Вы хотите видеть своего ребенка отличником?
Ответ не так уж однозначен, как может показаться на первый взгляд. Страстное желание родителей видеть отпрыска «самым-самым» может спровоцировать развитие у него такого психологического синдрома, как «комплекс отличника». Существует и другое название — перфекционизм (от английского слова «perfect» — совершенство). Этим термином обозначают педантичное стремление человека к совершенству, безупречности, идеалу
На первый взгляд может показаться, что это прекрасная черта. К сожалению, перфекционизм нередко граничит с серьезными психическими расстройствами и способен испортить жизнь не только самому человеку, но и его близким, родным, коллегам. Предметом переживаний могут быть спортивные достижения, понятие «хороший сын/дочь», внешняя привлекательность, правильность поведения, следование моде. Однако наиболее распространенный вариант связан все-таки с учебой. При этом формально перфекционист вполне может не быть золотым медалистом или обладателем красного диплома: психологические проблемы «живут» исключительно в голове, а не в папке с документами.
Мало кому из перфекционистов удается прожить жизнь на «отлично»
Отношение к собственным успехам
В чистом виде синдром отличника встречается не так уж часто. И все же понаблюдайте за своим ребенком. Он может страдать синдромом отличника, если:
- основным мотивом к учебе является получение хороших оценок, стремление заработать одобрение и восхищение окружающих;
- без похвалы ребенок чахнет, как растение без солнца;
- в погоне за оценкой способен жертвовать здоровьем, общением с друзьями, развлечениями и пр.;
- болезненно воспринимает критику в свой адрес;
- неудача выбивает из колеи, вызывает апатию или даже депрессию;
- ребенок ревниво относится к успехам других;
- склонен к повышенной тревожности и мнителен по поводу отношения к себе окружающих;
- прослеживаются различные хронические и соматические заболевания;
- самооценка ребенка нестабильна: то взлетает до небес, когда хвалят, то падает до нуля, если критикуют;
- редко делает что-либо сверх того, что задают в школе; может вообще не делать тех заданий, которые не предполагают оценку.
Читайте также: Что и как можно говорить при детях?
Что ждет в будущем?
Отдаленный прогноз весьма неблагоприятен. Мало кому из перфекционистов удается прожить жизнь на «отлично». Страдающий синдромом отличника редко достигает значительных высот, ему не хватает решимости стать лидером, потому что он часто избегает брать на себя ответственность, боясь совершить ошибку, медлит с решением, предпочитает не рисковать и действовать в рамках заданной программы.
Такие люди старательны и имеют определенное количество накопленных знаний, но не всегда умеют применять их на практике, не способны к критическому анализу, склонны к догматизму, редко обладают свободой мышления и творческим подходом к делу.
Перфекционисты считают себя неудачниками даже в тех случаях, когда удается значительно продвинуться по карьерной лестнице, хотя всем понятно, что ощущение успеха весьма субъективно, а достигнуть высокой планки под названием «идеал» практически невозможно.
Перфекционист высокого мнения о себе и своих способностях, но ему постоянно нужны сигналы из внешнего мира, подтверждающие его неординарность: похвала, комплименты, лесть, всеобщее признание. И в то же время им не чужды материальные воплощения успеха — степень, звание, публичность, повышение по службе, увеличение заработной платы. Но все это не врачует — только временно облегчает психологический недуг.
Не концентрируйтесь на успехах ребенка, больше думайте о том, чтобы он был счастлив и здоров. Учитывайте возможности ребенка, его склонности и способности
Психологические и физические расстройства — непременный спутник человека с синдромом отличника. Зависимость от оценки окружающих делает перфекциониста несчастным человеком — всю жизнь его сопровождают недовольство собой, достижениями, близкими. Он фактически находится в состоянии хронического стресса, что приводит к психосоматическим заболеваниям, личностным расстройствам, истерии, неврозам, депрессиям, даже суициду. Пытаясь хоть как-то расслабиться и снять напряжение, многие приходят к алкоголизму, наркомании, невротическому курению.
Читайте также: Школа: трудности адаптации
Как уберечь ребенка?
Бывает так, что это качество в человеке врожденное. Но гораздо чаще детей такими делают родители, болезненно озабоченные успехами своего ребенка. Это касается не только учебы, но и морали, культуры, умения себя вести, придерживаться определенного порядка, т.е. быть «правильным» – таким, как понимают это близкие. И не важно, что именно движет такими родителями: ложное чувство долга; желание самоутвердиться за счет ребенка; компенсировать то, что не удалось достигнуть самостоятельно…
Через некоторое время ребенок сам начинает судить себя на соответствие «идеалу» и приобретает серьезную психологическую проблему на всю жизнь. Как же оградить своего малыша от синдрома отличника?
- Старайтесь, чтобы выражение вашей к ребенку любви не было связано исключительно с теми случаями, когда он был в чем-то успешен: правильно себя повел; с чем-то справился, получил хорошую оценку. Нельзя, чтобы в его сознании закрепилась опасная формула: «успех = похвала = любовь». Ведь тогда и во взрослой жизни он будет «зарабатывать» любовь и уважение, постоянно сомневаться в себе. Именно поэтому так важно проявлять свои чувства без всякого повода и даже в ситуации, когда ребенок провинился. Для этого нужно критиковать не ребенка, а конкретный проступок.
