Статті

Следственные действия и налоговые проверки в офисе компании. Защита бизнеса и личная безопасность

11/07/2016

Зачастую при визите правоохранительных либо фискальных органов руководители и персонал фармацевтических компаний не знают, как обезопасить себя от незаконных действий. В связи с этим возникают большие риски для бизнеса компании, утечки конфиденциальной и коммерческой информации. В данной статье мы постараемся дать практические советы о том, как обезопасить себя и компанию

Превентивные меры

Прежде всего необходимо помнить, что визит представителей правоохранительных органов либо фискальной службы можно предвидеть посредством регулярного проведения анализа деятельности фармацевтической компании. Для этого желательно осуществлять постоянный мониторинг судебного реестра на наличие судебных решений в отношении компании и внутренний мониторинг: состояние делопроизводства (контроль деятельности канцелярии в отношении писем и запросов из государственных органов), финансовой и налоговой сферы, участие в государственных закупках. Также необходимо анализировать внешние отношения компании с контрагентами (особенно с имеющими сомнительную репутацию) либо государственными органами на наличие конфликтных ситуаций, которые могут стать причиной проверок или проведения следственных действий. Еще одной важной составляющей превентивных мер является подготовка и инструктаж персонала компании в отношении их действий в случае визита представителей правоохранительных органов.

Особенности проведения следственных действий в фармацевтических компаниях

Чаще всего представители правоохранительных органов приходят в компанию для проведения обыска либо получения временного доступа к вещам и документам (выемка). Конечно, они могут прийти в офис компании и просто как посетители, так сказать, поговорить. Но в этом случае никакие процессуальные действия совершаться не могут. По своей сути обыск и выемка являются следственными действиями, которые проводятся в целях выявления и фиксации сведений об обстоятельствах совершения уголовного преступления, отыскания орудия уголовного преступления или имущества, которое было добыто в результате его совершения, а также установления местонахождения разыскиваемых лиц. Иными словами, обыск проводится для поиска доказательной базы в конкретном уголовном деле либо, что тоже случается, для давления на менеджмент компании.

Костин_optКак правило, обыск и выемка проводятся в самом начале уголовного дела и поэтому процессуальный статус лиц и юридического лица (свидетели, потерпевшие, подозреваемые) не определен. Это обстоятельство налагает ограничения в использовании прав, которые предоставлены Уголовно-процессуальным кодексом Украины участникам процесса. Однако возможность защитить свои права и интересы все-таки существует.

Необходимо помнить, что следственное действие будет начато с момента предъявления определения суда и входа внутрь офиса представителей правоохранительных органов. Прежде всего вам нужно истребовать у лиц, проводящих обыск, служебное удостоверение (проверить срок его действия), определение следственного судьи (копию которого вам обязаны вручить) и отдельный приказ руководителя правоохранительных органов с перечнем лиц, проводящих обыск (если он производится группой). При этом обязательно сверьте фамилии в определении и приказе с данными участниками обыска.

При обыске компании обязательно для соблюдения прав клиента присутствие адвоката, однако, кодекс не содержит императивной нормы, согласно которой участие адвоката при проведении обыска является обязательным. Поскольку адвокат не всегда находится в офисе, сотрудники должны срочно сообщить ему об обыске и до его приезда контролировать ход действий (попросить всех проверяющих представиться; по возможности переписать данные их служебных удостоверений; держать всех участников обыска в поле зрения; не отходить от входа; затягивать ознакомление с определением и т.п.).

При проведении обыска участники имеют такие права: ходатайствовать о применении технических средств фиксации, после чего она является обязательной (нарушение этого права влечет незаконность всех доказательств, собранных в ходе следственного действия), делать заявления, подлежащие занесению в протокол обыска, знакомиться с протоколом обыска.

По завершении обыска представители правоохранительных органов составляют протокол и опись изымаемых вещей и документов, один экземпляр которого предоставляют руководителю или представителю компании.

Необходимо помнить, что по одному определению следственного судьи может проводиться лишь один обыск и составляться один протокол. Иное является серьезным нарушением норм уголовного процессуального законодательства.

Статья 159 Уголовного процессуального кодекса Украины предусматривает временный доступ к вещам и документам и предназначен для предоставления стороне уголовного производства лицом, во владении которого находятся такие вещи и документы, возможности ознакомиться с ними, сделать копии и изъять их (произвести выемку). Такая мера обеспечения уголовного производства проводится исключительно на основании определения следственного судьи по отношению к вещам, которые сами по себе или в совокупности с другими вещами и документами имеют значение для установления важных обстоятельств уголовного производства. При проведении временного доступа к вещам и документам лицо, указанное в определении, обязано предоставить владельцу вещей и документов оригинал определения следственного судьи и вручить его копию. Необходимо помнить, что временный доступ к вещам и документам запрещен по отношению к переписке и другим формам обмена информацией между защитником и его клиентом, а также к объектам, связанным с такой перепиской. Также ограничен временный доступ к вещам и документам, которые имеют охраняемую законом тайну (врачебная тайна, банковская тайна, конфиденциальная информация, государственная тайна). Лица, проводящие временный доступ, в случае выемки вещей и документов обязаны оставить владельцу опись изъятых вещей и документов, а также, по требованию владельца, их копию.

Еще одним следственным действием, схожим с обыском, является осмотр, цель которого — выявление и фиксация сведений об обстоятельствах совершения уголовного преступления. Осмотр жилища или другого помещения совершается только по правилам обыска, поэтому обязательным является наличие определения следственного судьи. Данное следственное действие практически не применяется в отношении хозяйственных преступлений в силу необходимости совершения следователями тех же действий (получение разрешения следственного судьи на доступ в помещения), что и при обыске. При этом права следователей ограничены кодексом.

