Выбираем профессию или судьбу?
Правильный выбор профессии порой значит для судьбы человека больше, чем любовь, удача или благосостояние. На работе мы проводим большую часть жизни. От того, любим ли мы свое дело, зависят самооценка, тонус, настроение. Любимая работа дарит ощущение полезности, гармонии с самим собой и даже найденного смысла жизни. Несоответствие между тем, чем хочется и чем приходится заниматься, порождает внутренний конфликт, нередко приводит к общему недовольству жизнью, психосоматическим расстройствам, «бегству» во вредные зависимости
Говорят, счастье — это когда утром с радостью идешь на работу, а вечером с радо-стью возвращаешься домой. Однако психика человека не подвластна законам арифметики, и состоявшаяся семейная жизнь далеко не всегда способна сделать человека хотя бы наполовину счастливым. Сложно быть хорошим семьянином тому, кто большую часть дня проводит во внутреннем неприятии своего дела: вынужденно подавляемое на работе недовольство в итоге выплескивается на самых близких людей.
Совсем немного о профориентации
Профессиональной ориентации немногим более ста лет. Моментом ее рождения принято считать открытие в январе 1908 года в г. Бостоне (США) первого консультационного бюро для оказания помощи подросткам в выборе рода деятель-ности. Ведущую роль в этом сыграл профессор Гуго Мюнстерберг, директор психологической лаборатории Гарвард-ского университета. Он первым стал се-рьезно изучать проблемы руководства предприятиями, профотбора, профориентации, производственного обучения. Мюнстерберг разрабатывал и использовал психологиче-ские тесты для оценки профессиональных способностей человека. Его называют отцом психотехники — отрасли психологии, занимающейся методами определения профессиональной пригодности человека. В последнее время в США на смену понятию «профессиональная ориентация» пришло более широкое — «карьерное консультирование» (сareer development), которым занимаются специалисты, имеющие в своем арсенале мощные информационные и методические ресурсы. В рамках системы образования курс карьерного консультирования охватывает детей от 5 до 14 лет и направлен на изучение способностей и склонностей ребенка, знакомство с разными профес-сиями и способами овладения ими.
В ходе профориентации подросткам должна быть предоставлена достаточная информация о мире профессий, способах получения соответствующего образо-вания, перспективах карьерного роста. У них должны быть сформированы трудолюбие, работоспособность, профессиональная ответственность, выявлены способности, склонности и интересы.
Не будем впадать в идеализм: существует множество профессий, которые трудно назвать такими, о которых мечтают с детства. Однако есть личностные качества, которые предопределяют склонность человека к определенным занятиям. Очень важное значение имеет темперамент. Например, меланхолику противопоказаны напряженные условия труда, связанные со стрессовыми ситуациями; холерику нельзя работать там, где может возникнуть необходимость оперативного принятия единственно верного решения; флегма-тику противопоказан высокий темп работы; сангвинику будет комфортнее всего в живом подвижном виде деятельности. Это один из аспектов выявления склонностей ребенка к разного рода деятельности. При изучении профессиональной пригодности человека должны быть учтены все виды психиче-ских процессов: познавательные (ощущение, восприятие, мышление, сознание, речь, внимание, память, воображение), эмоционально-мотивационные (эмоции и чувства, состояния, мотивация, воля, проактивность), а также личностные характери-стики (характер, темперамент, моторика, интеллект).
Таким образом, арсенал научных знаний и методов проф-ориентации в наше время весьма обширен. Но не все родители спешат воспользоваться помощью профессионалов. Казалось бы, это так естественно — поинтересоваться, в какой сфере ребенок будет наиболее успешен. Видимо, срабатывает самоуверенное «мне лучше знать», и ведущими являются собственнические инстинкты, право распоряжаться судьбой другого человека.
