Статті

“Знают прекрасно устройство мозга только двое: Бог и Бехтерев”

16/11/2015

“Знают прекрасно устройство мозга только двое: Бог и Бехтерев”

Ф. Копш, немецкий анатом, современник В.М. Бехтерева

Вторая половина XIX века- период зарождения и бурного развития о «душе» – психиатрии и психологии. Ранее духовная сфера человека во всех ее проявлениях находилась в основном в компетенции церкви, теперь же, в век материализма, технического прогресса и веры во всемогущество человеческого разума, за душу, а точнее, нервную систему человека, вооружившись скальпелем и микроскопом, взялись ученые и врачи. То была эпоха научного энтузиазма, революционных идей, жарких дискуссий, коренной ломки взглядов на причины и методы лечения душевных и нервных болезней. Человек «замахнулся» на самое сокровенное – анатомию и физиологию собственной души. Именно в этот дерзкий, волнующий, захватывающий момент в науку пришел молодой Бехтерев – увлеченный, талантливый, полный энергии и новых идей. Невропатолог и психиатр, специалист в области морфологии, гистологии, анатомии и физиологии мозга, психолог и педагог, общественный деятель, создатель оригинальной научной школы, организатор и руководитель ряда научных и учебных центров, автор более 600 работ и 369 опубликованных выступлений – вот далеко не полный перечень достижений великого ученого.

* * *

Владимир Бехтерев родился 20 января 1857 года в семье мелкого государственного служащего в селе Сорали Елабужского уезда Вятской губернии. Отец его, Михаил Павлович, умер от туберкулеза, не дожив нескольких месяцев до рождения сына. К поступлению в гимназию Володю готовил старший брат, Николай, и после успешной сдачи экзаменов мальчика зачислили сразу во второй класс. Несмотря на то, что гимназист Бехтерев был любознательным, сообразительным и отнюдь не ленивым мальчиком, оценки в аттестате у него почему-то получились неважные – две «четверки», остальные – «тройки». «Полагаю, что не было сколько-нибудь известной популярной книги по естествознанию, которая бы не побывала в моих руках и не была бы более или менее проштудирована с соответствующими выписками… Нашумевшая в то время теория Дарвина была, между прочим, предметом самого внимательного изучения с моей стороны», -вспоминал он позднее в «Автобиографии» свои школьные годы.

Как бы там ни было, знаний, полученных в гимназии, оказалось достаточно для поступления в знаменитую Медико-хирургическую академию в Санкт-Петербурге. В то время это был крупный научный центр, готовивший высококвалифицированных врачей-практиков и ученых. В академии работали и преподавали такие научные светила, как анатом В.А.Грубер, химик А.П.Бородин, врач С.П.Боткин, физиолог И.М.Сеченов. Сначала Бехтерев увлекся изучением общей физиологии, теорией глазных болезней, акушерством, однако к четвертому курсу окончательно определился с выбором будущей специальности – решил посвятить себя изучению нервных и душевных болезней. «Эта специальность мне казалась из всей медицинской науки этого времени наиболее тесно связанной с общественностью и, кроме того, увлекала вопросами познания личности, связанными с глубокими философскими и политическими проблемами и это решило мой выбор», – объяснял Бехтерев свое решение.

* * *

В 1877 году во время русско-турецкой войны, еще будучи студентом, Бехтерев, воодушевленный примером Боткина, в составе добровольческого военно-санитарного отряда пробыл четыре месяца на балканском фронте. Работа на передовой стала для молодого врача первой серьезной профессиональной практикой. Вернувшись в Петербург, он окончил обучение, выдержал выпускные экзамены и получил звание военного врача-докторанта, а через три года защитил докторскую диссертацию «Опыт клинического исследования температуры тела при некоторых формах душевных болезней», в которой сделал принципиально важный для своих будущих изысканий вывод: психические явления характеризуются определенными объективными показателями, которые можно зафиксировать.

Читайте также: 5 мифов о мозге

В возрасте 27 лет приват-доцента Бехтерева, талантливого ученого, имеющего немало научных публикаций в русскихBehterev_book2 и зарубежных изданиях, командировали на два года за границу для освоения передового опыта западных коллег-физиологов, анатомов, психиатров, для ознакомления с новейшими методиками изучения нервной деятельности, лечения психических и нервных заболеваний. Он стажировался в лабораториях и клиниках немецкого невролога Пауля Флексига (1847-1929), одного из основоположников современной невропатологии и психиатрии, француза Жана Мартэна Шарко (1825-1893), основоположника экспериментальной психологии Вильгельма Вундта (1832-1920), немецкого физиолога и философа Эмиля Дюбуа-Раймона (1818-1896), а также известного специалиста по анатомии и физиологии мозга, австрийского психиатра Теодора Мейнерта (1833-1892).