Для информированности, думаю, следуют сообщить читателю, что Уголовным процессуальным кодексом Украины также предусмотрен такой вид негласных следственных действий, как обследование публично недоступных мест, жилья или другого владения лица. Данное действие проводится тайно и исключительно по определению следственного судьи. Законодательством предусмотрен четкий перечень оснований: выявление и фиксация следов совершения тяжкого или особо тяжкого преступления, вещей и документов, которые имеют значение для их досудебного расследования; изготовление копий или образцов указанных вещей и документов; выявление и изъятие образцов для исследования во время досудебного расследования таких преступлений; выявление разыскиваемых лиц; установление технических средств аудио- и видеоконтроля лица. С иной целью тайное обследование помещений компании проводиться не может. В нашей практике такое следственное действие в отношении юридических лиц не встречалось.

Хочу обратить особое внимание на имущества и документы, которые изымаются во время проведения обыска. Изъятие производится при обязательном присутствии не менее двух понятых независимо от проведения технической фиксации следственного действия. Процесс изъятия должен проводиться в той же комнате, где находятся вещи или документы. Все должно быть опечатано, упаковано и проверено согласно описи. Нужно помнить и быть готовым к тому, что изыматься могут вещи и документы не только указанные в определении следственного судьи, но и другие.

Также обращаю внимание на то, что при обыске помещения по решению следователя или прокурора может проводиться личный обыск, если есть основания считать, что такие лица скрывают вещи или документы, важные для уголовного производства. В таком случае обыск должен производиться лицами того же пола, а результаты обыска должны быть зафиксированы в отдельном протоколе.

Особенности проведения налоговых проверок

Налоговым кодексом Украины предусмотрено несколько видов налоговых проверок: камеральные, документальные (плановые и внеплановые; выездные и невыездные), фактические.

Камеральная проверка осуществляется в помещении контролирующего органа на основании сведений из налоговых деклараций, а также данных электронного администрирования.

Документальные плановые проверки проводятся в соответствии с планом-графиком проверок. Решение о проведении такой проверки оформляется приказом, копия которого, а также уведомление о дате начала проверки в обязательном порядке, не позднее 10 дней до такой даты, должны быть вручены налогоплательщику под расписку либо рекомендованным письмом.

Для проведения внеплановых проверок существует исчерпывающий перечень оснований, предусмотренный статьей 78 Налогового кодекса Украины. Поэтому в приказе обязательно должно быть указано, на каком из оснований, предусмотренных статьей 78 Кодекса, проводится внеплановая проверка. В противном случае проверка осуществляться не может. Приказ о проведении внеплановой проверки вручается налогоплательщику перед началом такой проверки.

Малоприятными для налогоплательщиков являются фактические проверки, поскольку они проводятся без предупреждения. Решение о такой проверке оформляется приказом, копия которого вручается под расписку непосредственно перед началом ее проведения. Предметом фактических проверок являются: вопросы в отношении оборота наличных денежных средств, порядок осуществления налогоплательщиками расчетных операций, ведение кассовых операций, наличие лицензий, патентов, производство и оборот подакцизных товаров, соблюдение работодателями трудового законодательства в части оформления трудовых отношений с работниками.

Налогоплательщик, который стал субъектом проверки, должен знать, что, помимо приказа о проведении проверки, проверяющие должны иметь при себе направление на проведение проверки с подписью и печатью руководителя контролирующего органа, а также служебные удостоверения лиц, указанных в направлении. Если не указаны основания для проверки, отсутствует хотя бы один из документов либо они составлены с нарушениями, представители компании в праве не допускать проверяющих из контролирующего органа к проверке.

Если же представитель контролирующего органа допущен к проведению проверки, то необходимо контролировать сроки проведения таких действий, поскольку они четко установлены статьей 82 Налогового кодекса Украины.

Нужно помнить, что кроме случаев, предусмотренных уголовным процессуальным законодательством, изъятие оригиналов первичных, финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов запрещено. Речь может идти исключительно о копиях первичных документов.

По результатам проверки представители контролирующих органов составляют такие документы: акты (в случае обнаружения нарушений) и справки (в случае, если нарушения налогового законодательства не выявлены). Акты и справки составляются в двух экземплярах, подписываются представителем контролирующего органа и подлежат регистрации, а после этого направляются компании для подписи (при этом налогоплательщик обязан подписать документ). Если налогоплательщик отказывается подписать акт проверки, то этот факт актируется проверяющими. Налогоплательщик имеет право изложить свои возражения в отношении акта проверки.

Далее контролирующий орган составляет и отправляет налогоплательщику налоговое уведомление-решение, к которому прилагается расчет обязательств и штрафных санкций. Необходимо помнить, что форма и порядок отправки уведомления-решения четко установлены законодательством. В связи с этим при получении такого документа следует проверить, соответствует ли он установленным требованиям.

Подводя итоги, можно сказать, что руководителям фармацевтических компаний следует проводить профилактическую разъяснительную работу с персоналом с привлечением адвокатов-практиков с целью их подготовки к плановым и особенно неплановым визитам представителей фискальных и правоохранительных органов. Также важно постоянно контролировать деятельность компании во избежание возникновения потенциальных рисков. Но если же визит предствителей правоохранительных или фискальных органов неизбежен, то необходимо сверять каждый документ и каждое их действие с требованиями законодательства, поскольку малейшее нарушение дает основания для признания таких действий незаконными.

Илья Костин,
партнер ЮК «Правовой Альянс», адвокат, глава Комитета защиты профессиональных прав адвокатов и гарантий адвокатской деятельности Совета адвокатов Киевской области

subscribe

“Фармацевт Практик” #6′ 2016

https://rx.ua
ПЕРЕДПЛАТА
КУПИТИ КНИГИ