ЖизньСтатті

Медицина нацизма

05/08/2011

Медицина призвана служить человечеству и дарить надежду больным. В ее истории немало подвигов во имя исцеления людей, помощи страждущим. Но есть в ней и черные страницы. Бесчеловечные опыты над узниками в нацистских концлагерях — одна из них.

Лагеря уничтожения
Первый концлагерь был открыт в 1933 г., последний — захвачен советскими войсками в 1945. Между этими датами 5 миллионов замученных, умерших от непосильной работы, задушенных в газовых камерах, расстрелянных и погибших от «медицинских опытов»… Сколько было этих, последних, никто не знает. Сотни тысяч, миллионы?
У каждого лагеря была своя «специализация».
В Бухенвальде занимались разработкой противотифозной вакцины, заражая здоровых людей. В тех редких случаях, когда сыворотка действовала и подопытный не погибал, эссесовцы повторяли эксперимент, но с удвоенной дозой бацилл. В этом лагере проводили также опыты по заражению людей оспой, паротитом и дифтерией.
Заключенные начинали завидовать тем, кого отправили в газовую камеру сразу после приезда. Впрочем, ею заканчивались все эксперименты. Врачи, служившие фашизму, не хотели оставлять свидетели своей «медицинской» деятельности.
В концлагере Дахау специализировались на малярии, описывая течение и осложнения болезни. Для экспериментов отбирали самых здоровых людей в возрасте 20–45 лет. Каждую неделю жертвами этого заболевания становились не менее 20 человек. Узникам также делали прививки, вызывающие развитие флегмоны, подвергали воздействию высокого атмосферного давления и замораживали живьем. Не констатируя смерть, тут же проводили вскрытие, чтобы выяснить, как влияют давление и холод на работу сердца, сосудов. Еще живых людей вскрывали и для того, чтобы узнать, какое время продолжает работать сердце после наступления клинической смерти.
Узницам женского лагеря Равенсбрюк вводили в раны стафилококк, возбудителей газовой гангрены и столбняка, чтобы испытать эффективность сульфаниламидных препаратов. Проводили также эксперименты по терапии травм. Для этого женщин сначала калечили, а потом «лечили». Если хотели взглянуть, как идет опыт, вырезали кусок тела и оголяли нужную кость. Но самой чудовищной была трансплантация костных тканей: врачи-садисты ампутировали здоровые конечности у разных женщин, меняли их местами, а потом пытались «приживить».
В концлагере Нацвейлер экспериментировали, заражая заключенных желтой лихорадкой и тифом, в Заксенхаузене  испытывали жидкие отравляющие вещества.
Самым страшным лагерем считался Освенцим (немецкое название — Аушвиц), опыты над людьми там приобрели грандиозные масштабы.
Заключенных привозили в товарных вагонах и сразу сортировали на три группы: подлежащих немедленному уничтожению, годных для работы и тех, кто подвергнется  медицинским опытам. Один из свидетелей, врач СС, лично принимавший участие в отборе людей на железнодорожной ветке, писал в своем дневнике: «Я первый раз лично участвовал в «специальной операции». В сравнении с ней «Ад» Данте показался мне почти комедией. Недаром Аушвиц называют лагерем уничтожения…».

Черный список истории
Многие имена преступников канули в лету, но на скрижалях истории медицины навсегда запечатлены фамилии, особо отличившихся врачей-убийц фашистской Германии. Среди них есть те, кто считал, что работает во имя здоровья будущей нации. Их опыты легли в основу техники проведения некоторых операций, разработки вакцин, методов терапии раненных. Но большинство бездарных врачей в угоду своим амбициям проводили совершенно бессмысленные эксперименты.
Например, доктор Домен разрабатывал вакцину против желтухи. Он заражал «подопытных» гепатитом и пытался их лечить с помощью прокалывания печени. Эти опыты не имели никакой научной ценности,  что было ясно специалистам рейха с самого начала.
Его коллега профессор Август Хирт создавал «коллекцию» черепов «еврейско-большевистских комиссаров». Для этой цели ему предоставили 115 узников Освенцима. Свои «экспонаты» Хирт отправлял в Анатомический институт при имперском университете.
Были среди врачей и такие, как Рашер, — его эксперименты по изучению способов отогрева обмороженных дали реальные результаты, принесли ему славу и награды фюрера. А учебник анатомии Германа Восса, составленный на основе проведенных в гестапо опытов, сегодня знает каждый немецкий студент-медик.
Профессор Карл Клауберг и доктор Шуман проводили эксперименты по стерилизации людей, разрабатывая эффективный метод уничтожения славян. Клауберг писал Гиммлеру: «Если мои исследования будут проходить как до сих пор, то близок день, когда я смогу сказать: врач, получивший соответствующую подготовку, в специально оборудованном кабинете сможет стерилизовать несколько сотен, а может, и тысяч женщин в течение одного дня».
Но, несомненно, самым известным в истории геноцида осталось имя Йозефа Менгеле.

