Государственные закупки лекарственных средств: готовимся и побеждаем
Юридическая компания «Правовой Альянс» и Newtend, официальная площадка ProZorro, 28 сентября 2017 г. провели семинар «Государственные закупки лекарственных средств»
«Реформирование системы публичных закупок ЛС и МИ, — говорит Дмитрий Алешко, партнер ЮК «Правовой Альянс», — началось с введения механизма закупок с привлечением международных специализированных организаций (ЗУ от 19.03.2015 г. № 269-VIII). Затем была создана рабочая группа по вопросам реформирования системы публичных закупок ЛС и МИ (Приказ МЗ Украины от 19.10.2015 г. № 684) и наконец утверждена Концепция реформирования механизмов публичных закупок ЛС и МИ (Распоряжение КМУ от 23.08.2017 г. № 582-р)».
Закупки, осуществляемые через международные организации, имеют ряд положительных аспектов. Во-первых, благодаря закупке большего количества ЛС и МИ достигается экономия бюджетных средств. Во-вторых, устраняются коррупционные риски. В-третьих, появляется возможность осуществления закупок непосредственно у производителя, в том числе иностранного. В-четвертых, высвобождается ресурс МЗ для выполнения своих основных обязанностей.
Но закупки через международные организации вскрыли ряд аспектов, нуждающихся в доработке. А именно: необходимость своевременного заключения соответствующих договоров с международными организациями, сокращения сроков поставок, налаживания конструктивного взаимодействия между МЗ и международными специализированными организациями, изменения подходов к формированию номенклатуры. В утвержденной
Концепции реформирования механизмов публичных закупок ЛС и МИ предполагается создание Централизованной закупочной организации (ЦЗО), которая должна объединить успешный международный опыт и эффективные наработки закупок через международные организации. ЦЗО приобретает все права и обязанности заказчиков и несет ответственность в соответствии с законами Украины. Финансирование данной организации на начальном этапе планируется осуществлять за счет международных донорских благотворительных взносов. В дальнейшем предполагается самофинансирование за счет сервисных сборов от заказчиков, пользующихся услугами ЦЗО. Что дает такая система заказчику? Воспользовавшись услугами ЦЗО, он заключает договор с победителем торгов, но при этом ответственность за организацию и проведение закупки лежит на ЦЗО. Заказчик имеет право провести закупку самостоятельно, но в таком случае он несет полную ответственность за прохождение всех процедур, а также отвечает перед контролирующими органами в случае большого расхождения в деньгах при закупке аналогичного товара через ЦЗО. Существенным преимуществом ЦЗО может быть использование переговорной процедуры: закупки непосредственно у производителей, в том числе иностранных; закупки ЛС, по которым отсутствует конкуренция (инновационные препараты); сжатые сроки проведения процедуры и поставки; конфиденциальность условий соглашения между ЦЗО и производителем; получение эксклюзивной цены на товар. Однако реализация данной части Концепции потребует внесения изменений в ЗУ «О публичных закупках» и определения порядка таковой на уровне подзаконных актов.
Реализация Концепции реформирования механизмов публичных закупок ЛС и МИ пройдет в два этапа. На первом предполагается создание институциональных и нормативных основ для реформирования, а на втором — развитие и усиление возможностей ЦЗО. Какие результаты ожидаются? Заказчику будет предоставлено полное профессиональное сопровождение закупочного процесса специалистами, что позволит переложить основную ответственность за их проведение на ЦЗО, экономить бюджетные средства и, кроме того, не отвлекать своих сотрудников от выполнения их непосредственных обязанностей. Большее количество больных будут своевременно обеспечены качественными ЛС и МИ.
Александр Бондарь, старший юрист ЮК «Правовой Альянс», в своем выступлении обратил внимание участников семинара на Постановление КМУ от 23 августа 2017 г. «О внесении изменений в постановления Кабинета Министров Украины от 17 августа 1998 г. № 1303 и от 25 марта 2009 г. № 333», в котором говорится, что начиная с 1 января 2018 г. учреждения здравоохранения, полностью или частично финансируемые из государственного и местных бюджетов, могут закупать зарегистрированные в Украине препараты, не включенные в Национальный перечень основных ЛС, только после удовлетворения 100% потребности в закупке ЛС из Национального перечня.