Роль родителей в выборе
профессии
В плане ранней профориентации в школах делается как будто немало, но фактиче-ски именно родители подталкивают своих детей к выбору профессии, иногда такой, которая кажется им наиболее подходящей, а иногда — всего лишь выгодной, престижной, модной или такой же, как у них.
Родители не желают своим детям зла. Но сколько глупостей, вредных и даже фатальных действий по отношению к своим детям совершают любящие папы и мамы. Пожалуй, самое страшное — принуждение ребенка к выбору той профессии, к которой у того нет предрасположенности.
А ведь родители (сами или с помощью специалистов) могут уделить внимание развитию задатков подростка, рассказать обо всем спектре трудовой деятельности человека, о мире профессий, различных кружках, клубах, спортивных секциях, где можно развить свои способности; о средних, средне-специальных и высших учебных заведениях на родине и за рубежом, ознакомить с содержанием и условиями труда работников различных специальностей, соотнести состояние здоровья (с помощью врачей) с требованиями определенных профессий. Один из самых ответственных моментов в жизни — получение высшего образования по окончании школы. Молодой человек не всегда готов к серьезному осознанному шагу и может выбрать вуз, исходя из таких соображений, как «конкурс меньше», «друзья туда поступают», «близко к дому». Родителям самое время помочь, подсказать и поддержать своих детей в разумном решении. Вместо этого папы и мамы часто руководствуются житейскими стереотипами вроде «в нашем роду все военные», «бухгалтеры всегда нужны», «юристы никогда не бедствуют», «стомато-логия — хлебная профессия», «повар никогда не голодает», «учитель без работы сидеть не будет, и отпуск длинный». Умозрительные построения часто не имеют ничего общего с заботой о том, чтобы ребенок выбрал себе дело по душе. В итоге, не только ломаются отдельные судьбы, но страдает общество в целом — появляются ненавидящие детей учителя, преступно равнодушные врачи, нерадивые инженеры, псевдоученые или думающие только о своем кармане юристы.
Чего следует ожидать, если подросток пойдет учиться туда, куда скажут родители? Может быть несколько вариантов развития событий:
- бросает вуз, не доучившись, и остается без высшего образования;
- оканчивает вуз, после чего получает второе высшее;
- оканчивает вуз, но не работает по специальности;
- по окончании вуза работает по специальности, но всю жизнь ненавидит свою профессию, а заодно и тех, кто подтолкнул к этому виду деятельности.
«Он сам выбрал»
Было бы слишком просто, если бы после торжественного заявления родителей: «Выбирай сам!» — молодой человек проявил чудеса рассудительности. Возьмем две крайности: слишком послушный ребенок и ребенок-бунтарь. В первом случае тинейджер, вместо того чтобы задуматься о своем будущем, всеми силами будет пытаться угадать, чего бы хотелось родителям, бабушкам-дедушкам и тетям-дядям. Ему даже может показаться, что он сам принимает такое решение, а фактически демонстрирует незрелость и неготовность к взрослой жизни. Во втором случае «самостоятельность» проявится в том, чтобы поступить как угодно, но не так, как хотелось бы родственникам. Налицо примитивное протестное поведение, свидетельствующее о затянувшемся переходном возрасте.
Самое хорошее, что могут сделать родители для профориентации своего ребенка, — это воспитать его так, чтобы он вовремя повзрослел и проявил себя как самоопределяющаяся личность. Попросту говоря, чтобы он не впадал в примитивный негативизм в ответственный момент выбора своего жизненного пути. Если мы будем растить не послушных, а самостоятельных детей, нашу старость украсят счастливые дочери и сыновья.
И самое главное — никогда не поздно исправить ошибки — свои и родительские. Всегда можно получить иное образование, сменить специальность, открыть в себе новые способности. Все в наших руках.
Мария Кириленко
По материалам индивидуальных консультаций психологов Киево-Святошинского центра социально-психологической реабилитации населения и его информирования по вопросам последствий Чернобыльской катастрофы
“Фармацевт Практик” #04′ 2012