Доктор Смерть
Менгеле, выходец из Баварии, получил хорошее образование  — он изучал философию в Мюнхенском университете и медицину во Франкфуртском. В 1934 г. Йозеф заинтересовался политикой и через три года стал офицером СС. Несколько лет он работал в институте наследственной биологии и расовой гигиены, где защитил докторскую диссертацию на тему: «Морфологические исследования строения нижней челюсти представителей 4 рас».
С начала Второй мировой войны Йозеф находился в центре боевых событий в качестве военного врача. После ранения он был признан негодным к строевой службе, и в 1943 г. получил назначение на должность  главного врача концлагеря Освенцим. Вскоре за особую жестокость узники прозвали его «доктор Смерть».
С приходом Менгеле этот лагерь стал «крупным научно-исследовательским центром». Круг интересов доктора был очень широким. Начал он с работ по «повышению плодовитости арийских женщин», ясно, что материалом для опытов служили вовсе не арийки. Потом главврач поставил противоположную задачу: найти самые дешевые и эффективные методы ограничения деторождения «низших рас». Искалечив десятки тысяч мужчин и женщин, Менгеле убедился, что самый надежный способ избежать зачатия — стерилизация.
Проводил «доктор» эксперименты и с цветом глаз. Ему зачем-то понадобилось на практике доказать, что карие глаза евреев не могут стать голубыми очами «истинного арийца». Сотням евреям он делал в глазные яблоки болезненные инъекции голубого красителя, приводящие к слепоте. Абсурдность таких опытов очевидна даже не медику.
А чего стоили эксперименты над близнецами, в результате которых из 3 тысяч выжили лишь 258! Менгеле лично разыскивал детишек на платформе, когда их выводили из вагонов. Одних он заражал тифом и фиксировал, одинаково ли протекает болезнь. Других использовал для опытов по стерилизации. Близнецам переливали кровь, пересаживали органы друг друга, принудительно меняли пол. Сестер заставляли рожать детей от братьев. По свидетельству очевидцев, перед тем как приступить к экспериментам, этот выродок гладил детей по голове и угощал шоколадкой. Тех, кто не выдерживал опытов, убивал собственноручно.
Жертвами экспериментов «доктора Смерти» стали десятки тысяч человек!
В 1945 г. нацист тщательно уничтожил свои архивы и сбежал из Освенцима.

Оправдания нет
До 1949 г. Менгеле спокойно жил и работал под своим именем в родном городе Гюнцбурге. Потом через Красный Крест получил новые документы и эмигрировал в Аргентину, а затем в Парагвай. Он благополучно прожил 68 лет, причем неоднократно посещал Европу, где остались его жена и сын. Смерть Менгеле была легкой — утонул в теплых волнах океана во время купания.
Через много лет выяснилось, что врач-нацист вовсе не был помешанным, проверявшим на людях свои бредовые идеи. Он, оказывается, работал по заданию видных немецких ученых и фармацевтических компаний. Крупнейший химический концерн «ИГ Фарбениндустри» испытывал на узниках свои лекарства и поставлял газ «циклон-Б» для газовых камер.
Немецкие врачи хорошо знали, кто такой Менгеле и каким образом он получал  нужные экспериментальные результаты. До 1972 г. президентом Общества Макса Планка, самого почетного в Германии, был профессор Адольф Бутендант. На основании докладов Менгеле он создал противозачаточные таблетки. Благодаря этому профессор прославился и был удостоен Нобелевской премии.
Результаты опытов в Освенциме, в частности на близнецах, использовал в своих научных исследованиях и учитель «доктора Смерти» — президент германского Антропологического института Отмар Вершуер. Он участвовал в разработке гитлеровской расовой теории и оказал влияние на философию геноцида. После войны Отмар стал одним из ведущих генетиков мира…
В свое время Генрих Гиммлер «оправдал» содеянное… любовью: «Мы имели моральное право, более того — долг перед собственным народом… Все, что мы делали, было продиктовано любовью к своему народу. И мы вышли из всех испытаний морально непоколебимыми».
Татьяна Ломоносова

Вам також буде цікаво це:

https://rx.ua
ПЕРЕДПЛАТА
КУПИТИ КНИГИ