Формирование номенклатуры закупок на 2018 и последующие годы определено Приказом МЗ от 11.07.2017 г. № 782 «Об утверждении Порядка определения объемов потребности в закупке лекарственных средств заведениями и учреждениями здравоохранения, которые полностью или частично финансируются из государственного и местных бюджетов». Квалификационные критерии отбора участников определены ст. 16 ЗУ «О публичных закупках». Заказчик может использовать один или несколько критериев: наличие оборудования и материально-технической базы (территориальное размещение и т.д., надлежащее подтверждение, правовой характер наличия оборудования); наличие работников соответствующей квалификации, имеющих необходимые знания и опыт (подтверждение опыта/квалификации, обоснованность требований); наличие документально подтвержденного опыта выполнения аналогичного договора.
Обжалование процедур закупки осуществляется через Антимонопольный комитет Украины путем обращения в постоянно действующую административную коллегию (коллегии) по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок. Проанализировав жалобы, были выявлены основные нарушения:
– необоснованное объединение товаров в один лот;
– установление требований, которым соответствует продукция только одного производителя, что приводит к ограничению конкуренции между участниками торгов;
– в составе предложения участника часть документов подана на русском языке (в технической документации (ТД) –– все на украинском);
– в составе предложения участника подан проект договора с незаполненной спецификацией (не соответствует требованиям ТД);
– справка из банка датирована раньше, чем дата объявления (не соответствует требованиям ТД).
Как известно, компания SMD проводит мониторинг государственных закупок. С января 2016 г. к имеющимся источником были присоединены данные ProZorro, а с середины 2016 г. проводится мониторинг сведений о централизованных закупках через международные организации Crown Agency, UNDP и UNFPA. Ирина Горлова, генеральный директор компании SMD, представила на семинаре динамику государственных закупок.
В 2016 г. рост сегмента государственных закупок был +50% за счет восстановления централизованных закупок (+126%) и закупок больниц (+36%), составив 6,3 млрд грн. (в первом полугодии 2017 г. — 2,4 млрд грн.). Из них 81% составили закупки ЛС, но отмечен значительный рост в сегменте товаров по уходу за пациентом (личная гигиена) и изделий медицинского назначения. Доля отечественных ЛС в государственных закупках составила 30% в грн. и 76% в упаковках. В закупках больниц лидерами являются компании ГК «Здоровье», ПАТ «Фармак», РОШ, «Артериум».
Сергей Ярошенко, руководитель службы поддержки NEWTEND, в своем выступлении остановился на положительных и отрицательных кейсах участия в торгах. Как победить в закупке, если в ней принимают участие недобросовестные операторы? Выступающий рекомендовал прежде всего до публикации ставки определить минимальную цену и не опускать ставку ниже допустимого уровня. Начальную ставку лучше указать немного меньше, чем ожидаемая стоимость. Если обнаружены явные признаки сговора между конкурентами, не стоит реагировать на демпинг и снижать ставку. Эффективным инструментом восстановления справедливости является подача жалобы. Что делать в случае выявления нарушений в государственных закупках? Есть два варианта — требование или жалоба. Подача требования не оплачивается, его рассматривает заказчик, ответ которого должен прийти в течение 5 дней. Подача жалобы — платная процедура (от 5 до 15 тыс. грн.), ее рассматривает Антимонопольный комитет Украины. В течение 3 рабочих дней жалобу принимают к рассмотрению и информацию об этом размещают в системе. Срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней с даты начала ее рассмотрения. На время рассмотрения жалобы процедура закупки приостанавливается, а заказчик не может подписывать договор с поставщиками.
Живой интерес собравшихся вызвало выступление Татьяны Колесник, консультанта по вопросам государственных закупок, в котором она рассказала об электронной системе закупок ProZorro, ее преимуществах и недостатках. Докладчица подробно остановилась на вопросах регистрации в системе и работе на электронных площадках, объяснила, как правильно искать закупки в системе, как их планировать, определять предмет закупки (лоты) и способы закупки (допороговые закупки, открытые торги, национальные открытые торги). Так, открытые торги предполагают несколько этапов: аукцион, оценка торгового предложения, открытие торгового предложения, рассмотрение торгового предложения. Особое внимание было уделено порядку опротестования результатов торгов.
Текст: “Фармацевт Практик”
Фото: “Правовой Альянс”