Загадочные красавицы
В последнее время значительно возрос научный интерес к медузам. Это объясняется тем, что, с одной стороны, некоторые виды медуз — отличный источник протеина, который может сыграть большую роль в победе над растущим дефицитом продуктов питания в мире, а с другой — эти обитатели моря являются перспективным сырьем для получения как лекарственных, так и диагностических препаратов при некоторых заболеваниях
Удивительное разнообразие
Медузы — загадочные и невероятно красивые обитатели морей и океанов нашей планеты. Несмотря на то, что еже-годно миллионы людей подвергаются ожогам от контактов с ними при купании, желание наблюдать за их жизнью зачастую бывает сильнее боязни получить травму.
Удивляет разнообразие форм, раз-меров, цветовой гаммы и, соответ-ственно, степеней ядовитости медуз. К числу наи-более интересных экземпляров можно отнести компасную медузу, которая называется так потому, что ее «зонтик», или «колокол», рас-цвечен расходящимися от середины полосами, напоминая картушку компаса. Не менее впечатля-ющей является циа-нея («волосатая медуза»), обитающая в водах Баренцева моря. Она достигает огромных размеров (до 2 м в диаметре «зонтика»). В более теплых водах живет цианея поменьше, что свидетельствует о ее происхож-дении из холодных вод. Один оранжево-красный лохматый вид цианеи, обычный в Северном море, встречается и в южной Балтике. Эту медузу в Англии называют «львиной гривой», обитает она и в авст-ралийских водах, где на нее жалуются купальщики штата Квинсленд.
У Филиппинских островов встреча-ются хорошо известная под мрачным и заслуженным именем «убийца» медуза хиропсальмус, а также очень ядовитая «принцесса-медуза» курагея.
При растущем дефиците продуктов питания в мире медузы вполне могут стать хорошим подспорьем в его устранении
В большинстве случаев ожоги, полученные от медуз, сопровожда-ются болевым синдромом, но не требуют специфического лечения. Представляют опасность медузы в основном для детей, особенно при поражении больших поверхностей. Однако яд, содержащийся в стрекательных клетках некоторых видов, может быть смертельно опасным для человека. К ним относится медуза «морская оса», живущая в водах северного побережья Австралии, а также в водах Юго-Восточной Азии.
В Черном и Средиземном морях распространены корнероты, гонионемы, аурелии, вызывающие болезненные, но не опасные для жизни ожоги кожи. В Среди-земном море обитают более ядовитые медузы, нежели в Черном: ожоги, вызванные ими, сильнее черно-морских, а аллергические реакции возникают чаще. К ним относятся пелагия («маленькое сиреневое жало»), хризаора («морская крапива») и некоторые другие. Главное — не допустить контакта этих медуз со слизистыми оболочками.
Есть и безобидные для человека медузы, например, обитающая в Черном и Японском морях стекловидно-белая «ушастая» медуза аурелия. Зато другая черноморская медуза — ризостома, или корнерот, величиной с ведро, — не так безопасна: у многих людей она вызывает сильное раздражение кожи.
Это лишь незначительная часть существующих в природе медуз, но при встрече с любым из этих обитателей моря купальщикам лучше всего избегать контакта для предотвращения непредвиденных последствий.
Новый источник протеина
Естественно, что жители побе-режий морей и океанов хорошо знакомы с различными особенностями медуз, в частности, осведомлены о том, что они пригодны в пищу. Многие из этих существ считаются съедобными, особенно на Востоке. Следует отметить, что восточная кулинария вообще завоевывает все большее пространство в традиционных представлениях европейцев о съедобности тех или иных продуктов и блюд. Хотя, конечно же, не каждый из нас согласится попробовать многие из столь необычных восточных деликатесов.
Однако мода, интерес к необычному, да и растущий дефицит традиционных продуктов питания в планетном масштабе заставляют как европейцев, так и американцев пересматривать свое отношение к обычному, устоявшемуся в веках, традиционному меню. Следует учесть, что медузы — довольно дешевое в добыче сырье для пищи, ведь в морях и океанах их обитает огромное количество, причем ни один из видов не нуждается в защите от исчезновения и не занесен в Красную книгу. Мало того, медузы создают серьезные помехи при промышленной добыче рыбы.
