир.
Женщина-врач
Некоторое время Надежда жила за границей, совершенствуя свои знания в области акушерства и гинекологии. Однако она справедливо полагала, что российские женщины нуждаются в ней больше, чем жительницы благополучной маленькой Швейцарии. В Петербург Суслова приехала не одна, а в сопровождении мужа-швейцарца. Супруг Надежды, Гульдрейх Фридрих Эрисман, нашел в России свою вторую родину и стал основоположником отечественной гигиены и создателем крупной гигиенической школы.
В марте 1868 г. Надежда сдала экзамен на право врачебной практики в России и стала первой в отечественной истории женщиной-врачом. Последующее десятилетие оказалось для Сусловой чрезвычайно насыщенным. Она окончательно отошла от революционного движения, пережила развод, вновь вышла замуж за А.Е. Голубева, петербургского профессора гистологии, и полностью посвятила себя служению любимому делу. В 1872 г. прогрессивная интеллигенция при содействии Надежды Прокофьевны добилась открытия пятигодичных акушерских курсов, которые в 1897 г. были реорганизованы в медицинский институт. Проработав некоторое время в больнице Свято-Троицкой общины сестер милосердия, Суслова занялась частной практикой. Несомненно, акушерство и гинекология были избраны ею не случайно. Высокая смертность в родах, болезни, называемые в народе «женскими», послужили толчком к тому, что Суслова посвятила себя борьбе не только за права женщин, но и за их здоровье.
До конца своих дней Надежда Прокофьевна активно сочетала работу врача с литературной и благотворительной деятельностью. Переехав в 1892 г. в связи с болезнью мужа в Крым, Суслова безвозмездно оказывала медицинскую помощь местному населению, содействовала открытию начальной школы, жертвовала средства ялтинской женской гимназии.
Надежда Прокофьевна Суслова прошла путь, который она избрала по велению своего сердца. Путь, следуя которым, она всегда руководствовалась принципом древних: «Quod morbis exhibent, hoc jura negotiis» — «Что для болезни лекарство, то для дел право».
Валентина Шило