Что такое справедливость? Биологический аспект
Что такое справедливость? В попытках прийти к единому мнению в ответе на этот вопрос, было сломано много копий и выпущено много стрел. Есть ли объективные критерии, которые могли бы измерить справедливость?
Справедливость на генетическом уровне
Можно ли понять биологическую природу так называемых высших духовных ценностей, к числу которых относят и справедливость? Томографическое сканирование мозга показывает скрытую картину его работы. По данным нейробиологов, за чувство справедливости отвечает ряд участков мозга, связанных с эмоциональной сферой человека. Мозгу не важны философско-культурные оценки того или иного вида поступков: каждое человеческое проявление он распознает по-своему и соответствующим образом «работает» с этими стимулами.
Предполагают, что стремление к справедливости сформировалось на генетическом уровне в процессе социального становления человечества, поскольку предоставляло более справедливым сообществам конкурентные преимущества. Биологическую основу могут иметь только эволюционно обусловленные наследственные предрасположенности к выработке определенных эмоциональных реакций и поведенческих ответов на несправедливость. Они относятся к общечеловеческим закономерностям, которые следует четко отделять от культурных и национальных традиций.
Несмотря на то, что всегда и везде существовало материальное неравенство, в человеке заложено стремление всех уравнять. Эгалитаризм (стремление к равенству) тесно связан с чувством справедливости и составляет одну из важных морально-психологических основ человеческих обществ
Все равны, но кое-кто «равнее»
В экономике и социуме тесно переплетены две дилеммы: эгоизм–справедливость и эффективность–равенство. Постоянно приходится искать компромисс между эффективностью, понимаемой как суммарный общий выигрыш, и равенством распределения благ.
Американские ученые попытались при помощи тщательно спланированных тестов и изощренного статистического аппарата разобраться в хитросплетениях человеческих мотивов. Используя модифицированную версию игры «Диктатор», они сравнивали решения, принимаемые рядовыми американцами и представителями элиты. К последней категории были отнесены студенты наиболее престижных учебных заведений и граждане с высоким доходом в сочетании с хорошим образованием. У представителей элиты обнаружилась бóльшая склонность к эгоизму, в противовес заботе об интересах других людей. Кроме того, элита придает большее значение эффективности, понимаемой как совокупный общий выигрыш. А рядовые американцы больше ценят справедливость и равенство в распределении материальных благ.
Читайте также: Альтруизм как средство выживания
Не доставайся же ты никому!
У взрослых людей представления о справедливости значительно варьируют в разных обществах. Чтобы отличить случайное от закономерного, ученые попытались выяснить, как формируется это свойство у детей в ходе их развития.
Международная команда психологов и антропологов изучила развитие чувства справедливости у детей из семи стран: США, Канады, Мексики, Перу, Уганды, Индии и Сенегала. Оказалось, что в шести из семи популяций у детей рано появляется и быстро усиливается с возрастом склонность отвергать неравные и при этом невыгодные варианты раздела конфет, при которых другому ребенку достается больше. Это проявление так называемой справедливости первого порядка — отказ от невыгодных и нечестных вариантов. Отказ от награды в том случае, когда другому достается что-то более ценное, начинает проявляться уже в 4–6 лет и быстро усиливается с возрастом. Единственное исключение — дети из деревни индейцев майя (Мексика), которые почему-то не желали отказываться от конфет ни при каких обстоятельствах.
Этот «низший» уровень справедливости имеет глубокие эволюционные корни, встречаясь не только у человека, но и у многих высокосоциальных животных, таких как собаки и обезьяны. Неприятие невыгодного неравенства, даже сопряженное с материальными затратами, в конечном счете является адаптивным и полезным. Оно помогает поддерживать свой социальный статус и не позволяет себя эксплуатировать.
Читайте также: Выученная беспомощность: что делать, если жизнь загнала в угол?
Справедливость высшего порядка
Отказ от награды в случае, когда другому достается меньше, называют «справедливостью второго порядка». Это явление — большая редкость в животном мире, причем главным стимулом для такого поведения является боязнь навлечь на себя зависть и гнев соплеменников. В исследованиях было установлено, что шимпанзе чаще отказываются от заработанного винограда, когда видят, что другим шимпанзе достается менее ценная морковка.
Одна обезьяна в ходе исследований получала эксклюзивный паек из молока и изюма на глазах у подруг и родных, чувствуя на себе их завистливые взгляды. Через некоторое время она отказалась от всякого вознаграждения. Глядя на экспериментатора, она упорно показывала на остальных, пока тем тоже не дали вкусненького, и только после этого вновь начала есть. Человекообразные приматы, в отличие от нашей «элиты», умеют думать о будущем, и если бы та обезьяна цинично объедалась деликатесами на виду у всех, то позже, по возвращении в стаю, у нее могли возникнуть серьезные неприятности.
Американские нейробиологи обнаружили, что в ходе размышления над моральной дилеммой (выбор между «более справедливым» и «более эффективным» решением) у людей избирательно возбуждаются три небольших участка мозга
Кто справедливее?
