Заговоры и заклинания: магия, суеверия или мудрость предков?
Заговóры и заклинания — словесные формулы, которые наделены магической силой. Какова их судьба в XXI веке? Заклейменные в эпоху научно-технической революции как «нелепые суеверия» и «порождения невежества», они продолжают вызывать интерес не только в историков и этнографов, но также в психологов, психотерапевтов, врачей и лингвистов
«Договориться» с природой, «уговорить» судьбу
Наши предки верили, что все в окружающем мире — растения и животные, земля и вода, а также природные явления — подобно человеку имеет душу, характер и сознание. Вера в одушевленность объектов внешнего мира (анимизм) в том или ином виде присуща всем без исключения религиям и объясняет, почему во все времена человек пытался «договориться» с природой, своей судьбой и даже рукотворными вещами. Люди не сомневались, что с помощью просьб, заклинаний, молитв можно повлиять на любые явления, события и предметы, как на живого человека: заручиться поддержкой и благоволением незримых сил или оградить себя от беды.
Заговоры первоначально являлись словесными пояснениями к магическим действиям или обрядам, однако впоследствии их тоже стали наделять чудодейственной силой. Заклинания более близки к молитвам, с которыми верующий человек обращается к своим богам. Однако если молитва выражает покорную просьбу, которую божество может как удовлетворить, так и оставить без внимания, то заклинание как бы «принуждает» высшие силы выполнить то или иное пожелание. В настоящее время во многих источниках понятия «заговора» и «заклинания» рассматривают как синонимы.
У язычников роль вербальной (словесной) магии была особенно велика в хозяйственной деятельности: в охоте, скотоводстве, земледелии, торговле. Вот несколько заговоров, которые использовали восточные славяне: «Гой еси ты, зоря утренняя, и ты, зоря вечерняя! Пади ты на мою рожь, чтоб она росла, как лес, высока, как дубы, толста»; «Гой еси, солнце жаркое! Не пали и не пожигай ты овощ и хлеб мой, а жги и пали куколь и полынь-траву».
Специальные заговоры должны были предотвращать различные болезни или изгонять их из человека. Причины недугов связывали с действием демонов, злых духов или другой нечистой силы. Поэтому, чтобы предохранить себя от болезней, славяне старались обмануть или отпугнуть демонов. Когда хворь все же проникала в дом, ее сначала пробовали задобрить мольбами и подношениями, а если это не помогало –– прибегали к заговорам, которые помогали изгонять болезнь последовательно из головы, глаз, бровей, рук, ног, суставов и отсылали «на темные леса, туда, где собаки не лают, петухи не кричат, колокола не звонят».
Заговоры и заклинания помогали человеку практически в любой затруднительной ситуации: они защищали от вражеского оружия, «дурного глаза» и зависти недоброжелателей; «привораживали» лица противоположного пола; обеспечивали желаемый исход судебной тяжбы или поединка; помогали находить правильную дорогу, справедливое решение или утерянные вещи и др.
Большая часть дошедших до нас заговоров представляет собой результат смешения языческих и христианских воззрений. Иногда их называют «ложными молитвами». В них часто встречаются обращения к христианским святым, которые наделены чертами языческих божеств. Так, Св.Никита считается защитником от пожара и молнии, св.Власий и св.Георгий – покровителями скота, св.Сисиний оберегает от лихорадки, а священномученик Антипа – от зубной боли.
А вот пример заговора от всех болезней с элементами христианской молитвы: «Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь. Святая водица, Господня царица, с восходу ходила до запада, все коренья и каменья обмывала, из рабы Божией все болезни вынимала, из костей, из мощей, из ясных очей, из буйной головы, из слушменных ушей, из крови, из утробы в ребры, из ребер в бедры, из бедер в колени, из коленей в пятки, из пяток в лапки, из лапок в пальцы. Аминь».
Эволюция заклинаний происходила не только под влиянием христианства.