По возвращении в Россию в июле 1885 года еще совсем юный Бехтерев приказом министра народного просвещения был назначен профессором и заведующим кафедрой психиатрии Казанского университета. Он читал курс лекций по диагностике нервных болезней, а в организованной им самим университетской психофизиологической лаборатории вел постоянную исследовательскую работу в области неврологии и анатомии нервной системы.

В 1921 году ученый вместе с известным дрессировщиком животных В.Л.Дуровым проводил опыты по мысленному внушению специально дрессированным собакам различных действий. За 20 месяцев исследований было проделано 1278 опытов, в том числе 696 удачных и 582 неудачных. Такие данные, по мнению Бехтерева, не исключали, но и не доказывали возможности телепатии

В 1892 году в петербургском журнале «Врач» была опубликована одна из наиболее известных статей Бехтерева «Одеревенелость позвоночника с искривлением его как особая форма заболевания». В работе описано системное воспалительное заболевание соединительной ткани с поражением суставно-связочного аппарата позвоночника, а также периферических суставов, крестцово-подвздошного сочленения, тазобедренных и плечевых суставов и вовлечением в процесс внутренних органов (сегодня известное как болезнь Бехтерева, или анкилозирующий спондилит). В статьях Бехтерева также подробно описаны хореическая падучая, сифилитический множественный склероз, острая мозжечковая атаксия алкоголиков. Эти и другие впервые выявленные ученым болезни и состояния нашли отражение в книге «Нервные болезни в отдельных наблюдениях».

Читайте также: Фото дня: карта мозга

Важная сфера интересов ученого в Казани – экспериментальная психология. На основании собственных наблюдений и опытов, Владимир Михайлович с увлечением занимался разработкой теории сознания. Ученый выделял шесть уровней сознания, представляющих собой ступени его формирования в ходе индивидуального развития – от неясного безотносительного ощущения собственного существования до того «состояния внутреннего мира, когда человек может анализировать происходящие в нем самом психические процессы».

* * *

Со студенческих лет Бехтерев уделял внимание структурным особенностям центральной нервной системы человека. По сути, до конца XIX века головной мозг оставался для науки terra incognita. Владимиру Михайловичу Бехтереву принадлежит заслуга создания и уточнения топографических карт этой сложнейшей структуры. В то время исследователи поступали следующим образом: из уплотненного в спирту мозга они выдергивали, окрашивали и изучали отдельные волокна. Бехтерев предложил новую методику, трудоемкую, но более информативную, заключавшуюся в «сравнении последовательных срезов одного направления». С помощью микротома он готовил серии тончайших срезов мозговых тканей по ходу нервных волокон, а затем изучал их под микроскопом. Каждое волокно со всеми его разветвлениями и многочисленными контактами – это сотни, тысячи новых срезов. Рабочий стол Бехтерева в те годы был буквально завален многочисленными стеклами с препаратами. Однако кропотливый труд не пропал даром: на книге Владимира Михайловича «Проводящие пути головного и спинного мозга» (1892), выдержавшей три издания и переведенной на иностранные языки, основаны все современные атласы мозга.

Бехтерев не ограничивался анатомическими исследованиями. Он выдвинул и обосновал фундаментальный принцип исследования мозга – изучение строения в единстве с функциями. Ученый локализовал и тщательно исследовал корковые центры зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых ощущений, корковые регуляторы мимических движений; описал анатомо-физиологические основы болевой чувствительности; попытался рассмотреть нервно-психические явления в контексте всей жизнедеятельности организма, изучить связь мозговых процессов с деятельностью вегетативной нервной системы, желез внутренней секреции и т.д. Итоги этих исследований обобщены в фундаментальном семитомном труде В.М.Бехтерева «Основы учения о функциях мозга» (1903-1907).

* * *

Активно занимаясь проблемами невропатологии и психиатрии, Бехтерев в качестве основной причины психических нарушений выделил изменения в деятельности нервной системы и мозга, которые, по его мнению, могут иметь травматический характер, то есть быть приобретенными, или являются наследственно обусловленными. Он считал необходимым рассматривать мозговые процессы в единстве с функционированием всего организма с учетом условий жизнедеятельности человека. Единство внешнего и внутреннего в объяснении причин психических заболеваний – одна из особенностей психиатрической школы Бехтерева.