В богатых странах справедливость второго порядка распространена больше, чем в бедных. Это связывают с цивилизованными рыночными отношениями, которые невозможны без определенного уровня честности и справедливости при взаимодействии между незнакомыми людьми. Репутация является одной из ключевых составляющих ведения бизнеса.
С ранних лет и в семье, и в школе детям настойчиво прививают идеалы справедливости и объясняют необходимость заботы о слабых и обездоленных. Поэтому не удивительно, что в экспериментах с конфетами дети из богатых стран (США и Канады) отказывались от конфет, если другому ребенку не доставалось сладостей или предлагалась меньшая порция.
При этом проявление справедливости второго порядка обнаружилось и у детей из Уганды, однако в четырех из семи популяциях (Мексика, Перу, Индия, Сенегал) вообще никаких достоверных проявлений высшей справедливости выявить не удалось. По-видимому, у данной формы справедливости нет столь солидных биологических оснований, как у справедливости первого порядка. Она в меньшей степени опирается на врожденные свойства человека и является преимущественно продуктом культуры. Не удивительно, что проявления высшей справедливости могут значительно варьировать в зависимости от страны и эпохи.
Читайте также: Как биология человека влияет на его поведение
Стремление к равенству
Несмотря на то, что всегда и везде существовало материальное неравенство, в человеке заложено стремление всех уравнять. Эгалитаризм (стремление к равенству) тесно связан с чувством справедливости и составляет одну из важных морально-психологических основ человеческих обществ.
В основу идеи равенства заложены мотивы личной выгоды каждого члена сообщества. Иными словами, если совместная выгода больше, то и мне лично больше достанется. Это подтверждается серией экспериментальных игр, в которых каждый игрок по своему желанию мог восстанавливать финансовое равенство между участниками.
Правила игры исключали мотив личной выгоды и эмоциональный контакт между игроками. Оказалось, что все участники игры стремились поддерживать материальное равенство в группе, но были определенные нюансы. «Богатые» игроки пытались сделать богаче остальных членов игрового коллектива. А «бедные» участники в два раза чаще применяли штрафы, чем дарили подарки, то есть их мотивом было «пусть богатые станут беднее».
Примечательно, что самые «везучие» игроки вызывали раздражение у 75% участников, а у 41% — откровенную злость. При этом умеренная «везучесть» вызывала существенно меньше негативных эмоций — в 46 и 27% случаях соответственно. Это заставляет задуматься о глубинной подоплеке таких распространенных явлений, как злобная зависть бедного соседа к богатому, требования малоимущих поставить всех богатых к стенке и о причинах благотворительности богатых.
Справедливость и эмоции
Американские нейробиологи обнаружили, что в ходе размышления над моральной дилеммой (выбор между «более справедливым» и «более эффективным» решением) у людей избирательно возбуждаются три небольших участка мозга. «Эффективность» принятого решения коррелировала с активностью скорлупы (putamen).
Для «справедливости» ключевым участком мозга оказалась кора островка (cortex insularis), область, имеющая прямое отношение к чувству эмпатии (сопереживания). При интегральной оценке качества достигнутого результата, основанной на совместном учете двух предыдущих показателей, активизировалось хвостатое ядро (nucleus caudatus). Этот участок мозга играет важную роль в интеграции различных психических «переменных», в вынесении «социально ориентированных» оценок, а также в таких явлениях и поступках, как доверие к другим людям или жертвование на благотворительные нужды.
Для каждого испытуемого был вычислен коэффициент, отражающий степень неприятия несправедливости. У женщин стремление к равенству оказалось выражено сильнее, чем у мужчин (среднее значение для женщин составило 10,3, для мужчин — 4,7, для выборки в целом — 6,9).
Читайте также: Как феромоны влияют на нашу жизнь?
Добрая нейронная сеть
Считается, что справедливость и эгоизм связаны с разными мыслительными процессами и аспектами психики. Ведь справедливость предполагает, что интересы всех людей имеют равную значимость, а эгоизм руководствуется собственными корыстными интересами. Однако на практике отделить одну дилемму от другой порой бывает непросто.
Если мы совершаем альтруистический поступок от всей души, не ожидая ничего взамен, то это безусловно добро. Но следует ли считать добрым поступок, если взамен ожидается какая-то ответная реакция? Или это просто взаимовыгодный обмен действиями? Парадокс в том, что какой бы ни была мотивация, конечный результат действий зачастую оказывается одним и тем же. При этом активируются одинаковые области мозга.
Несмотря на это, ученым из Швейцарии, Японии и Южной Кореи удалось показать, что наш мозг хорошо различает эти виды хороших поступков. В случае бескорыстной доброты возбуждение от поясной коры передавалось к островку и слабо воздействовало на области полосатого тела. В случае расчетливого альтруистического акта с надеждой на награду эта система возбуждалась в другом порядке: от островка сигнал шел к полосатому телу и передней поясной коре. Как бы в обществе ни классифицировали бескорыстное добро и разумный эгоизм, человеческий мозг с такими понятиями работает по-разному, четко различая эти два мотива.
Татьяна Кривомаз, канд. биол. наук
“Фармацевт Практик” #5′ 2016