- Постарайтесь привить малышу здоровое отношение к промахам и неудачам как к рабочему моменту достижения цели. Для этого, занимаясь вместе с ним каким-либо делом, комментируйте процесс: «Не получилось?.. Не страшно, попробуем еще раз… В чем же дело?.. Ты прав, так намного лучше (даже если по-прежнему плохо)… Молодец, что не сдаешься… В следующий раз будешь знать, как это делать». Когда малыш подрастет, формула может звучать уже по-взрослому: «Мы потерпели неудачу, но зато приобрели опыт». Ребенку очень повезет, если вам удастся привить ему азарт преодоления неудачи.
- Приложите все усилия к тому, чтобы малыш умел конструктивно воспринимать критику окружающих. Для начала научитесь правильно критиковать — оценивайте не результат: «Некрасивая картинка получилась», а детали: «Кузов отлично получился, а вот рисовать колеса тебе надо еще потренироваться». Таким образом, ребенок научится не обижаться на критику, а искать в ней конструктивное зерно и расценивать как стимул дальнейшей деятельности.
- Постепенно приучайте ребенка мыслить и действовать самостоятельно, уметь объективно оценивать результаты своей работы, аргументировать и отстаивать собственное мнение. Очень полезна работа малыша с конструктором, рисование, лепка из пластилина. При этом необходимо давать понять, что вы уважаете его точку зрения: «Ты меня убедил, что для крана главное — устойчивость». Иногда вообще избегайте оценок того, что делает ребенок: «Я не совсем представляю, какой должна быть пушка, но самое главное, что она тебе нравится».
- Сшейте вместе с ребенком мягкую игрушку. Иногда именно такие, порой весьма непрезентабельные поделки становятся для малыша любимыми. И тогда стоит подчеркнуть: «Недостатков у нашего зайца много, но все равно мы его любим». Ребенку при случае можно объяснить, что так же, как он любит самодельного и не совсем «правильного» зайца, так и мама с папой любят его, несмотря на то, что у него не все получается.
- Когда ребенок пойдет в школу, постарайтесь, чтобы тема оценок занимала в его жизни четко обозначенное место. По возвращению малыша со школы, расспрашивайте о новостях. Слушая его, старайтесь смотреть на мир его глазами. Тогда вы сможете понять всю важность сообщения, например, что во время урока математики в класс залетел воробей… На оценках можно будет акцентировать внимание чуть позже — когда малыш поест, отдохнет и примется за уроки. Даже если вы довольно поздно пришли с работы, не спрашивайте с порога: «Какие оценки получил?» Малышу очень важно чувствовать, что вы интересуетесь им самим, а не его школьными успехами.
- Не старайтесь, чтобы ваш малыш был лучше других. Не выспрашивайте ревниво, что получила по контрольной Танечка-отличница; не демонстрируйте зависть, что другие дети успешнее. Вместе с тем, после утренника не рассказывайте малышу, что он был «лучше всех». Лучше заметить: «Молодец, ты очень старался». Амбиции, тщеславие и честолюбие, безусловно, являются двигателем не только личного успеха, но в какой-то мере и прогресса. Но это «пограничные» качества, которые близки к порокам, поэтому не стоит их развивать искусственно. Лучше и здоровее, если двигателем личностного роста будут ответственность, чувство долга, любовь к познавательному процессу.
- Не предъявляйте ребенку завышенные требования, не ругайте за плохие оценки. В основе комплекса отличника может лежать не только желание похвалы, но и страх осуждения и наказания. Не забывайте, что порой достаточно вашего недовольства, которое дети на интуитивном уровне воспринимают так же остро, как и многословный и громогласный выговор. Нахмуренные брови, поджатые губы и просто недовольное молчание — все эти невербальные знаки без труда считываются малышом как доказательство того, что вы его «уже» разлюбили.
- Не концентрируйтесь на успехах ребенка, больше думайте о том, чтобы он был счастлив и здоров. Учитывайте возможности ребенка, его склонности и способности. Взвешивайте, какова цена высоких достижений ребенка. Старайтесь, чтобы ему было интересно учиться; поощряйте любознательность; проявляйте искренний интерес к тому новому, что он узнал на уроке, из книг или Интернета.
- А что же делать, если вам самим не чужд перфекционизм? Если это застарелый психологический недуг, который портит жизнь вам и вашим близким, то не исключено, что понадобится помощь психолога, который поможет «разгрести» завалы ложных установок, накопившихся за жизнь. Очень часто достаточно просто понять в чем проблема, чтобы подход к жизни стал здоровее и конструктивнее. Если все время оценивать себя на соответствие какому-то идеалу, то можно так никогда и не увидеть – какой же я на самом деле? Измените образ мыслей, тогда изменится ваше поведение, а затем и вся жизнь.
Мария Кириленко
По материалам индивидуальных консультаций психологов Киево-Святошинского Центра социально-психологической реабилитации населения
“Фармацевт Практик”