В Японии, Китае, Корее, Таиланде, Индонезии, Малайзии и на Филиппинах медуз употребляют в пищу с очень давних времен, называя их «хрустальным мясом», причем блюда из них относятся к достаточно изысканным кушаньям и деликатесам. Как правило, «хрустальное мясо» служит добавкой к различным салатам и десертам и даже к вторым блюдам и супам. Приме-няют его и для приготовления суши и роллов. Для жителей этих регионов ме-дуза — обычный продукт, источник про-теина и витаминов, к тому же очень вкусный при умелом приготовлении. В ее «мясе» содержится значительное количество ценных для организма человека веществ, в том числе такие элементы, как марганец, железо, хром, йод, а также много аминокислот.
Премудрости народной медицины
Жители прибрежных районов не могли не найти применения медузам и в качестве источника полезных веществ для народной медицины. Так, еще в средние века из корнерота изготовляли мочегонные и слабительные средства. Аурелию втирали в кожу человека при лечении ревматизма.
В странах, где медуз издревле употребляли в пищу, продуктам из них приписывали и приписывают различные целебные свойства. Так, в Китае врачи рекомендуют употреблять сырых (разу-меется, не живых, а переработанных) медуз от бесплодия, причем сами китаянки подтверждают эффективность этого средства. Яд, содержащийся в стрекательных клетках медуз, помогает при лечении трахеита и регуляции кровяного давления.
Существуют даже рецепты по использованию продуктов из медуз для лечения облысения и избавления от седины.
В некоторых странах большую медузу под названием «морская ворвань» жители перемешивали с донным илом и полученную смесь добавляли в ванны или приме-няли в виде растирания при невралгиче-ских заболеваниях, радикулите, параличах.
Впечатляющие результаты
Первые же серьезные научные исследования медуз принесли медицине не-оценимую пользу. Так, еще в начале прошлого века было открыто явление, получившее название анафилаксии, когда последующие дозы яда все сильнее влияют на пострадавшего ранее от этого же яда. Это открытие совершил французский физиолог Шарль Рише, когда по совету большого любителя океанографии принца Монако Альберта I занялся исследова-нием секреции яда медуз. Вскоре на основе его выводов ученые разработали тесты для предварительной проверки реакции организма на введение тех или иных веществ, чтобы предотвратить наступление смертельного шока, а сам Ш. Рише в 1913 г. был удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине «за работы по анафилаксии». Это положило начало новому направлению в медицине — аллергологии.
Не менее впечатляющие результаты были получены и в начале 90-х гг. прошлого века, когда американский ученый Роджер Циен заинтересовался медузами, в которых содержится зеленый флюоресцирующий белок. Посредством изменения аминокислотных последователь-ностей этого белка он успешно изобрел разноцветные флюоресцирующие белки, в том числе синий, желтый, оранжевый, красный и фиолетовый.
Медузы корнероты использовались для приготовления различных блюд в Древнем Риме
В 2008 г. трое ученых из США — Осаму Симомура, Мартин Чалфи и Роджер Циен — были удостоены Нобелевской премии за открытие так называемого зеленого флуо-ресцирующего белка — green fluorescent protein (GFP), а также за разработку методики его применения в био-инженерии. С помощью GFP ученые научились наблюдать за действием клеток под микроскопом. Специалисты из лаборатории рака в университете города Йорк (Великобритания) разработали метод, с помощью которого светящиеся белки, полученные из глубоководных медуз, позволяют находить единичные злокачественные клетки в организме человека. Из яда многих видов медуз в современной медицине добывают вещества, используемые для изготовления лекарств от некоторых легочных заболеваний и для стабилизации артериального давления. Ученые полагают, что имеются предпосылки, которые позволяют надеяться на создание препаратов для лечения сахарного диабета и даже рака именно из медуз.
Подготовил Руслан Примак