На древние представления о природе зла, с которым заговор призван бороться, накладывали отпечаток реалии, более актуальные для человека в данный период. Так, в современном варианте заговора от испуга заговариваются не только «громовой, ветряной, водяной, вихревой, пожарный, звериный, гадючий» испуг, но также «машинный и самолетный».
Вербальная магия сквозь призму науки
Если заговоры и заклинания, обращенные к силам природы, то есть направленные на повышение урожая или изменение погоды, представляют интерес лишь для историков и фольклористов, то словесные формулы, призванные воздействовать непосредственно на человека, его психику и здоровье, находятся в поле зрения таких прикладных дисциплин, как психология и психотерапия.
Статистически достоверных данных о «клинической эффективности» заговоров, естественно, не существует. Однако они заслужили внимания современных ученых уже потому, что в течение тысячелетий находили широкое применение в народной медицине. Сегодня даже самые закоренелые материалисты не отрицают, что в ряде случаев заговоры и заклинания могут оказывать действие на человека –– улучшать самочувствие, излечивать от некоторых заболеваний, избавлять от вредных привычек, изменять отношение к себе и окружающей действительности. И если дело тут не в магии, то в чем же?
Если поверхностно проанализировать влияние «магических» словесных формул на человека, то нельзя не отметить сходства с хорошо известным каждому врачу и фармакологу эффектом плацебо. Не секрет, что при некоторых состояниях (головная, зубная или ревматическая боль, ряд заболеваний пищеварительного тракта и др.) плацебо оказывается эффективным более чем в половине случаев, а иногда – у 2 из 3 пациентов. При этом возможно не только субъективное улучшение состояния больного, но также нормализация объективных физиологических показателей. Механизмы этого феномена до сих пор полностью не раскрыты, однако большинство исследователей солидарны в том, что ключевую роль в данном случае играет психологический эффект.
Твердая уверенность пациента в эффективности лечения оказывает влияние на физиологические процессы. Так, например, к настоящему времени установлено, что обезболивание при приеме плацебо связано с усиленным выделением в мозгу эндорфинов-нейромедиаторов, оказывающих анальгезирующее и седативное действие. Теоретически, подобное действие могут оказывать практически любые манипуляции – от приема старинных средств на основе крови лягушки или помета мышей до новейших медикаментов, а также, без сомнения, заговоры и заклинания. Главное, чтобы больной искренне верил в их исцеляющую силу. Между тем, действие заговоров зачастую основано не только на собственных установках и особенностях психологии субъекта, но также на мощном влиянии извне – на гипнозе.
Через транс к исцелению?
Когда американского психотерапевта Милтона Эриксона (1901-1980) спрашивали, в чем сущность гипноза, он неизменно отвечал: «Гипноз – это передача образов». Важным достижением выдающегося врача стало создание методики гипнотизирования, которая практически не вызывает сопротивления со стороны пациентов.
Если при использовании традиционного директивного внушения гипнозу подвержены около 17% людей, то воздействию по методике Эриксона поддаются практически все. Так называемый «эриксоновский гипноз» использует присущую человеку способность к непроизвольному трансу и позволяет проводить внушение в бодрствующем состоянии. Более того, пациент часто даже не догадывается, что в данный момент подвергается гипнотическому воздействию.
Гипноз Милтона Эриксона открыл широкие возможности в психотерапевтической медицине. В первую очередь, метод является эффективным инструментом в лечении расстройств психосоматической природы (нейродермита, кардионевроза, в ряде случаев –– гастрита, ожирения, аллергии, алкоголизма и др.). Кроме того, его используют для облегчения болевых ощущений, а также для того, чтобы «настроить» больного на выздоровление и вселить в него веру в собственные силы. На чем же основана эта удивительная методика и что в ней общего с заговорами?