Читайте также: Что делает человека человеком, или Как работают нейроны

Владимир Михайлович одним из первых в России стал использовать гипноз при лечении психических заболеваний. В своих научных трудах он изложил теоретические основы и дал широкий круг клинических показаний к его применению в лечебных целях. В частности, Бехтерев полагал, что гипноз, внушение и психотерапия эффективны как при функциональных заболеваниях нервной системы (истериях и неврозах), так и при ее органических поражениях. В последнем случае всегда наблюдаются различные функциональные нарушения психогенной природы, которые вполне могут быть устранены через внушение.

subscribe

* * *

Весной 1893 год Бехтерев получил предложение возглавить кафедру нервных и душевных болезней Петербургской военно-медицинской академии. Вступив в должность, Владимир Михайлович тут же организовал при академии анатомическую лабораторию для изучения строения центральной нервной системы, а также лабораторию экспериментальной психологии. Помимо преподавательской и научной деятельности, он с головой окунулся в хозяйственно-административные заботы: взялся за создание клиники нервных и психических болезней, условия лечения в которой соответствовали бы всем требованиям того времени. Ученый руководил закупкой стройматериалов, оборудования и медикаментов, набирал штат специалистов.Это требовало постоянного напряжения сил, а главное, отвлекало от занятий наукой. Даже несколько лет спустя, когда клиника уже принимала пациентов и стажеров со всей России, Бехтерев, провожая девятнадцатый век, поднял тост за блаженные времена, когда ученые, наконец, смогут заниматься одной только наукой. Следует отметить, что в клинике Бехтерева было открыто первое в мире нейрохирургическое отделение. Владимир Михайлович очень гордился этим и в первые годы присутствовал на всех операциях.

В своем труде «Коллективная рефлексология» В.М.Бехтерев описывает новый объект – «человека в коллективе», который ведет себя иначе, чем человек индивидуальный. Ученый исследует различные коллективы, собрания людей, толпу и делает вывод: «Вместо того, чтобы проявлять себя особым образом, личность оказывается в большинстве своих действий и поступков, а равно и в своих заявлениях представителем общества, а не самого себя. Отсюда очевидно, что личность является больше повторителем, нежели индивидуальным созидателем»

Продолжая исследовать морфологию и физиологию нервной системы, Бехтерев вновь вернулся к проблемам психологии. Теперь он говорил о равноправном существовании как субъективной психологии, основным методом которой является самонаблюдение, так и объективной. Бехтерев выступал в защиту объективной психологии, изучающей психику путем регистрации рефлекторных двигательных и вегетативных реакций, сопровождающих, по мнению ученого, все психические процессы. Бехтерев создал целое учение, названное рефлексологией. Несмотря на то, что рефлексология подвергалась критике за механистичность и эклектичность и перестала существовать практически сразу после смерти Бехтерева, его идеи о комплексном и всестороннем изучении человека нашли свое продолжение в последующем развитии психологии.

Бехтерев разработал объективные методы изучения нервно-психического развития детей, исследовал связь между Behterev_bookнервными и психическими болезнями, психопатии и циркулярный психоз, клинику и патогенез галлюцинаций, описал ряд форм навязчивых состояний, различные проявления психического автоматизма. Он ввел в медицинскую практику сочетательно-рефлекторную терапию неврозов и алкоголизма, психотерапию методом отвлечения, коллективную психотерапию.

* * *

В 1907 году Бехтерев организовал и возглавил Психоневрологический институт в Санкт-Петербурге, объединивший в себе учебное заведение, клинику и научный институт. После октябрьской революции 1917 года институт был временно закрыт, а спустя год возобновил лечебную и исследовательскую работу по актуальным направлениям психиатрии, неврологии, психологии, психотерапии, нейрохирургии и наркологии. Бехтерев возглавлял Институт до самой смерти.

Скоропостижная смерть великого ученого, наступившая 24 декабря 1927 года, была настолько неожиданной, что тут же породила множество слухов и легенд. Многие коллеги Бехтерева были уверенны, что Владимира Михайловича отравили по указанию Сталина. В пользу этой версии говорило то, что представители Наркомздрава решили не делать вскрытия и патологоанатомического исследования. Якобы по воле самого Бехтерева, тело кремировали, хотя родственники были против. По мнению одних, причиной насильственной смерти ученого мог стать диагноз «паранойя», поставленный Бехтеревым Сталину – дескать, вождь не мог допустить его случайной огласки. Другие же полагают, что уход из жизни непосредственно связан с секретными работами Бехтерева в области создания «идеологического оружия», точнее, разработки методов повышения внушаемости толпы с помощью радиосигналов. Возможно, протест ученого против использования этого оружия не во внешних войнах, как предполагалось, а для «промывки мозгов» собственного народа и стал причиной его преждевременной смерти.

Сын Владимира Михайловича Петр – талантливый инженер и изобретатель, был репрессирован и погиб в сталинских лагерях. Внучка – Наталья Петровна, родившаяся в 1924 году, как «дочь врага народа» с сестрой и братом оказалась в детском доме. Она получила медицинское образование и всю жизнь посвятила исследованию человеческого мозга. С 1990 года Н.П.Бехтерева является научным руководителем Института мозга Российской академии наук.

Подготовила Татьяна Ткаченко

“Фармацевт Практик”

 

https://rx.ua
ПЕРЕДПЛАТА
КУПИТИ КНИГИ