Дело в том, что Эриксон создал собственный язык гипноза, характерными чертами которого являются поэтичность, яркость и метафоричность. Он использовал способность человека неосознанно улавливать малейшие отклонения в интонациях, громкости голоса, жестах и позе собеседника и, специальным образом строя свою речь при общении с больным, незаметно для сознания пациента посылал ему установки о выздоровлении. Изучая речевые приемы, используемые при эриксоновском гипнозе, нельзя не отметить их сходство со словесными формулами древних заговоров. Получается, что открытую в середине ХХ века возможность ввода информации в подсознание с использованием ярких метафор, замысловатых переплетений сюжетов, ритмических и интонационных выделений на самом деле в течении тысячелетий использовали целители и знахари?
В заговоре, призванном оградить человека от болезней, врагов, завистников или других неприятностей, часто можно выделить три смысловые части. Задача первой – при помощи метафор, гипербол, ярких и понятных всем образов создать в человеке ощущение собственной силы, вселить в него уверенность в защищенности от всякого зла.
В качестве образов используют, как правило, природные силы, например: «Стану я, раб Божий (имя), в чистом поле на ровное место, что на престол Господа моего, облаками облачусь, небесами покроюсь, на главу свою кладу красное солнце, подпояшусь светлыми зорями, обтычусь звёздами, что вострыми стрелами – от всякого злого недуга». Защищенность героя также может символизировать «тын булатный от земли до небес».
Вторая часть заговора обычно посвящена уничижению врага (неважно –– болезни, человека, события): образному описанию его слабости и уродства, а также картинам его отступления. Ему ничего не остается, как, признав силу героя-победителя, трусливо отступить. В заключение, для того, чтобы заговор крепко засел в подсознании, его нужно «замкнуть», или «запечатать». Иногда с этой целью использовали молитвенные формулы: «Во имя отца и сына и святого духа» или «и ныне, и присно, и во веки веков – аминь».
В Западной Европе заговоры часто заканчивали фразой «Да будет так». Славяне говорили: «Будьте, мои слова, крепки и лепки, тверже камня, лепче клею и серы, сольчей соли, вострей меча-самосека, крепче булата». Полностью обоснованным с точки зрения современной психотерапии является следующий интересный способ «запечатывания» заговора: в подсознание человека необходимо заложить условие, при котором заговор утрачивает силу, однако это условие должно быть заведомо невыполнимым. Например: «Когда медный замок станет золотым, тогда и заговор станет пустым». Будучи произнесены по всем правилам, с нужными интонациями, ритмом, жестами, подобные заговоры представляют собой не что иное, как вполне профессионально проведенный сеанс эриксоновского гипноза.
Если расценивать заговоры и заклинания как набор приемов для вербального воздействия на подсознание человека, то можно уверенно сказать, что за минувшее столетие «словесная магия», теперь под названием «психотерапия», получила мощнейший толчок к развитию. Ей нашлось применение как в медицине, так и в повседневной жизни.
Например, такое направление, как нейролингвистическое программирование, давно используют не только в психотерапии, но также в менеджменте, продажах, личном и корпоративном консультировании. Свой вклад в изучение воздействие языка на подсознание личности и масс вносят также лингвисты. Сегодня уже можно говорить о создании нового научного направления – суггестивной (от лат. suggestio – внушение) лингвистики.
Не секрет, что воздействие на подсознание открывает широчайшие возможности в лечении как психических, так и соматических заболеваний, в решении личностных и коммуникативных проблем человека, а, следовательно, может повлиять на его судьбу. Наши предки прекрасно осознавали ответственность подобного вмешательства: оно разрешалось лишь специально подготовленным лицам, строго регламентировалось и не допускало самодеятельности. Поэтому, отдавая должное достижениям современной психотерапии, не следует забывать о том, что механизмы функционирования нашей психики по-прежнему остаются малоизученными и вмешательство непрофессионалов в них может привести к непредсказуемым последствиям.
Подготовила Татьяна Ткаченко
“Фармацевт Практик”